[<10>] ====== Толкования на Пс. 36:32 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Сматряет грешный праведнаго и ищет еже умертвити его** См. Толкование на [[old:ps:036:31#svt_afanasij_velikij|Пс. 36:31]] ===== Блж. Феодорит Кирский ===== Ст. 32-33 **Смотряет грешный праведнаго, и ищет, еже умертвити его: Господь же не оставит его в руку его, ниже осудит его, егда судит ему** Одно и тоже выражает Пророк различно, чтобы более утвердилось в памяти то, над чем долее утруждалось внимание. Говорит же, что Владыка не оставляет без надзора праведника, когда злоумышляют против него люди лукавые, и не дает Своего согласия, когда отваживаются на это, но устрояет так, что праведник прескочит сети. Сим пользовался Авраам в двукратное похищение Сарры. Пользовался сим и Исаак, потерпев то же самое; пользовался Иаков, когда позавидовали ему брат и тесть; пользовался Иосиф, когда нападали на него зависть и клевета. И должно ли перечислять все? Любоведущим не трудно и собрать древнее, и усмотреть новое. ===== Евфимий Зигабен ===== **Сматряет грешный праведного и ищет еже умертвити его** Смотрит, значит наблюдает, высматривает и подстерегает грешный праведного, стараясь умертвить его. А грешник означает не только неправедного человека, но и диавола, как отца и виновника греха. ===== Прот. Григорий Разумовский ===== Ст. 32–33 **Сматряет грешный праведнаго и ищет еже умертвити его: Господь же не оставит его в руку его, ниже осудит его, егда судит ему** Другими словами, здесь повторяется то же самое, что сказано в стихах [[old:ps:036:12|12]] и [[old:ps:036:13|13]]. Праведный, имея закон Божий в сердце и исполняя его, делается противным грешнику, нарушающему закон и пренебрегающему им; потому что любящие и исполняющие закон тем самым являются обличителями беззаконной жизни грешников, которые прилагают особенное внимание к тому, чтобы уловить праведника если не в деле, то хотя в слове, прилежно наблюдают (**сматряют**), что делает и что говорит праведный, чтобы //запнуть стопы его//, чтобы нанести ему вред, всячески домогаются, ищут того, чтобы, если можно, умертвить его. Так поступали в отношении к Господу Иисусу Христу злобные и нечестивые враги Его, иудейские книжники и фарисеи, искавшие повода и основания к тому, «//како Его погубят//» [[new:mk:03:02|(Мк. 3:2]], [[new:mk:03:06|6)]]. Но **Господь не оставляет** праведника без Своей помощи и не предаст **его в руки** врагов **его**, не попустит Господь, чтобы праведный остался во власти грешника. «Такого промысла удостоился Авраам, когда дважды похищена была Сарра, и Исаак, подвергшийся тому же, также и Иаков, когда подпал зависти брата и тестя, подобной же милость удостоился и Иосиф, когда вооружились против него завистью и клеветою» (блж. Феодорит [6, с. 172]). И как в настоящей жизни Бог не оставляет праведника, так и во время будущего Суда не осудит, когда грешник будет судиться с праведником, против которого он злоумышлял. //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]