[<10>] ====== Толкования на Пс. 33:20 ====== ===== Свт. Василий Великий ===== **Многи скорби праведным, и от всех их избавит я Господь** Сказано: //«во всем скорбяще, но не стужающе си»// [[new:2kor:04:08|(2 Кор. 4,8)]]. Почему и Господь говорит Своим ученикам: //«В мире скорбни будете: но дерзайте, яко Аз победих мир»// [[new:in:16:33|(Ин. 16,33)]]. Посему, если видишь когда праведников в болезнях, с поврежденными членами, покинутых своими, в ранах, в бесчестии, в совершенной скудости и лишении необходимого, то помни, что **«многи скорби праведным, и от всех их избавит я Господь».** А утверждающий, что скорбь не прилична праведнику, не иное что говорит, как одно с утверждающим, будто бы борцу не приличен противоборник. Но борец, не выходящий на подвиг, будет ли иметь какой предлог к получению венцов? Вот уже в псалме сем в четвертый раз говорится, каким образом Господь избавляет от скорби, если кого хочет избавить. В первый раз: ([[old:ps:033:05|5]]) //«взысках Господа, и услыша мя, и от всех скорбей моих избави мя»//. Во второй: ([[old:ps:033:07|7]]) //«сей нищий воззва, и Господь услыша и, и от всех скорбей его спасе и»//. В третий: ([[old:ps:033:18|18]]) //«воззваша праведнии, и Господь услыша их»//. В четвертый, наконец: **«многи скорби праведным, и от всех их избавит я Господь».** //**Беседы на псалмы. Беседа на тридцать третий псалом.**// ===== Свт. Феофан Затворник ===== **Многи скорби праведным, и от всех их избавит я Господь** См. Толкование на [[old:ps:033:16|Пс. 33:16]] ---- //Избавление от скорбей// Последний предел Божия благоволения, до коего доводит богобоязненность! Сказал уже, что Бог их видит, слышит, близ них есть; теперь заключает: от всех скорбей избавит их. Пусть многи скорби праведным на земле: таков уж порядок жизни сей; но от всех их избавит их Господь. Не сказал, что праведных «не коснутся скорби; ибо этому быть нельзя, а напротив, по тому самому и не миновать скорбей праведным, что они праведны, как говорит Премудрый, что, приступая работать Господу, должно душу свою готовить на искушения (см.: [[old:prsir:21:start|Сир. 21]]). Не сказал так, а прямо открыл, что многи скорби праведным; только прибавил к тому утешительное обетование, что //от всех их избавит я Господь//. Как избавит? Так, что во всех их, как бы они ни были велики, сохранит их целыми, не допустит их пасть под тяжестью их, даст силы перенести и преодолеть их; праведники пройдут сквозь сии скорби непобежденными и выйдут из них победителями. Праведника, благоволением Своим воодушевив, покровом Своим обнадежив и силою Своею укрепив, выводит Господь на борьбу с противностями, воздвигаемыми нелюбителями правды, враждебными силами, видимыми и невидимыми. Стоит праведник непоколебимо в своей праведности, среди всех напастей, как утес среди моря, обуреваемый волнами. Не утес сокрушается, а волны, приражающиеся (нападающие) к нему, сокрушаются и отбегают. Так и в борьбе праведников: не праведники сокрушаются, а все враждебные силы сокрушаются о непоколебимую твердость их праведности. Это именно избавление и обещается праведным. Так и Господь предрек Апостолам, что они в мире скорбны будут; только в утешение им тотчас прибавил: //но дерзайте, яко Аз победих мир// (ср.: [[new:in:16:33|Ин. 16, 33]]). Не бойтесь! Эти скорби мира ничего вам не сделают. Я победил мир; сею Моею победительною силою и вы будете побеждать и одолевать мир, при всех его на вас нападках. Почему святые Апостолы все скорбели; но, скорбя, исповедали, что хоть скорбят, но //не стужают тем// (ср.: [[new:2kor:04:08|2 Кор. 4, 8]]), и всех воодушевляли, говоря: //верен Бог, Иже не оставит вас искуситися паче, еже можете, но сотворит со искушением и избытие, яко возмощи вам понести// (ср.: [[new:1kor:10:13|1 Кор. 10, 13]]). К