[<10>] ====== Толкования на Пс. 37:2 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Господи, да не яростию Твоею обличиши мене, ниже гневом Твоим накажении мене** **Яростию** и **гневом** Божиим именуются демоны, служащие для наказаний, и силы, служащие для возмездия. Таким образом, он умоляет, чтобы он был обличен не посредством злых сил и не чрез послание гневных ангелов, но чрез спасительные словеса. Господь наказует нас, чтобы привести к памятованию добродетели. И святой отрекается не от обличения или наказания, но от обличения и наказания с гневом и яростью. **//Толкование на псалмы.//** ===== Свт. Василий Великий ===== **Господи, да не яростию Твоею обличиши мене, ниже гневом Твоим накажении мене** См. Толкование на [[old:ps:037:01#svt_vasilij_velikij|Пс. 37:1]] ===== Свт. Феофан Затворник ===== **Господи, да не яростию Твоею обличиши мене, ниже гневом твоим накажеши мене** Выслушав из уст Нафана пророка определение Божие о себе, св. Давид возчувствовал грозность суда Божия. Поражала его немилость Божия, подгневность тяготила его. И вот он вопиет: обличи и наказывай, но не яростью и гневом. «Умоляет вразумить, как свойственно врачу, а не судии, и уврачевать не сильно, но легко действующими врачевствами.» (Феодорит). То, что я потерял благоволение Твое и состою под гневом, несноснее для меня всякаго наказания. Возврати мне это чувство неотвращения Твоего от меня и неотвержения меня. Что здесь говорится об отвращении внутренних кар, падающих прямо на совесть и сердце, видно из того, что внешних наказаний, как епитимии за грехи, пророк желает и изъявил всякую на них готовность [[old:ps:037:18|(ст. 18)]]. Тут выражается обычный ход возникновения грешника от греховного усыпления. И всякий грешник, прошедши в сознание своей грешности, во первых чувствует гнев Божий,– видится ему, что будто сейчас правда Божия готова поразить его. И вот он вопиет: Господи, не поражай!– Тоже и к вечному мучению он чувствует себя будто приговоренным. Почему, обращаясь в покаянии к Богу, молится он и о том, чтоб не предал его тамошнему страшному суду и наказанию, а здесь наказал и помиловал. //«Сказано будет по левую сторону стоящим: «идите от Мене в огнь вечный»// [[new:mf:25:41|(Мф. 25:41)]]. Этого страшнейшего наказания боясь, просит и молит: **Господи, да не яростию Твоею обличиши мене**... Да не буду я между теми, коим скажешь Ты: //«отъидите от Мене в огнь вечный»//. В этой жизни накажи и исправь.» (Августин). //«Ярость и гнев»// – однозначащие слова. //"Ярость"// означает сильное раздражение, когда сердце кипит, как кипит и пенится вода. Это выражение употребляется всегда, когда Бог, человекообразно представляется крайне раздраженным (см. [[old:2par:29:start|2 Пар. 29]]). И //"гнев"// то же значит. Отличие их то, что в первой раздражение пребывает в себе, а в этом оно обнаруживается вовне и заявляется действиями. Разным образом //"обличиши"// и //"накажеши"// сходны. Обличают, раскрывая неправедность и грешность дела, наказывают – вразумляют, показывая, как следовало поступать, и как надо исправиться. Если идет речь о подсудности и наказании, то первым означается раскрытие виновности и судоговорение, а вторым исполнение приговора делом, или действительное наказание. Обличение бывает словом [[old:ps:140:05|(Пс. 140:5)]] или делом [[old:ps:104:14|(Пс. 104:14)]],– когда так устрояются обстоятельства, что грех всем становится виден и грешник посрамляется. Постоянный обличитель грешнику – совесть, особенно просветленная откровенным законоположением; с другой стороны грех не всегда кроется, а обнаруживается в состоянии души и тела, и во внешнем положении. Последнее само собою строится, а иногда Бог намеренно устрояет внешнее обличение, чтоб образумить грешника и побудить его к покаянию. Этот стих не есть предложение всего псалма, а начало движения грешника по пути обращения к Богу. Отсюда идут мысли, цепляясь одна за другую, пока не останавливаются на решении: каюсь,-не буду; только помоги. //**Избранные псалмы, истолкованные святителем Феофаном Затворником.**// ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **Господи, да не яростию твоею обличиши мене, ниже гневом твоим накажеши мене** И смысл такой: хотя мы заслуживаем того, что терпим и заслуживаем гораздо большего, чем терпим; тем не менее молю, наказывай меня как отец, а не как враг, вразумляй как сына, а не поражай как врага; ибо ты наказываешь всякого сына которого приемлешь, и всякою скорбию и наказанием исправляешь Иерусалим. А враги не познавшие Тебя и области или страны не призвавшие имени Твоего должны чувствовать не суд, а гнев Твой. Ибо Ты предал нас для вразумления нашего, а они утягчили иго свое: не пощадили старости и поразили младенцев, сели, в конец истребили нас и обратили Иерусалим в такую пустыню, что разрушили все и общественный и частные здания и умертвили народ Твой. **//Шесть книг толкований на пророка Иеремию.//** См. также Толкование на [[old:ier:10:24#blzh_ieronim_stridonskij|Иер. 10:24]] ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Господи да не яростию Твоею обличиши мене, ниже гневом Твоим накажеши мене** Сими словами начал он шестый псалом, умоляя вразумить его как свойственно врачу, а не Судии, и уврачевать, не сильно, но легко действующими врачевствами. ===== Евфимий Зигабен ===== **Господи, да не яростию Твоею обличиши мене, ниже гневом твоим накажеши мене** Сии слова мы изъяснили в [[old:ps:006:02#evfimij_zigaben|6]]-м псалме, почему смотри их там; а ярость и гнев Бога мы не должны представлять в виде страстей, но должны принимать за самые строгие определения Божии, каковы и приличны грешникам. Слова Вел. Василия: Многие изнемогли от болезненного приключения по неразумию, не ожидают полезного окончания его, но в негодовании на строгость попечительности остаются при немощах своего неразумия. Посему достойны удивления сии слова праведников, говорящих: Господи! не яростию Твоею обличи меня; сим не наказания хотят избегнуть, а гнева. Златоустого: Не просто обличения желает избегнуть, а (обличения) с казнью; не уклоняется от понесения наказания, а просит о наведении его без гнева. Феодорита: Это начало он усвоил и [[old:ps:006:start|6]]-му псалму, умоляя о послании наказания в виде врачевания, а не осуждения на оное; о врачевании не язвительнейшими врачевствами, а смягчающими. ===== Еп. Ириней (Орда) ===== **Псалом Давиду, в воспоминание о субботе** Обстоятельства происхождения этого псалма представляются тождественными с обстоятельствами [[old:ps:006:start|Пс. 6]]. Псалмопевец, вероятно, преследуемый Саулом, тяжело страдает и душею, и телом; все эти страдания, кажется, причинены ему были злобными гонителями; но страдающий псалмопевец главную их причину видит в собственной греховности. Настоящее бедствие представляется ему безмерным, поэтому оно не есть действие божественной любви, но божественного гнева; вследствие этого он молится, чтобы Бог не с яростию и не с отвергающим гневом наказал его. **//Руководственное пособие к пониманию Псалтири.//** ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **Господи, да не яростию Твоею обличиши мене, ниже гневом Твоим накажеши мене** Этими же словами начинается и шестой псалом, где они и объяснены достаточно. Сознавая тяжесть грехов и свою виновность за них пред Правосудным Богом, Давид не отрицается от заслуженного наказания, а только молит Бога, чтобы судил и наказал его за грехи не по закону Божественной правды, как строгий и неумолимый Судья, но как милосердый и чадолюбивый Отец, оказал бы жалость и сострадание к несчастному грешнику и смягчил строгость наказания. **Ярость** и **гнев**, когда они проявляются в человеке, представляются нами не иначе, как страстными, греховными его склонностями, но **ярость** и **гнев** Бога в отношении к грешникам должно принимать за самые строгие определения суда Божия, каковых достойны великие грешники. В таком смысле и принимает слова эти Святая Церковь Православная, когда она словами псалмопевца возносит молитвы свои к Господу Богу за чад своих, согрешающих, но в покаянии обращающихся ко Господу и ожидающих от Него милости и прощения (молитва светильничная, 2-я). //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]