[<10>] ====== Толкования на Пс. 37:16 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== Ст. 16-17 **Яко на тя, Господи, уповах, ты услышиши, Господи Боже мой. Яко рех: да не когда порадуютмися врази мои: и внегда подвижатися ногам моим, на мя велеречеваша** **Яко на Тя, Господи, уповах. Яко рех: да не когда порадуютмися врази мои.** При таком, говорит, множестве бедствий одна у меня надежда спасения — та помощь, какую Ты мне окажешь. **И внегда подвижатися ногам моим, на мя велеречеваша.** Надмеваться предо мною подал им повод грех, поколебавший ноги мои. **//Толкование на псалмы.//** ===== Свт. Василий Великий ===== Ст. 16-17 **Яко на тя, Господи, уповах, ты услышиши, Господи Боже мой. Яко рех: да не когда порадуютмися врази мои: и внегда подвижатися ногам моим, на мя велеречеваша** И все это навалилось на меня. Поэтому и был я //яко глух не слышах, и яко нем не отверзаяй уст своих. И бых яко человек не слышай, и не имый воустех своих обличения//, поэтому я им ничего и не говорил, как если бы был побежден ими. Но через это я не отчаялся в самом себе, но вновь собрав самого себя, убежав от греха, как от смерти, и лекарствами исповедания исцеляя свою язву. И рубцы от ран от лица безумия моего требуют достойного уврачевания. Поэтому и **на Тя, Господи, уповах**, ибо не имею дерзновение [надеяться на себя], и не на кого-либо другого полагаю свою надежду пред глазами [своими] или [пред] Тобой, и не себе приписываю причину исцеления. Поскольку же я надеялся на Тебя, Господи, а //надежда не постыжает// [[new:rim:05:05|(Рим. 5:5)]], посему и услышал, что Ты //Волитель милости и не желаешь смерти грешника, но еже обратитися и живу быти ему// [[old:iez:18:23|(Иез. 18:23, 32)]]. Посему и **на Тя, Господи, уповах**, моля Твою помощь прийти ко мне, **да не когда порадуют ми ся врази мои**. Ибо они еще не совершенно возрадовались, а возрадуются, если я не достигну Твоей милости. Но чтобы мои враги не возрадовались, те, которые и прежде уже **внегда подвижатися ногам моим, на мя велеречеваша**, я бежал к Тебе, и говорю: //да не постыжуся во век, ниже да посмеютмися врази мои// [[old:ps:024:03|(Пс. 24:3)]]. И снова говорю: //К Тебе, Господи, воззову, Боже мой, да не премолчиши от Мене, да не когда премолчиши от мене, и уподоблюся низходящим в ров// [[old:ps:027:01|(Пс. 27:1)]] [и проч.,] сказанное мною в остальных других различных псалмах, в которых я возношу к Тебе моление, чтобы стать достойным нынешней помощи. Ибо если и случится **подвижатися ногам моим** в то время, когда //сердце мое смятеся, остави мя сила моя, и свет очию моею, и той несть со мною//, но не полностью я был уничтожен и в падение сие не впал, в котором оказались отступники. Поскольку же в это время, в которое случилось **подвижатися ногам моим**, и враги мои **на мя велеречеваша**, и чтобы они не одержали еще больше верх надо мной, я убежал к Тебе, словно в спасительную гавань, могущему исцелить и неисцельные человеческие страсти». **//Беседы на псалмы. Беседа на тридцать седьмой псалом.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== Ст. 16-17 **Яко на Тя Господи уповах, Ты услышиши Господи Боже мой». «Яко рех, да не когда порадуютмися врази мои: и внегда подвизатися ногам моим, на Мя велеречеваша** Продолжал я, говорит Пророк, оказывать сие терпение, на Тебя имея надежду, Тебе предоставив суд надо мною, и прося о том, чтобы не стать мне посмешищем для врагов, и чтобы поражение мое не обратилось для них в повод к высокомерию. ===== Евфимий Зигабен ===== **Яко на Тя, Господи, уповах, Ты услышиши, Господи Боже мой** **Яко на Тя, Господи, уповах** Здесь Давид излагает причину, по которой он был глух и не отворял уст своих против обвинителей своих: она состоит в том, что я, говорит, надеялся, что Ты, Господи, защитишь меня от врагов моих, как Ты сказал: //Мне отмщение и Аз воздам, глаголет Господь.