[<10>] ====== Толкования на Пс. 35:3 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Яко ульсти пред ним обрести беззаконие свое, и возненавидети** **Яко ульсти пред ним.** Добровольно остается он в сем неведении, не имея охоты поверить дела свои и возненавидеть сделанное худо. **Обрести беззаконие свое и возненавидети.** Не помышляет и о том, что Бог обретает грех его и, обретши оный, ненавидит и грех, и согрешающего. **//Толкование на псалмы.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Яко ульсти пред ним обрести беззаконие свое, и возненавидети** По своему же собственному изволению пребывает он в сем неведении; потому что не хочет пересмотреть сделаннаго и возненавидеть, что сделано худо. ===== Евфимий Зигабен ===== **Яко ульсти пред ним обреcти себе беззаконие свое и возненавидети** Ибо, говорит, беззаконник вот что сделал: употребил хитрость против самого себя, то есть, сделал зло и не хотел сделать испытание и исследовать, чтоб найдя, каковы беззакония его, возненавидеть их. А Великий Василий изъясняет это так: И не тот исповедывается, кто сказав: я согрешил, остается во грехе, но кто, по выражению псалма, обрел свое беззаконие и возненавидел. Ибо какая польза от тщательности врача для больных, когда больной делает то, что расстраивает жизнь. Так нет пользы и от прощения грехов тому, кто продолжает делать неправду. Но когда оставляется грех? Когда, овладев душею добродетель и заняв ее всю своими мыслями, произведет в ней омерзение к противной расположенности. Препод. Патермуфий говорит: Что это сказано об Амноне, сыне Давида, который, учинив насилие сестре своей не от одной матери—Фамаре, по растлении возненавидел ее, как написано: и возненавидел ее ненавистью великою, более, нежели прежде возлюбил ее [[old:2ts:13:15|(2Цар. 13,15)]]. В изданном Своде есть и следующие слова Божественного Василия: Не помышляет, говорит, и о том, что Бог находит грех его и найдя оный ненавидит как его, так и оный (грех). Итак, он ухитрился в обретении его, не желая, чтобы был найден, но хитро защищая грех свой. А Бож. Кирилл изъясняет так: Не пошел, говорит, путем истины пред очами Божиими, ибо почти это думаю, должно означать слово: польстил. ===== Еп. Ириней (Орда) ===== **яко ульсти пред ним обрести беззаконие свое, и возненавидети** Пред глазами Божиими они коварно поступают с ближним, и притом так, что грехи их не обыкновенные какие-либо, которых Бог отвращается, но такие, которых Он ненавидит и за которые поэтому накажет самым строгим образом. **//Руководственное пособие к пониманию Псалтири.//** ===== Прот. Сергий Терновский ===== **яко ульсти пред ним обрести беззаконие свое, и возненавидети** Нечестивый не имеет истинного страха Божия в сердце; он лукаво действует в присутствии Самого Бога; обманывает Бога в том, что хочет найти в себе беззаконие и возненавидеть его. Напротив, он и не хочет испытывать себя пред судом Божиим (Афан. на сие место) в своей совести, чтобы узнать свою греховность, а ежели когда и поражается сознанием греха, то не чувствует в себе отвращения ко греху, не позволяет себе возненавидеть грех (Феодор. и Август. на сие место). **//Толкование особых изречений в церковной Псалтири, изложенное по руководству святых отцов Церкви.//** ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **Яко ульсти пред ним обрести беззаконие свое, и возненавидети** **Ульсти**, от слова – ульстити, – значит: «солгал, действовал льстиво, обманул». Так, Саул, по-видимому, признавался в своем безумии и раскаивался в своих несправедливых и враждебных отношениях к Давиду, обещаясь оставить их навсегда и заменить добрыми и справедливыми отношениями. Но говоря **о беззаконии своем**, как бы искренно сознавшись в нем, он только схитрил (по переводу еп. Порфирия слова **ульсти**), льстивый самому себе в глазах своих, обманывал себя и других, говоря, что он открывает, обретает пред Богом **беззаконие свое**, чтобы **возненавидеть** его. Но это – неправда лесть и обман. //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]