[<10>] ====== Толкования на Пс. 37:14 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Аз же яко глух не слышах, и яко нем не отверзаяй уст своих** **Аз же, яко глух, не слышах,** и проч. Когда говорили они это, я, казалось, не слышал и не говорил, потому что грех отнял у меня дерзновение. **//Толкование на псалмы.//** ===== Свт. Василий Великий ===== Ст. 14-15 **Аз же яко глух не слышах, и яко нем не отверзаяй уст своих: и бых яко человек не слышай и не имый во устех своих обличения** Поскольку //ищущии душу мою// настигли ее, а настигши, надругались над ней, и надругавшись, радовались моим бедам. Затем //глаголаху суетная// и замышляли всякий день козни. К тому же я был покинут своими друзьями, не имея ничего сказать, будучи исполнен бесчестия, посему я и **яко глух не слышах**, но прежде будучи ученейшим [мужем,] и был научен имевшейся у меня мудростью, стал **яко нем не отверзаяй уст своих**. Ибо у меня не стало никакого слова для оправдания, и я не имел чем возразить своим врагам, будучи во всем ими побежденным. Но **бых яко человек не слышан, и не имый воустех своих обличения**.Ибо я был сам обличаем, но не обличал [кого-либо другого] и не имел возражений, будучи покрыт стыдом. **//Беседы на псалмы. Беседа на тридцать седьмой псалом.//** ===== Прп. Антоний Великий ===== **Аз же яко глух не слышах, и яко нем, не отверзаяй уст своих. И бых яко человек не слышай, и не имый во устех своих обличения** См. Толкование на [[old:ps:038:02#prp_antonij_velikij|Пс. 38:2]] ===== Блж. Феодорит Кирский ===== Ст. 14-15 **Аз же яко глух не слышах, и яко нем, не отверзаяй уст своих. И бых яко человек не слышай, и не имый во устех своих обличения** Сие яснее показывает история. Ибо, когда Авессалом осуждал приговоры отца, и привлекал к себе искавших суда у Давида и не успевших в суде, блаженный Давид сносил сие великодушно. И когда злословил Семей, поражая Давида и языком и руками, молча принял сии оскорбления, и Авессе, который покушался наказать преступника, воспретил сие, сказав: //«оставите его, и тако да проклинает, яко Господь рече ему проклинати Давида»// [[old:2ts:16:10|(2 Цар. 16:10)]]. ===== Евфимий Зигабен ===== **Аз же яко глух не слышах, и яко нем не отверзаяй уст своих** **Аз же яко глух не слышах** Я, говорит, по истине и действительно слышал, а по виду не слышал, потому что молчал, не возмущался при всех речах врагов моих против меня. Без сомнения, Давид слышал и многих других, когда они ругались над ним, и молчал; но преимущественно он слышал явно произносившего ругательства и проклятия на него Семея и молчал, как бы вовсе не слыша его, как повествуется в 2-й кн. Царств, в главе [[old:2ts:16:start|16]]. **И яко нем не отверзаяй уст своих** Здесь недостает – был. Я был, говорит, как немой: поелику он не слышал, то надлежало быть и немым в рассуждении тех укорительных слов, которые слышал от врагов своих. ===== Еп. Ириней (Орда) ===== **Аз же яко глух не слышах, и яко нем не отверзаяй уст своих** Чтобы показать Господу, что он не только нуждается в Его помощи, но и достоин ее, псалмопевец выставляет на вид, как он вел себя в отношении к врагам своим; он не воздавал им за их ругательства и клеветы, но с доверчивостью представлял свое дело Богу, от Которого ожидал быть услышанным. **//Руководственное пособие к пониманию Псалтири.//** ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 14-15 **Аз же яко глух не слышах, и яко нем не отверзаяй уст своих: и бых яко человек не слышай и не имый во устех своих обличения** Давид видел, что делалось кругом его, но не принимал никаких мер к прекращению козней и лживых слов, как потому, что его болезнь как бы подтверждала правоту речей его врагов, так и потому, что он не считал себя вправе выступить мстителем и поборником истины, когда продолжающаяся его болезнь, по его мнению, служила знаком, что он еще не прощен Богом. ===== Прот. Григорий Разумовский ===== Ст. 14–15 **Аз же яко глух не слышах, и яко нем не отверзаяй уст своих: и бых яко человек не слышай и не имый во устех своих обличения** Здесь совершенно ясно и всякому понятно, что о себе говорит Давид. Одни из ближних и друзей восстали против него, другие отступились от него из опасения подвергнуться преследованию за дружеское общение с ним, а враги его, пользуясь таким отношением к нему близких и друзей, строили против него козни и тем только и занимались, что повседневно измышляли разные коварства, чтобы уловить и погубить его. Иные же из них имели даже дерзость в глаза злословить его, как поступил, например, Семей вениамитянин [[old:2ts:16:05|(2 Цар. 16:5]], [[old:2ts:16:13|13)]]. При таких отношениях к Давиду его подданных и близких к нему людей, он показал удивительное терпение и смирение. Он не только не дозволял никому в отмщение за такие оскорбления совершить казнь над виновными, но даже не позволил себе обличить кого-либо словом. Напротив, он признавал себя достойным всех этих обид и оскорблений, почитая их наказанием, попущенным от Бога за его великие грехопадения. Я, говорит, был глух и нем ко всем клеветам, злословиям и оскорблениям, видя в них наказание Божие за свои грехи, я решился ничего не предпринимать для своей защиты и оправдания и всю судьбу свою и свое дело с врагами предоставить воле Божией. Что он и выражает далее в изречениях следующих стихов. //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]