[<10>] ====== Толкования на Пс. 38:4 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== Ст. 4-5 **Согреяся сердце мое во мне, и в поучении моем разгорится огнь: глаголах языком моим: скажи ми, Господи, кончину мою и число дний моих, кое есть, да разумею, что лишаюся аз** **И в поучении моем разгорится огнь.** Когда припоминал я свой грех, тогда сгорал огнем. **Глаголах языком моим: скажи ми, Господи, кончину мою. Глаголах языком**, т. е. тихо, шепотом, так, чтобы слово не доходило до многих. А в слове этом заключался вопрос об остальных днях. Он спрашивал, желая, знать, достаточно ли ему будет на покаяние остального времени дней его. **//Толкование на псалмы.//** ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== Ст. 4-5 **Согреяся сердце мое во мне, и в поучении моем разгорится огнь: глаголах языком моим: скажи ми, Господи, кончину мою и число дний моих, кое есть, да разумею, что лишаюся аз** Страсть уныния он обозначает чрез тот огонь, более сильный, чем этот огонь. Поэтому, уже не перенося ударов и страданий от уныния, он говорит: **глаголах языком моим**. И что ты говоришь, скажи мне? И этот просит смерти, говоря: **скажи ми, Господи, кончину мою и число дней моих, кое есть, да разумею, что лишаюся аз**. Хотя и другими словами, но теми же самыми мыслями, он говорит то, что и Илия: тот сказал словами: //яко несмъ аз лучший отец моих//, на то же намекнул и этот, говоря: **скажи ми, Господи, кончину мою, да разумею, что лишаюся аз**. По какой причине, говорит он, я оставлен, отхожу позже и пребываю в настоящей жизни, когда прочие отошли из этой жизни? И до такой степени он ищет смерти, — сам ли он, или те, от лица кого он говорит, — что, хотя ее нет еще налицо, он желает по крайней мере узнать время ее прихода: **скажи ми**, говорит, **кончину мою**, чтобы и отсюда извлечь себе величайшее утешение. Так, то, что страшно, делается вожделенным по причине огня, воспламеняющегося в душе: **в поучении моем разгорится огнь**. **//Письма к Олимпиаде. Письмо третье.//** ===== Прп. Нил Синайский ===== **Согреяся сердце мое во мне, и в поучении моем разгорится огнь: глаголах языком моим** Если хочешь изгладить напечатлевшиеся в памяти твоей худые припоминания и приражения неприязненного, принимающего на себя многие виды, то ночь и день будь всегда вооружен воспоминанием о Спасителе нашем и усердным призыванием досточтимого Его имени, как можно чаще запечатлевая и чело, и грудь знамением Владычного креста. Ибо, как скоро произносится имя Спасителя нашего Иисуса Христа, и печать Господнего креста полагается на сердце, на челе и на других членах, несомненно сокрушается сим сила врага, и в трепете бегут от нас лукавые демоны. А также и поучение в словах Святого Духа истребляет все, чем питаются худые помыслы, порождая духовный огонь, по написанному: **«и в поучении моем разгорится огнь»** [[old:ps:038:04|(Пс. 38:4)]]. Сей-то огнь, согревая ум, приводит его в такое состояние, что молитва делается усиленною, и с разумением приносит он прошения свои Богу. **//Письма на разные темы. Епископу Филохристу.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== Ст. 4-5 **Согреяся сердце мое во мне, и в поучении моем разгорится огнь: глаголах языком моим: скажи ми, Господи, кончину мою и число дний моих, кое есть, да разумею, что лишаюся аз** **«Согреяся сердце мое во мне, и в поучении моем разгорится огнь».** //Симмах// перевел сие так: согрелось сердце мое во мне, и как подумал о сем разжегся я огнем, т. е. приведя себе на память грех, объят был огнем скорби. **«Глаголах языком моим». «Скажи ми Господи кончину мою, и число дней моих кое есть, да разумею что лишаюся аз».