[<10>] ====== Толкования на Пс. 35:11 ====== ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Пробави милость Твою ведущим Тя, и правду Твою правым сердцем** Причастниками кроткой и праведной Твоей попечительности соделывай всегда сподобившихся Боговедения и избравших дела благия. Ибо Пророк то и другое сказал об одних и тех же, сделал же разделение по особенному свойству языка. И не иных разумея под ведущими Бога, а иных под правыми сердцем, одним просил милости, а другим правды; но определив, что совершенная добродетель есть хранение истинных догматов и совершение благих дел, приобретшим оную обещает и милость и правду. ===== Евфимий Зигабен ===== **Пробави милость Твою ведущым Тя: и правду Твою правым сердцем** Всегда, говорит, будь милостив, Господи, к тем, которые удостоились познания истинного Бога, и всегда подавай праведную Твою помощь тем, которые по сердцу правы и незлобивы. //Божеств. Кирилл// говорит: К знающим его просит продолжить милость, а к правым по сердцу (продолжить) свою правду, по которой будет воздано им по достоинству: и вторые не должны быть различны от первых, то есть, правые от знающих, ибо за знанием от Бога следует продолжение правого сердца, то есть, ни в каком отношении не развращенного. Или по //Оригену//: Имеющие познание, то есть, веру, милостью оправдываются и спасаются, а те, которые (имеют) и правоту в делах, получают венец правды. Впрочем ежели продолжается милость к знающим Бога, то к знающим Его она будет непродолжительна. Слова //Феодорита//: И то и другое сказал об одних и тех же, употребив разделение по особенному свойству (языка), ибо не называет одних знающими Его, а других—правыми по сердцу; и не просит одним милости, а другим—правды, но, определив совершенную добродетель разумением истинного учения и добрыми делами, имеющим оную обещает милость и правду. ===== Еп. Ириней (Орда) ===== Ст. 11-13 **Пробави милость Твою ведущим Тя и правду Твою правым сердцем. Да не приидет мне нога гордыни, и рука грешнича да не подвижит мене. Тамо падоша вси делающии беззаконие: изриновени быша, и не возмогут стати** За уверенностью в помощи Божией следует молитва, чтобы Бог, как теперь помогает праведникам, так и впредь сохранял их Своею благодатию (**пробави** – продли) и предал злобе грешников (**нога гордыни**, ступание ногою на спину – образ поругания; рука – образ власти). Вера убеждает псалмопевца, что последнее и случится; поэтому он взором веры видит поражение, которое нечестивцы всегда и везде будут испытывать, как бы уже совершающимся (**тамо** – указание на нечто настоящее). **//Руководственное пособие к пониманию Псалтири.//** ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **Пробави милость Твою ведущым Тя и правду Твою правым сердцем** Пробави – значит: «продли, продолжи, протяни». Изобразив различные духовные блага [[old:ps:035:07|(ст. 7–9)]], которых по милости Божией удостоиваются все познавшие Бога верою в Него, псалмопевец молитвенно обращается к Господу Богу и просит, чтобы Он и впредь продолжал изливать милость Свою на верующих в Него (**ведущим Тя**) и **правым сердцем**, т.е. всем искренно верующим и нелицемерно, без всякого лукавства в душе старающимся соблюдать Его Божественные заповеди, чтобы и впредь проявлял Свою **правду**, в защиту их от напастей и для утверждения в добродетели, воздавая правдою за подвиги терпения и благочестия. //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]