[<10>] ====== Толкования на Пс. 33:17 ====== ===== Свт. Василий Великий ===== **Лице же Господне на творящия злая, еже потребити от земли память их** Под лицем, как думаю, разумеется открытое и явное пришествие Господа на Суд. Почему и сказано, что очи Господа, как бы еще издали нас назирающего, приникают на праведника, а само лице явится, чтобы истребить на земле всякую память беззакония. Но не представляй себе лица Божия в телесном образе. Ибо в таком случае может показаться, что в Писании сказано нечто несообразное, то есть что особо очи сияют на праведника и особо лице обращено на порочных, между тем как невозможны ни очи без лица, ни лице без очей. //«Не узрит человек лице»// Господне и //«жив будет»// (ср.: [[old:ish:33:20|Исх. 33,20]]). Но Ангелы //«малых»// в церкви //«выну видят лице Отца»// нашего, Который на небесах (ср.: [[new:mf:18:10|Мф.18,10]]). Посему для нас ныне по немощи облежащей нас плоти невместимо зрение славного явления Божия, но Ангелам, которые не имеют никакого покрова, подобного нашей плоти, ничто не препятствует непрестанно взирать на лице славы Божией. Почему, когда сделаемся сынами воскресения, тогда и мы будем удостоены знания лицем к лицу. Тогда праведные удостоятся лицезрения Божия в радости, а грешники - в Суде, потому что всякий грех будет истреблен Праведным Судом Божиим. //**Беседы на псалмы. Беседа на тридцать третий псалом.**// ===== Свт. Феофан Затворник ===== **Лице же Господне на творящыя злая, еже потребити от земли память их** См. Толкование на [[old:ps:033:16|Пс. 33:16]] ---- Выражение особого гнева Божия на грешников! В сем сочетании лице означает неблаговоление. Но в других местах пророк Давид ищет лица Божия и всех к тому приглашает. Взыска Тебе лице мое, говорит он к Богу, лица Твоего, Господи, взыщу (ср.: [[old:ps:026:08|Пс. 26, 8]]). Взыщите и все лица Его выну ([[old:ps:104:04|Пс.104, 4]]). Искали видеть лицо Божие Моисей и Илия. И Ангелы выну видят лице Отца Небесного (ср.: [[new:mf:18:10|Мф.18, 10]]). И всем обещается блаженство в зрении Господа лицом к лицу. Здесь святой Пророк хотел только осязательнее изобразить противоположность отношения Господа к творящим злое и к праведникам. Тогда как для праведников Он весь — око назирающее и весь — ухо внемлющее, на грешников, когда исполнится мера беззаконий их, Он только обратит гневное лицо Свое,— и они исчезают с лица земли. Сильно слово: еже потребити от земли память их,— чтоб дух их не пахли имя их не поминалось среди живущих на земле. Истребляет Господь память творящих . злое тем, что погубляет не только их самих, но и детей их, и внучат, и всех потомков. Хотя это не всегда случается видеть, потому что или сами нечестивые раскаиваются прежде, чем постигнет их время праведного гнева Божия, или дети и внучата их не подражают им в злодеяниях их, или по другим каким причинам, кои весть праведный Судия: но святой Давид указывает здесь на то, что нередко бывает, по определению Самого Бога праведного, которое Сам Он ясно изрек и открыл в слове Своем, говоря: Аз есмь Господь Бог твой, Бог ревнитель, отдаяй грехи отец на чада до третияго и четвертого рода ненавидящим Мене (ср.: [[old:ish:20:05|Исх. 20, 5]]). В слове Божием сохранено много опытов такого праведного наказания Божия на грешников. Нечествовавших при праведном Ное потоп потопил всех. Содомлян и гоморрян с жителями других городов огонь истребил тоже всех. Кто остался из семейства возмутителей Дафана и Авирона, коих и с кущами поглотила земля? Вымер, по прописанному закону правды Божией, весь род Саулов, род Ахаава и Иезавели, Ирода-четверовластника. И много подобных примеров представляет священная и гражданская история. Внимательные к судьбам Божиим и на своей памяти встречают повторение тех же судов Божиих, негласно изрекаемых, а на деле видимых. Когда расплываются, как говорится, дома, прежде благоденствовавшие, никогда это не бывает даром. Где-нибудь в родоначальнике залегла истребительная искра — какое-либо злодеяние и неправда,— скрытная, привлекшая, однако ж, явную кару Божию. Зло саморазрушительно. Как яд, принятый в тело, проникает его мало-помалу все и подъедает в нем корни жизни: так Богу ненавистное зло греховное, совершенное родоначальником, постепенно подъедает животы потомков его, пока совсем не истребит их всех. Здесь, впрочем, на земле, суды Божии суть большею частию очистительные и исправительные. Окончательное же потребление памяти злотворящих последует уже на земле новой, под новым небом, как говорит святой //Кирилл// (у //Евфимия Зигабена//). В сем отношении лицо Господне будет означать явное и открытое пришествие Господа на суд, как разумеет святой //Василий Великий//, когда и грех, и грешники будут истреблены праведным судом Божиим. На сем-то суде сретить гневное лицо Божие паче да убоимся, грешники! //**Толкование на некоторые псалмы.**// ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Лице же Господне на творящия злая, еже потребити от земли память их** Бог видит также, говорит Пророк, и тех, которые отваживаются делать противное сему, и произносит на них приговор конечной гибели. ===== Евфимий Зигабен ===== **Лице же Господне на творящыя злая, еже потребити от земли память их** Бог, говорит, видит и грешных, делающих зло, но их не так видит, как видит праведных. Ибо на праведных призирает с удовольствием, сохраняя их от всякого вреда, а на грешников смотрит грозно и их наказывает. Посему всякий грешник, когда потребует того время, истребится как с сей земли, так и с земли кротких и спасаемых, по словам //Божественного Кирилла//. Итак, да убоятся все грешники, как не могущие скрыться от лица и очей Божиих во время делания злых дел! Или, по словам //Василия//, лицем Господа называет открытое явление Его в будущей жизни, когда будет смотреть на несчастных грешников взором грозным и строгим. ===== Архиеп. Ириней (Клементьевский) ===== ** Лице же Господне на творящыя злая, еже потребити от земли память их.** Сравнивая состояние нечестивых, возвышает Пророк благополучие праведных. Якоже бо очи Господни неусыпно зрят на праведных, дабы сохранить их: тако лице Господне, то есть, те же очи Господни неусыпно зрят на творящих злая, однако не с тем, чтоб сохранить их, но дабы потребить от земли память их: то есть, дабы до основания искоренить и погубить не токмо их самих, но и детей, и внучат, и потомков всех, донележе совершенно загладится и самая память их. Сие хотя не всегда видеть случается, потому что или сами нечестивые раскаиваются прежде нежели время мщения постигнет, или дети и внучата не подражают грехам родителей, или по иным причинам праведный Судия отлагает таковыя казни: но Псаломник воспевает то, что по большей части бывает, и что сказано в первой главе Десятословия: //Аз есмь Господь Бог твой, Бог ревнитель, отдаяй грехи отец на чада, до третияго и четвертаго рода ненавидящим Мене// [[old:ish:20:05|(Исх. 20:5)]]. //** Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Лице же Господне на творящыя злая, еже потребити от земли память их** См. Толкование на [[old:ps:033:16#lopuxin_ap|Пс. 33:16]] ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **Лице же Господне на творящыя злая, еже потребити от земли память их** См. Толкование на [[old:ps:033:17#prot_grigorij_razumovskij|Пс. 33:17]] [<10>]