[<10>] ====== Толкования на Пс. 34:12 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Воздаша Ми лукавая возблагая, и безчадие души моей** Говорит это, потому что оказались они недостойными именоваться чадами Божиими. И cиe-то всего более давал знать Спаситель, говоря подобно сказанному: //колькраты восхотех собрати чада твоя// [[new:mf:23:37|(Мф. 23,37)]]! **//Толкование на псалмы.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Воздаша ми лукавая возблагая, и безчадие души моей** Я низложил Голиафа, который самонадеянно величался пред целым народом, я неоднократно преодолевал иноплеменников, и его самого духовными бряцаниями освобождал от демонскаго неистовства; а он не перестает враждовать на меня, намереваясь предать смерти и забвению всеми. Ибо безчадием назвал Пророк забвение; так как память о человеке сохраняется детьми. Посему Бог всяческих и говорит чрез Пророка Исаию: //«да не глаголет каженик: аз есмь древо сухо. Сия глаголет Господь кажеником»// избирающим, //«яже Аз хощу, дам им в дому Моем и во ограде Моей место» чудное, и «имя» доброе, «лучшее от сынов и дщерей»// [[old:is:56:03|(Ис.56:3–5)]]. ===== Евфимий Зигабен ===== **Воздаша ми лукавая возблагая и безчадие души моей** Вместо, говорит, благодеяний, оказанных мною Саулу, он мне воздал злодеяниями. Ибо я, умертвивший общего врага, иноплеменника Голиафа, я, изгнавший злого духа из Саула, а тепер гоним самым облагодетельствованным мною, Саул и сообщники его воздали мне и бесчадием, то есть, бесплодием в отношении к добродетели, потому что, решившись умертвить меня, они умыслили воспрепятствовать мне в приношении плодов добродетели. Или—воздали бесчадием душе моей,—вместо—мне, то есть чтобы мне не жить и не родить чад. //Бож. Кирилл// говорит, что и это сказывается от лица Христа об иудеях, которые за полученные ими от Господа благодеяния, ругались, поносили и предали (Его) Кресту. Они причинили и бесчадие Господу, вспрепятствовав другим сделаться учениками Его, которые называются чадами духовными. И //Феодорит//: Он непрестанно воюет против меня, чтобы предать меня смерти и забвений. Ибо бесчадием назвал забвение, так как в чадах сохраняется память (о родителях). Посему и общий всем Бог— (так как память сохраняется не только чрез детей, но и еще более чрез добрые дела) говорит чрез прор. Исаию: Пусть не говорит скопец: я бесплодное дерево. Вот что говорит Господь: скопцам, если они изберут то, что Я хочу и будут держаться моего завета, дам в дому моем место знаменитое, лучшее, нежели сыны и дщери; дам им вечное имя [[old:is:56:03|(Ис. 56,3-5)]]. ===== Архиеп. Ириней (Клементьевский) ===== **Воздаша ми лукавая воз благая, и безчадие души моей** Здесь приступает пророк ко второму роду гонений, то есть, к ложным свидетельствам, которыми нечестивые не тайно уже, как сказано выше, но явно гонят праведных, и увеличивая злобу клеветников своих, во-первых, глаголет: //воставше//, дабы показать, что они не ожидали призывания, но сами собою для лжесвидетельства пришли; во-вторых, присовокупляет //яже не ведех//, дабы показать, что праведный обвиняется от беззаконных свидетелей в том, чего он не токмо не сделал, но даже и не помышлял; в-третьих, присовокупляет:// вопрошаху мя//, дабы показать дерзость и безстыдство лжесвидетелей, которые, не удовольствовавшися тем, что сказали ложное свидетельство пред судиею, дерзают еще и самаго праведнаго мужа самолично обвинять и вопрошать. В-четвертых, присовокупляет: //воздаша ми лукавая воз благая//, дабы показать, что лжесвидетели оные, ничем не будучи обижены, но напротив, еще и облагодетельствованы, по единой злобе к клевете приступили. Наконец присовокупляет: //безчадие души моей//, дабы доказать, что нечестивые оные люди ложными свидетельствами своими не маловажнаго некоего зла ищут, но самаго величайшаго, то есть жизни, как в Еврейском тексте явно и ясно читается, где так изображено: //воздаша ми лукавая за благая, (желая) отъяти душу мою.// Последуя же переводу седмидесяти толковников: //безчадие души//, можно в двояком смысле взять. Во-первых, за всецелое разорение человека, каковое приключилось праведному Иову, который в один день потерял имение, детей и здравие; во-вторых, за один род зла такого, которое за великое почитается, как у диавола, который чрез служителей своих оное зло нанести тщится, так и у человека праведнаго, который терпеть оное принужден бывает. Сие зло состоит в отъятии чести: ибо человек честный, чрез ложныя свидетельства обезславленный, делается как бы безчаден, осиротел и подобен подсеченному древу, которое не может уже плода приносить. //** Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Воздаша ми лукавая воз благая, и безчадие души моей** //"Сиротством душе моей"// - оставленность Давида со стороны близких ему людей. **//Толковая Библия.//** ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **Воздаша ми лукавая воз благая, и безчадие души моей** См. Толкование на [[old:ps:034:11#prot_grigorij_razumovskij|Пс. 34:11]] [<10>]