[<10>] ====== Толкования на Пс. 36:25 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Юнейший бых, ибо состарехся, и не видех праведника оставлена, ниже семене его просяща хлебы** **Ниже семене его просяща хлебы.** Разумеет мысленные хлебы, а это суть божественные словеса. **//Толкование на псалмы.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== Ст. 25-26 **Юнейший бых, ибо состарехся, и не видех праведника оставлена, ниже семене его просяща хлебы. Весь день милует, и взаим дает праведный, и семя его во благословение будет** И быв молод, и достигнув старости, сколько знаю, не видал я праведника, лишеннаго Божия о нем промышления, потому что правдивый Судия не о них только, но и о рожденных ими, прилагает все Свое попечение. Так об Израиле, даже преступившем закон, промышлял Он за праотеческую добродетель. Так Соломона впадшаго в нечестие, терпел за отцево боголюбие. Выражение же: //«весь день милует, и взаим дает праведный»// означает оказываемыя праведным всякаго рода благотворения, деньгами, вещами, словом, советом. Делая сие, милует он пользующихся благотворением, и взаим дает Богу их. Ибо сказано: //«милуяй нища, взаим дает Богови»// ([[old:pr:19:17|Притч.19:17]]); потому что одно и тоже есть и милость и даяние взаймы. ===== Евфимий Зигабен ===== **Юнейший бых, ибо состарехся, и не видех праведника оставлена, ниже семене его просяща хлебы** **Юнейший бых, ибо состарехся, и не видех праведника **(совершенно)** оставлена** Здесь союз—ибо—излишен. Мысль в сих словах такова: я был молод и теперь состарился, но во все время жизни моей не видел праведника оставленным от Бога, ибо хранит Господь всех любящих Его, как сказал в другом месте тот же Давид [[old:ps:144:20|(Пс. 144,20)]]. Видел, правда, что Бог иногда, по-видимому, оставлял некоторых праведников на малое время, как оставил было и самого Давида, но не оставляет их до конца. По своему усмотрению Он, оставляя, попускает им страдать и чрез страдание сделаться впредь осторожнейшими. Изъяснение на сие //Бож. Кирилла.// От юности, говорит, доселе (ибо я состарился) я не видел праведника оставленным. **Ниже семене его просяща хлебы** Я не видел, говорит, и детей праведника нищими и нуждающимися в насущном хлебе; потому что хотя они на короткое время подверглись страданию, но не до конца. Иначе—это сказано Давидом в частности, а не вообще, так как и Давид говорит один, что видел такового, а не все прочие люди. Можно это понимать и в высшем смысле, то есть: я не видел семени праведника алкавшим духовной пищи, как сказано: гладом не убьет Господь душ праведников [[old:pr:10:03|(Прит. 10,3)]]. Напротив того, понимая это буквально, мы видим, что семя, или дети Иакова просили хлеба в Египте во время семилетнего голода, как замечает великий Василий. Впрочем, хотя он и один, но весьма достоин веры. Так и //Кирилл// говорит, что он самый убедительный свидетель сих слов, как духоносный и венчавшийся благодатью пророчества. По словам //Оригена//,— есть два оставления, одно телесное, нисколько не вредное для нас, другое душевное и пагубное. Итак, смотря потому, сколько мы богатеем праведными делами, столько более получаем помощи, чтобы не быть оставленными до конца; потому—то и не сказал оставленным: но — совершенно оставляемым, потому что праведники на время оставляются, как Иов, чтобы было всем явно, что он праведен. ===== Прот. Сергий Терновский ===== **Юнейший бых, ибо состарехся, и не видех праведника оставлена, ниже семене его просяща хлебы** **Юнейший бых, ибо состарехся:** и состарился, то есть от юности до старости не видал праведника оставлена, ниже семени его просяща хлебы. **Слякохся** - согнулся. **//Толкование особых изречений в церковной Псалтири, изложенное по руководству святых отцов Церкви.//** ===== Лопухин А.П. ===== **Юнейший бых, ибо состарехся, и не видех праведника оставлена, ниже семене его просяща хлебы** //Господь любит правду и не оставит праведников. Как бы быстро ни возрастало могущество нечестивого, Господь сокрушит последнего// Необходимость следования правде и жизни по закону Бога Давид оправдывает своими наблюдениями: он уже состарился //"и не видал праведника оставленным"//, т. е. он не знает примера, когда бы праведник совсем оставлялся Господом, был бы Им отвергнут, хотя бы и приходилось ему в свою жизнь испытывать разные бедствия. Последние были только временными, но никогда, по наблюдению Давида, решительными и заключительными положениями жизни праведника. ===== Прот. Григорий Разумовский ===== Ст. 25–26 **Юнейший бых, ибо состарехся, и не видех праведника оставлена, ниже семени его просяща хлебы. Весь день милует и взаим дает праведный, и семя его во благословение будет** Здесь псалмопевец из собственного опыта и наблюдения представляет свидетельство особенного промышления Божия о праведнике, и не только о нем самом, но и о потомстве его. Милость и помощь Божия никогда не оставляют праведного человека, и **благословение** Господне почиет не только на нем, но и на семени его, т.е. на детях и внуках его. **Юнейший бых** – так говорит о себе псалмопевец, т.е.: я был еще очень молод, и с той самой юности моей, с тех пор как стал сознавать себя и людей, с того самого времени как стал понимать житейские отношения людей между собой и их отношения к Богу, и до сей поры, до самой старости моей (**ибо состарехся**), во всю жизнь мою я **нe видел** ни одного верующего и **праведного** человека, который был бы **оставлен** Богом и угнетаем бедностью в такой степени, что нуждался бы в куске хлеба. Я не видел даже **семени его**, т.е. потомков его, до такой степени обедневших, чтобы они своею крайней бедностью вынуждались **просить хлеба**, или милостыни. Напротив, я, говорит, видел, что праведник всегда имеет возможность другим оказывать милость, сам подает милостыню и **уделяет **другим** взаимообразно**. А потому и семя его бывает благословенно от Бога (**во благословение будет**), т.е. потомки его не только не нищенствуют, не выпрашивают у других хлеба, но и благословляются от Бога всяким довольством и обилием даров земных и духовных. //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]