[<10>] ====== Толкования на Пс. 35:4 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Глаголы уст его беззаконие и лесть: не восхоте разумети, еже ублажити** **Глаголы уст его беззаконие и лесть.** Беззаконие в тех поруганиях, какие делали Христу; и лесть в том, что, намереваясь поставить Ему сети, приступали к Нему с льстивыми словами. **Не восхоте разумети, еже ублажити,** добровольно устранив себя от того, чтобы делать добро. **//Толкование на псалмы.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== Ст. 4-5 **Глаголы уст его беззаконие и лесть: не восхоте разумети, еже ублажити. Беззаконие помысли на ложи своем: предста всякому пути неблагу, о злобе же не негодова** В словах, какия употребляет он, нет истины, соплетены же они лестию. Не хочет знать, чтó прилично; ночью слагает лукавые умыслы на ближняго, и днем приводит в исполнение свои умыслы. Причиною сего то, что не гнушается лукавством, и вовсе не отвращается от разных родов онаго. Ибо слова: //«о злобе не негодова»// Пророк употребил вместо сего: не возгнушался; потому что и идолов божественное Писание называет достойными то омерзения, то ненависти ([[old:vtor:07:26|Втор.7:26]]). //Акила// перевел сие: //не отринул//, а //Феодотион//: //не отверг//. ===== Евфимий Зигабен ===== **Глаголы уст его беззаконие и лесть: не восхоте разумети, еже ублажити** **Глаголы уст его беззаконие и лесть** Слова, говорит, которые говорил мне Саул, казавшиеся любезными и мирными, были исполнены беззакония и лести, скрывали в себе яд. Ибо в том-то и состояло дело беззаконное и вместе льстивое, что он словами, по-видимому, дружескими, имел намерение поставить меня вие опасения, что он враг мой, и таким образом, нашедши меня неосторожным, напасть на меня. **Не восхоте разумети еже ублажити** Саул, говорит, не хотел прийти в разум, чтоб делать добро; перестать, то есть, чтоб от ухищрений против меня. Другой говорит: Это было крайне худо, не хотеть добра и не делать никакого различения в душе, когда хотение клонится к добру, а похоть отвлекает от оного; но нарочно здесь составлять слова и ночные советы и дневные действия, чтобы не возможно было, говорит: добра, которого хочу, не делаю, а делаю зло, которого не хочу [[new:rim:07:15|(Рим. 7,15)]]. ===== Еп. Ириней (Орда) ===== Ст. 4-5 **Глаголы уст его беззаконие и лесть: не восхоте разумети еже ублажити. Беззаконие помысли на ложи своем: предста всякому пути неблагу, о злобе же не негодова** Беззаконны их слова, ожесточенно (**не восхоте разумети**) сердце; даже ночью злоба их не дает им покоя; они не боятся никакого греха. **//Руководственное пособие к пониманию Псалтири.//** ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 4-5 **Глаголы уст его беззаконие и лесть: не восхоте разумети еже ублажити. Беззаконие помысли на ложи своем: предста всякому пути неблагу, о злобе же не негодова** От отсутствия в нечестивом страха Божия зависит и то, что все его слова, поступки и помыслы направлены к неправде, лукавству и злу. Так как деятельность нечестивого имеет целью личный интерес, мелочный, то и приемы его действий основаны на лжи, строении козней, чему он отдается даже в ночное время - время покоя для других людей. ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **Глаголы уст его беззаконие и лесть: не восхоте разумети, еже ублажити** То есть слова **уст его** – неправда и лукавство, обман. На словах он (Саул) выразил сознание виновности своей в отношении к Давиду и обещание исправиться, переменить злобные отношения на добрые, но это только на словах (**глаголы уст его**), – в сердце же своем он не думает об исправлении, на самом же деле не хочет вразумиться (**не восхоте разумети**) представленными ему со стороны Давида явными и очевидными доказательствами его несправедливости, – чтобы не делать более зла [[old:1ts:26:21|(1 Цар. 26:21)]], а чтобы делать добро (**еже ублажити**): не хочет он вразумиться, чтобы делать добро. //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]