[<10>] ====== Толкования на Пс. 35:10 ====== ===== Прп. Антоний Великий ===== **Яко у тебе источник живота, во свете твоем узрим свет** Давид говорит: **во свете Твоем узрим свет** [[old:ps:035:10|(Пс.35, 10)]]. Что же это за свет, в котором видит человек свет? Это тот свет, о коем упоминает Господь наш Иисус Христос в Евангелии, – т.е. чтоб весь человек был светел, и не было в нем ни одной части темной [[new:lk:11:36|(Лк.11, 36)]]. Господь также сказал: //никтоже знает Отца, токмо Сын, и емуже аще волит Сын открыти// [[new:mf:11:27|(Мф.11, 27)]]. Сын же не открывает Отца Своего сынам тьмы, но тем, кои пребывают во свете и суть сыны света, коих очи сердечные просветил Он познанием заповедей. //**Письма к монахам.**// ===== Прп. Исаак Сирин ===== **Яко у тебе источник живота, во свете твоем узрим свет** Страсти суть как бы твердая какая сущность; они занимают средину между светом и созерцанием и препятствуют при созерцании различать разнообразие вещей. Чистота есть прозрачность мысленного воздуха, в недрах которого воспаряет внутреннее наше естество. Если ум не здрав в естестве своем, то недейственно в нем ведение, как и телесное чувство, когда от каких-нибудь причин повреждено, теряет зрение. Если же ум здрав, но нет в нем ведения, то без него не различает ум духовного, как и глаз, здоровый в целом своем составе, бывает нередко слаб относительно к чувственному зрению. А если во всем этом сохранено, что чему свойственно, но не близка благодать, то в деле различения остается все сие недейственным; как и в часы ночи, поелику нет тогда солнца, глаза бывают неспособны разбирать предметы. И когда все (то есть и глаз, и зрение) здорово и само в себе совершенно, но некоторые вещи не различены или не различаются, то сим исполняется сказанное: **во свете Твоем узрим свет**. Если же благодать мысленного Солнца бывает близка, возбуждает к желанию, поощряет и делает бодрственным, но нет в уме чистоты, то он подобен пустому воздуху, который непрозрачен от густоты облаков и темных веществ, удобно возносящихся к солнечному свету, веселящему нас приятностию сего видения. //**Слово 43.**// ===== Прп. Иустин (Попович) ===== **Яко у тебе источник живота, во свете твоем узрим свет** **Во свете Твоем узрим свет** — во свете Слова можно зреть словесность мира и человека, свет мира и человека. Иначе и мир, и человек утопают в самой конечной тьме. — Вера во Христа открывает этот свет (см.: [[new:in:12:35|Ин.12:35]]-36, [[new:in:12:46|46]]). //**Подвижнические и богословские главы.**// ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Яко у тебе источник живота, во свете твоем узрим свет** **«Яко у Тебе источник живота».** Здесь ясно открывает нам Пророк тайну святыя Троицы; потому что источником жизни наименовал Единородное Божие Слово. Так и Сам Единородный называет Себя чрез Пророка Иеремию: //«Мене оставиша Источника воды живы», пошли, «и ископаша себе кладенцы сокрушенныя, иже невозмогут воды содержати»// ([[old:ier:02:13|Иер.2:13]]). Посему Пророк сказует, что сей источник у Отца, согласно с евангельским учением, сказующим: //«Аз во Отце, и Отец во Мне есть»// ([[new:in:14:10|Ин.14:10]]). **«Во свете Твоем узрим свет»**, потому что, просвещаемые только всесвятым Духом, усматриваем мы лучи Твоего Единороднаго. Сказано: //«никтоже может рещи Господа Иисуса, точию Духомь Святым»// ([[new:1kor:12:03|1Кор.12:3]]); и: //«нам Бог открыл есть Духом Своим»// ([[new:1kor:02:10|1Кор.2:10]]). ===== Евфимий Зигабен ===== **Яко у тебе источник живота, во свете твоем узрим свет** **Яко у Тебе источник живота** Сими словами царепророк хочет выразить сие—Ты жизнедатель. Ибо Владыка Христос сказал: Я путь и истина и жизнь [[new:in:14:06|(Иоан. 14,6)]]. Ибо как Бог, Он имел источник жизни в Себе, а не имел ее отвне, как имели святые, воскрешавшие мертвых. Или говорит, что у Тебя—Отца— есть Жизнедатель—Сын, сказавши: Я в Отце и Отец во Мне [[new:in:14:10|(Иоан. 14,10)]], Источник жизни, ибо и у Иеремии сказано: оставили Меня—источника воды жизни [[old:ier:02:13|(Иep. 2,13)]], как изъясняет Феодорит. **Во свете Твоем узрим свет** В сих словах заключается богословие, пророчествующее о святой Троице, то есть, что мы, которые уверуем, чрез Сына Твоего, Отец, познаем Святаго Духа; потому что если Бог есть свет триипостасный, то посему и каждое лице Святой Троицы есть свет: потому то и Сын учил о Святом Духе, называя Его Утешителем единосильным и равночестным; хотя и на оборот, будучи просвещаемы Святым Духом, от Отца происходящее созерцаем, по словам