// **Ты услышиши, Господи Боже мой** И поелику Ты знаешь все эти клеветы на меня, то и воздашь моим клеветникам. Или: Ты услышишь терпящих это и молчащих. ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 16-23 **Яко на тя, Господи, уповах, ты услышиши, Господи Боже мой. Яко рех: да не когда порадуютмися врази мои: и внегда подвижатися ногам моим, на мя велеречеваша. Яко аз на раны готов, и болезнь моя предо мною есть выну. Яко беззаконие мое аз возвещу и попекуся о гресе моем. Врази же мои живут и укрепишася паче мене, и умножишася ненавидящии мя без правды: воздающии ми злая возблагая оболгаху мя, зане гонях благостыню. Не остави мене, Господи Боже мой, не отступи от мене: вонми в помощь мою, Господи спасения моего** //Я только на Тебя надеюсь. Сознание моего греха тяготит меня и враги умножаются. Не оставь меня, Господи, и поспеши своей помощью// Поэтому-то Давид прежде всего взывает к Богу о прощении своего греха, как о великой милости и залоге Его помощи. Я на Тебя, Господи, надеюсь: не дай им (врагам) восторжествовать надо мною. Моя слабость, мои несчастия являются для них источником злорадства (ст. [[old:ps:037:17|17]]). Я же сейчас нахожусь в настолько беспомощном и беззащитном положении, что "близок к падению", готов погибнуть, не могу противодействовать нападениям на себя и грех давит меня. Давид кается пред Богом в своем грехе и обещает публичное покаяние в нем (что он и исполнил написанием этого и [[old:ps:050:start|L Пс]], посвященных его покаянному настроению). В этом псалме он и говорит: //"беззаконие мое я сознаю, сокрушаюсь о грехе моем"//. Насколько полон Давид сознания своей греховности и смирения, настолько, наоборот, сильны его враги, которые ненавидят его незаслуженно ("безвинно"); за сделанное им, Давидом, добро они платят злом, клевещут, враждуют против него за его верность доброму, истинному в его предшествующей жизни. Под добром, какое сделал Давид, разумеется как его гуманное, справедливое отношение к каждому из его подданных, так все его реформы во внутренней и государственной жизни, установившие правопорядок и ограничившие произвол и самоуправство, царившие до него. Степень страданий Давида, сознание им греха и покаяние в нем, несправедливость преследований от врагов, все это вызывает в нем горячую молитву к Богу: "не оставь меня, Господи, Боже мой! вонми в помощь мою!" 37-й псалом занимает в шестопсалмии второе место. Словами этого псалма каждый верующий приносит покаяние пред Богом в своей греховности с исповеданием полной покорности и преданности Его воле ([[old:ps:037:16|16]] ст.). Человек здесь выражает желание в наступающем дне загладить сделанные им раньше дурные поступки ([[old:ps:037:19|19]] ст.). ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **Яко на Тя, Господи, уповах, Ты услышиши, Господи Боже мой** Царь-пророк Давид не один раз выражал уже надежду свою на Господа Бога такими словами ([[old:ps:037:start|Пс. 30]] и др.). В них он твердо свидетельствует, что для него гораздо полезнее защиту от врагов, хулящих его, возложить на Господа, нежели защищаться самому без помощи Всесильного Защитника и Покровителя его. Я, говорит он, уверен, что Ты, Господи, Сам слышишь и все знаешь, а потому Сам Ты воздашь врагам моим за их обиды и оскорбления, наносимые мне, я уверен, что Ты, Господи, услышишь и мои молитвы и слезы, – что Тебе известно мое искреннее упование на силу и благость Твою, а потому не сомневаюсь, что Ты защитишь и «//избавишь меня от устен неправедных и от языка льстива//» [[old:ps:119:02|(Пс. 119:2)]]. //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]