сему //блаженный Феодорит// говорит: «хоть Бог попускает праведным вступать в борьбу, но Сам вспомоществует им и являет их превозмогающими встречающиеся с ними напасти, подкрепляя и делая твердыми их помышления». Почему, «если видишь когда праведников в болезнях с поврежденными членами, покинутых своими, в ранах, в бесчестии, в совершенной скудости и лишении необходимого; то помни, что так следует, по премудрым порядкам Божиим. Утверждающий, что скорбь неприлична праведнику, говорит одно с утверждающим, будто борцу неприличен противоборник. Но борец, не входящий в подвиг, будет ли иметь какой повод к получению венцов?» (//Василий Великий//). Избавление праведных от скорбей, как в предыдущем стихе спасение смиренных духом, есть собственно устояние их, при всем напоре скорбей, в порядке праведной жизни, в верности заповедям Господа и правилам веры. Прекратятся ли скорби их в этой жизни или будут тяготеть над ними до самой смерти,— это в очах Господа, как и в мысли праведных, не имеет решительного значения. Бывает, что они прекращаются или обычным своим течением, или особенным действием промышления Божия. Но хоть бы этого и не случилось, всячески Божие избавление и спасение сопутствует праведным неотступно; и из мрака скорбей, сквозь сень смертную, изводит их на свободу и вводит в жизнь, полную отрады, где только она и уместна в истинном своем значении и виде. «Люди неправедные, говорит //блаженный Августин//, меньше имеют скорбей, а праведные больше терпят. Но те после небольших или никаких скорбей пойдут на вечное мучение, от коего уже не избавятся никогда: а праведники после многих скорбей внидут в вечный покой, где никогда уже не коснется их никакое зло». //**Толкование на некоторые псалмы.**// ===== Свт. Игнатий (Брянчанинов) ===== **Многи скорби праведным, и от всех их избавит я Господь** Воспел святой пророк Давид: **Многи скорби праведным и от всех их избавит я Господь**. Как это верно! Всем истинно служащим Господу, праведным правдою Искупителя, а не своею падшею и ложною, попускается много скорбей; но все эти скорби рассыпаются сами собою; ни одна из них не может сокрушить раба Божия: они воспитывают, очищают, усовершают его. О скорбях грешников, живущих на земле для земных наслаждений и для земного преуспеяния, Пророк не сказал ни слова. Скорби им не попускаются. К чему им скорби? они не понесут их с благодарением, а только ропотом, унынием, хулою на Бога, отчаянием умножат грехи свои. Господь предоставляет им пользоваться земными благами до самой кончины, чтоб они опомнились хотя по причине благоденствия своего. Он посылает скорби только тем грешникам, в которых предвидит обращение, которые в книге живота, по предведению Божию, уже внесены в число праведников, оправданных правдою Искупителя. Грешников намеренных и произвольных, в которых нет залога к исправлению и покаянию, Господь не признает достойными скорбей, как не принявших учения Христова, не оказавших никакого усердия последовать Христу, вступивших на путь неправды не по увлечению и не по неведению. Скорби о Христе суть величайший дар Христов, даруемый тем, которые от всей души предались в служение Христу. ===== Прп. Нил Синайский ===== **Многи скорби праведным, и от всех их избавит я Господь** Чем больше кто совершает добрых дел, тем большее число людей оскорбляют его, потому что восстают на него многие злые духи и неправедные люди. А Бог попускает многим оскорблять праведника, доставляя ему случай к приобретению вечной и приснопамятной славы, воздаваемой за перенесение чрезмерных скорбей. Посему, когда праведник, недоумевая, скажет Богу: для чего, Владыка мой, все //«стужающии ми»// укрепляются на меня [[old:ps:012:05|(Пс. 12:5)]]? Для чего, Владыка мой, //«отстоишь далече и презираеши