[<10>] ====== Толкования на Пс. 36:27 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Уклонися от зла и сотвори благо, и вселися в век века** **И вселися в век века.** И наследуешь, говорит, вечные селения. **//Толкование на псалмы.//** ===== Прп. Максим Исповедник ===== **Уклонися от зла и сотвори благо, и вселися в век века** **Уклонися от зла, и сотвори благо**, то есть борись с врагами, чтоб умалить страсти, а затем бодрствуй, чтоб не умножились они; и опять борись, чтоб стяжать добродетели, а после того бодрствуй, дабы сохранить их. И сие-то было бы //делати и хранити// [[old:gen:02:15|(Быт. 2, 15)]]. //**Главы о любви.**// ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Уклонися от зла, и сотвори благо, и вселися в век века** Поэтому всякий человек, зная сие, известившись, какая награда и добродетели и пороку, пусть избегает всех видов порока, идет же путем противоположным, чтобы насладиться вечными благами. ===== Евфимий Зигабен ===== **Уклонися от зла и сотвори благо, и вселися в век века** **Уклонися от зла и сотвори благо** Это сказал и в [[old:ps:033:15#evfimij_zigaben|33]]-м псалме, где можешь видеть и изъяснение сего. **И вселися в век века** Поелику, говорит, читатель, ты узнал из преждесказанного, каковы награды и воздаяния за добродетели, и каковы напротив наказания за порок: то посему, как благоразумный, избери добродетель, или добро, и селись в этом мире в продолжении долговременной жизни, ибо это означает—во век века: потому что и древние праведники, каковы: Авраам, Исаак и Иаков, были долговременны. Если же некоторые умерли и в молодых летах, то это было по усмотрению Божию; и Соломон обещает боящимся Господа многолетнюю старость: страх Господа прилагает дни [[old:pr:10:27|(Прит. 10,27)]]. Или: селись в будущем веке; а в настоящем веке, по причине кратковременности жизни, живи, как пришлец и странник. ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 27-28 **Уклонися от зла и сотвори благо, и вселися в век века. Яко Господь любит суд и не оставит преподобных своих: во век сохранятся: беззаконницы же изженутся, и семя нечестивых потребится** "Жизнь вовек" зависит от уклонения от зла и делания добра, так как //"Господь любит правду и не оставляет святых Своих; во век сохранятся они"//. Под жизнью вовек здесь можно разуметь вечную жизнь за гробом в близости и единении с Богом. Давид, как и все псалмопевцы и, вообще, писатели Ветхого Завета считали смерть тела неизбежным концом существования человека на земле, поэтому буквальное понимание выражения "жизнь вовек", в смысле вечной физической жизни на земле, не может быть допустимо в данном месте. Господь вечен, Он любит правду и праведников не оставляет; когда последний умирает на земле телом, он все-таки не оставляется Богом, так как Господь близко стоит к его душе, т. е. праведник по смерти находится в вечной близости к Богу. Данное место псалма одно из немногих в Псалтири, раскрывающих черты загробного существования праведников. ===== Прот. Григорий Разумовский ===== Ст. 27–28 **Уклонися от зла и сотвори благо, и вселися в век века. Яко Господь любит суд и не оставит преподобных Своих: во век сохранятся: беззаконницы же изженутся, и семя нечестивых потребится** В изречениях сих заключаются повторения или подтверждения и разъяснения того, что сказано было выше, в сем же и в других псалмах. **Уклонися от зла и сотвори благо** – слова эти буквально содержатся в [[old:ps:033:15|15]]-м стихе 33-го псалма, где они и объяснены. Здесь же, в связи с предыдущим, этими словами пророк желает утвердить праведника на пути правды и добродетельной жизни и тем самым укрепить его в надежде не только на долголетие временной земной жизни, но и на нескончаемое блаженство вечного бытия. Праведник, говорит он, всегда пребывает в милости у Бога, и благословение Божие почиет над ним и его потомством, посему и ты (всякий человек) **уклоняйся от зла**, не делай ничего греховного и **сотвори благо**, будь добродетелен, и ты будешь не только долголетен, но и наследуешь вечное блаженство в будущем нескончаемом веке (вселися в век века). Потому что **Господь любит суд**, т.е. Он правосуден, воздает каждому по правде и потому добродетель и праведность не оставляет без награды, – и **не оставит преподобных** (то же, что – «праведных») **Своих**, как и выше сказал [[old:ps:036:25|(ст. 25)]]. Праведные отличаются милостью, //весь день милуют//, и Господь всегда к ним милостив: «//Блажени милостивии, //– говорит Христос Спаситель наш,// – яко тии помиловани будут//» [[new:mf:05:07|(Мф. 5:7)]], получат вечное спасение: **во век сохранятся. Беззаконницы же**, т.е. все нечестивые и законопреступники будут изгнаны (**изженутся**), т.е. не только лишатся всех благ, уготованных праведным, но отошлются Вечным и Праведным Судией в муку вечную, изгонятся «во огнь Вечный; уготованный диаволу и ангелом его» [[new:mf:25:41|(Мф. 25:41]], [[new:mf:25:46|46)]]. И не только сами нечестивые и беззаконники будут изгнаны «//во тму кромешную//» [[new:mf:25:30|(Мф. 25:30)]], но и все потомство их, и семя нечестивых потребится. Как семя праведника, говорит, пребудет в благословении Божием, так **семя нечестивых потребится**, и таким образом исполнится слово Господне, изреченное чрез законодавца Моисея: «//Аз есмь Господь Бог твой, Бог ревнитель, отдаяй грехи отец на чада до третияго и четвертого рода ненавидящим Мене, и творяй милость в тысящах любящим Мя и хранящим повеления Моя//» [[old:ish:20:05|(Исх. 20:5–6]]; [[old:vtor:05:09|Втор. 5:9-10)]]. //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]