** Посему-то ничего не отвечал я злословящему, но умолял Господа всяческих, явным соделать для меня конец жизни моей, крайне желая себе кончины. ===== Евфимий Зигабен ===== **Согреяся сердце мое во мне, и в поучении моем разгорится огнь: глаголах языком моим** **Согреяся сердце мое во мне, и в поучении моем разгорится огнь** Когда, говорит, я терпел поношение от Семея, у меня воспламенялось сердце яростию, по словам божественного //Кирилла//; но я был великодушен и запретил гневу. Сказав—во мне— он сим открывает, что он не обнаружил гнева своего. Вовсе не возмущаться гневом по причине ругательства—это дело совершенного человека; а не обнаруживать гнева, но заключив его в сердце, переносить ругательства в молчании, это свойственно, по словам того же //Кирилла//, успевающему в добродетели. Когда, говорит, скажем, согласно с //Феодоритом//, я рассуждаю и воспоминаю о грехах, произведенных мною и постигших меня бедствиях за оные, то в сердце моем всегда возгорается огонь печали, который жжет мою душу. По словам //Григория Нисского// и //преподобного Нила//, размышление о божественных словах Духа, когда мы их как бы утончаем, разжигая и испытывая оные, истребляет вещество худых помыслов и производит умственный огонь, который, согревая ум, приготовляет его к сильной молитве и представляет прошения Богу с разумом. Ибо, в ком размышление о божественных словах возжено огнем Давида, у того, возгоравшись огонь любви к духовному созерцанию, сильное стремление свое превращает в высокий пламень. //Оригена//: Размышляя, говорит, о божественных словах, я горел, как Клеопа и бывшие с ним, говорящее: Не сердце ли наше горело в нас? или: воспламенялся печалью и не говорил, согласно с сими словами: гневайтеся и не coгрешайте, ибо не страдать от гнева—это выше нас, а—с разумом—это возможно святым (в изд. Своде). Также //Феодорита//: Воспоминая, говорит, о грехе своем, я возгорался огнем печали. И //Пахимериса//: Ибо если бы сердце мое не было согрето непрестанным размышлением о любимом предмете и обращением и кружением около него, то не воспламенился бы огонь возвышения и совершенства, согласно с сказанным: и в размышлении моем возгорится огонь (под 10-ю главою Дионисия о Небесной Иерархии). **Глаголах языком моим.** По словам //Оригена//, Давид, как сказано выше, пред врагом молчал, а к Богу, как сказано здесь, говорил. Сказал—языком моим, чтобы показать, что он говорил шепотом, подобно древней Анне, матери Самуила. А что говорил, это излагает в следующих словах. ===== Еп. Ириней (Орда) ===== **Согреяся сердце мое во мне, и в поучении моем разгорится огнь: глаголах языком моим** См. Толкование на [[old:ps:038:03#ep_irinej_orda|Пс. 38:3]] ===== Лопухин А.П. ===== **Согреяся сердце мое во мне, и в поучении моем разгорится огнь: глаголах языком моим** //"Воспламенялось сердце"//, //"в мыслях моих возгорелся огонь"// - Давида мучили жгучие, беспокойные опасения относительно исхода своей болезни. ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **Согреяся сердце мое во мне, и в поучении моем разгорится огнь: глаголах языком моим** **Согреяся** (от слова согреватися) **сердце мо**е значит: «разгорячилось, воспламенилось во мне сердце»; **в поучении** (от слова «поучение», которое в различных местах псалмов употребляется в разных значениях, как-то: «размышление, помышление, утешение, назидание») здесь это выражение означает: «в размышлении». Таким образом, смысл сказанного в этом стихе, по связи с предыдущим, будет следующий: так как сердечная скорбь моя о содеянных мною грехах, говорит Давид, усилилась, то сердце мое разгорячилось, и чем более размышлял я о тяжести этих грехов и своей виновности пред Благим и Правосудным Господом Богом, тем более сгорал огнем скорби и мучения, – сгорал до такой степени, что готов был впасть в отчаяние, так что, обращаясь к Господу с распаленным сердцем, говорил не в уме своем только (как в [[old:ps:038:02|ст. 2]]), а языком говорил, **глаголах языком моим**. //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]