меня»// [[old:ps:009:22|(Пс. 9:22)]], тысячекратно оскорбленного и утружденного? Для чего //«бых язвен весь день»// бедственной жизни моей [[old:ps:072:14|(Пс. 72:14)]]? Когда сие и подобное сему скажет праведник, ответит ему Бог, изрекший у Пророка: //«еще глаголющу ти, се приидох»// [[old:is:58:09|(Ис. 58:9)]]. Так ответит верному и от сердца возведшему к Нему взоры рабу, и скажет: для того попустил Я тебе много скорбеть и обременяться бедствиями, чтобы соделать тебе //«тяготу вечныя славы»// [[new:2kor:04:17|(2 Кор. 4:17)]]. Для сего-то и описываются, и на самом дел бывают **«многи скорби праведным»** [[old:ps:033:20|(Пс. 33:20)]]. **//Письма на разные темы. Монаху Елевферию.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== Ст. 20-21 **«Многи скорби праведным, и от всех их избавит я Господь». «Хранит Господь вся кости их, и ни едина от них сокрушится».** Хотя попускает им вступать в борьбу с скорбями: но Сам вспомоществует и являет их превозмогающими встречающияся с ними напасти, подкрепляя и делая твердыми их помышления. Ибо костями назвал Пророк помыслы. Как на костях, которые тверды, держится все остальное тело: так душа помыслами приобретает себе спасение. ===== Евфимий Зигабен ===== **Многи скорби праведным, и от всех их избавит я Господь** Господь попускает праведникам падать в скорби, чтобы посредством их они упражнялись в добродетели; но не оставляет их до того, чтоб они были побеждены скорбями от неперенесения их: прежде нежели побеждены, или совершенно освобождает их от оных, или дает им силу переносить их без печали до конца, так как и это победа, как мы сказали выше. Посему и Господь сказал: «в мире будете иметь скорбь; но ободритесь, Я победил мир» [[new:in:16:33|(Иоан. 16,33)]]; и Апостол: «отвсюду нам скорби, но мы не стесняемся» [[new:2kor:04:08|(2 Кор. 4,8)]], и еще: «верен Бог, который не попустит нам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и выход, чтоб вы могли понести» [[new:1kor:10:13|(1 Кор. 10,13)]]. Слова //Божеств. Василия//: Кто говорит, что скорбь не прилична праведнику, тот говорит ничто иное, как то, что борцу не приличен противуборник; а не вступающий в бой борец, какие случаи будет иметь к венцам? ===== Архиеп. Ириней (Клементьевский) ===== **Многи скорби праведным, и от всех их избавит я Господь.** Сему подобное во псалме [[old:ps:090:15|Пс. 90:15]] сказал: //с ним есмь в скорби, изму его, и прославлю его,// показывая, что Бог праведных людей, по причине утеснений и гонений в сокрушении сердца воздыхающих к Нему, не оставляет, но неотступно благодатию Своею пребывает с ними, подавая терпение и небесным утешением растворяя оное, дабы могли мужественно страдания сносить, но и сии недолго продолжаются: ибо скоро //смиренных духом спасает//, то есть: изъемлет от угнетения и бедствий, и после мрака печалей, светом радости осиявает. И далее то же самое повторяя, присовокупляет: //многи скорби праведным, и от всех их избавит я Господь. Отъимет бо всяку слезу от очию их//, как сказано во Откровении у Иоанна[[new:otkr:21:04| (Откр. 21:4)]]. Отсюду научаемся, что Бог хотя не обещает верным Своим в жизни сей совершенныя свободы от нищеты, болезней, поношения, гонений, клевет и утеснений, однако обещает духовное утешение, как здесь, так и в будущей жизни. В Еврейском тексте читается в единственном числе: //многи скорби праведному, и от всех их избавит его Господь.// Но в смысле несогласия нет: ибо Пророк не одному праведному избавление от скорбей возвещает, но каждому, а потому и всем. //** Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.**// ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **Многи скорби праведным, и от всех их избавит я Господь** См. Толкование на [[old:ps:033:04#prot_grigorij_razumovskij|Пс. 33:4]] [<10>]