Феодорита, лучи Сына. Ибо, как учит Павел, никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым [[new:1kor:12:03|(1Кор. 12,3)]]; также: Нам же Бог открыл Духом Своим [[new:1kor:02:10|(1Кор. 2,10)]]. Это место изъясняет //Григорий Богослов//: В Духе Бога и Отца увидим Сына— троичный и нераздельный свет; в свете Духа—Христа; ибо никто не может назвать Господом Иисуса, как только Духом Святым [[new:1kor:12:03|(1Кор. 12,3)]]. Василий так: Светом называется Дух, потому что из всех душ, в которых Он вселяется, изгоняет всякое неведение и заблуждение, и потому что обращает к себе все то, что объемлется его лучами. //Кирилл//: Если Сын есть свет от света; то неужели когда либо не было в Отце света Его? Как не отделяется от огня действие света; так и от Отца—рождающийся от Него свет. ===== Еп. Ириней (Орда) ===== **Яко у тебе источник живота, во свете Твоем узрим свет** Бог дарует спасающую, подкрепляющую, подающую жизнь и сохраняющую ее благодать, потому что Он Сам есть жизнь (**источник живота**); Он есть Первоисточник всякого блага, благо людей; но благо в противоположность бедствиям есть свет (ср. [[old:ps:004:07|Пс. 4:7;]] [[old:ps:026:01|26:1;]] [[old:ps:030:start|30]] и др.); поэтому Бог есть свет; если же исходящий от Него свет светит на нас, тогда и мрачные обстоятельства нашей жизни становятся светлыми, блестящими; в благодатном Его свете мы видим свет, т.е. счастливые дни. **//Руководственное пособие к пониманию Псалтири.//** ===== Лопухин А.П. ===== **Яко у тебе источник живота, во свете твоем узрим свет** //"Во свете Твоем мы видим свет".// Так как ранее говорилось о внешних богатых источниках счастливого существования на земле, которые получаются от Бога, то означенное выражение должно, согласно с контекстом речи, понимать так: нашим благополучием (//"видим свет"//) мы обязаны Твоей милости (//"во свете Твоем"//). ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **Яко у тебе источник живота, во свете Твоем узрим свет** Изречения сего стиха имеют причинную связь с изречениями предыдущего стиха. //Поток сладости// Божественной, как всякий вообще поток, имеет источник, и этот источник заключается в Самом Боге: Яко у тебе **источник живота**. Верующие и благочестивые люди, по милости Божией, напояются Божественной благодатной //сладости// из того //потока//, который получает начало от Самого Бога, **источника жизни** и света. Господь Бог, по милости Своей, дарует людям, поддерживает, сохраняет и восстановляет их жизнь, как физическую – телесную, так и духовную и просвещает их светом от Своего Света, ибо Он есть «//Живот и Свет//» [[new:in:01:04|(Ин. 1:4]], [[new:in:01:09|9]], [[new:in:08:12|8:12]], [[new:in:11:25|11:25)]]. Когда человек подвергается бедствиям и ниоткуда не видит себе помощи, тогда объемлют его скорбь и теснота, которые приводят душу его в такое омрачение, что он не знает, куда обратиться и что предпринять, и тогда только он освобождается от такого жалкого и мрачного состояния, когда обратится с молитвою к Господу Богу. В таком ужасном состоянии находился и Давид, когда в бедствиях гонений, всеми оставленный и забытый, признавал себя как бы уже лишенным жизни и света и заключенным во мраке, вместе с умершими [[old:ps:030:11|(Пс. 30:11–13]], [[old:ps:141:08|141:8)]], но одушевляемый и духовно просвещаемый верою в Господа, в надежде на Его милость, ясно предчувствовал, что Господь снова оживит его Своею всемогущею силою [[old:ps:137:07|(Пс. 137:7)]] и просветит светом лица Своего [[old:ps:017:29|(Пс. 17:29)]], т.е. даст ему снова увидеть светлые и счастливые дни на земле. Те же скорби и теснота нападают на человека, преданного греху и всяким беззакониям [[new:rim:02:09|(Рим. 2:9)]], совершенно омрачают его душу и доводят ее до отчаяния, что и видим на судьбе Саула и многих из его приверженцев. Бедственные последствия беззаконной жизни мы нередко видим также у тех людей, которые, утратив свет божественной веры, омрачают свою совесть закоснением в порочной жизни, удаляют себя от благодати Божией и таким образом сами себя лишают вечно-блаженной жизни во свете лица Божия. Об этой жизни и об этом свете и говорит здесь божественный псалмопевец: **Яко у тебе источник живота, во свете Твоем узрим свет**. Просвещаемый светом веры Христовой и направляя жизнь свою во свете Его заповедей и каждый человек может наследовать жизнь вечную и узреть свет Божественный: «//Праведницы просветятся яко солнце в Царствии Отца их//» [[new:mf:13:43|(Мф. 13:43)]]. //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]