[<10>] ====== Толкования на Пс. 38:8 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **И ныне кто терпение мое? не Господь ли? и состав мой от тебе есть** **И ныне кто терпение мое? Не Господь ли?** Справедливо говорит, что имеет упование на Господа, как произнесший суд о житейских развлечениях. **И состав мой от Тебе есть,** т. е. мое чаяние, или мое терпение. **//Толкование на псалмы.//** ===== Прав. Иоанн Кронштадтский ===== **И ныне кто терпение мое? не Господь ли? и состав мой от тебе есть** **И состав мой от Тебе есть.** Все у меня Божие: ничего нет своего, кроме греха, и тело мое Господь создал. **//Дневник. Том I. 1856.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **И ныне кто терпение мое? Не Господь ли? И составь мой от Тебе есть** Распростившись со всем тем, от Тебя ожидаю помощи. Слово «состав» //Акила// перевел: нетерпеливое ожидание, то есть, с нетерпением высматривая ожидаю Тебя, Твоего жду благоволения. Потом показывает причину скорбей. ===== Евфимий Зигабен ===== **И ныне кто терпение мое? не Господь ли? и состав мой от тебе есть** **И ныне кто терпение мое? Не Господь ли** Итак, когда, говорить, все вещи таковы и все человеческое тщетно, то что другое может быть моим терпением, моею надеждою? Не Ты ли один, Господи? Подлинно Ты один, и то и другое должно читать вопросительно. **И состав **(стояние)** мой от Тебе есть** Ты, говорит, Господи, надежда моя; ибо от Тебя зависит бытие мое, то есть, вообще то, что я существую. Посему промысли о своем создании, которое с благодарным сердцем признает Тебя своим Создателем. Некто толкует: И состав мой от Тебя, то есть, Ты укрепил меня к подъятию и понесению бедствий, наведенных свыше гневом Бога, в качестве чадолюбивого отца, наказующего, чтоб избираемо было лучшее. Посему хотя и наказывает Бог соразмерным своим судом, но Он же оказывается для страдающих твердостию и терпением. Ибо это означает стояние. Акила—стояние— перевел—надежда. ===== Еп. Ириней (Орда) ===== **И ныне кто терпение мое? не Господь ли? и состав мой от Тебе есть** Высказавши таким образом свою скорбь, псалмопевец возвращается в спокойное состояние, и задает себе вопрос: что же, если и действительно так, если жизнь человеческая так коротка и бедственна, и если к тому же еще я совершенно оставлен Богом, – что имею я, на чем бы мог основать свою надежду? Должен ли отчаиваться? – Нет! Я полагаю свою надежду на Господа. **//Руководственное пособие к пониманию Псалтири.//** ===== Лопухин А.П. ===== **И ныне кто терпение мое? не Господь ли? и состав мой от тебе есть** Что иное, Господи, как не отвержение, я могу ожидать от Тебя при своей кончине? Я сознаю свой грех и свою виновность пред Тобою, но загладить ее не могу за скорой своей смертью, поэтому вся моя надежда на Тебя, Твою милость ко мне и снисхождение. ===== Прот. Григорий Разумовский ===== Ст. 8–9 **И ныне кто терпение мое? не Господь ли? и состав мой от Тебе есть. От всех беззаконий моих избави мя: поношение безумному дал мя еси** Слово **терпение** здесь стоит вместо слова «упование», или «надежда», как следствие вместо причины. «Я терплю злое, неприятное, потому что надеюсь чрез то получить благое». Такие обороты речи нередки вообще в псалмах (см. [[old:ps:038:01|Пс.39:1]], [[old:ps:051:11|51:11)]]. **И ныне**, т.е. после того как жизнь человеческую я признал суетою, на кого мне надеяться? **Не Господь ли** един должен быть предметом моих благих чаяний и упований? Ты, говорит, Господи, надежда моя, ибо от Тебя зависит бытие мое, то есть вообще то, что я существую. Назвав все человеческое суетным и признав свою всецелую зависимость от Господа, псалмопевец обращается с молитвой к Богу **об избавлении** его** от всех грехов** и **беззаконий**, а вместе с тем от **поношений** и бесчестия, каким он подверг себя чрез грехопадения. **Поношение безумному дал мя еси**, т.е. «Ты отдал меня на поругание безумному» Семею, о коем сам Давид говорил, что //Сам Господь рече// (повелел) //ему проклинати// Давида [[old:2ts:16:10|(2 Цар. 16:10)]]. Называет здесь безумным того самого, которого прежде [[old:ps:038:02|(ст. 2)]] назвал грешным – потому что безумными называются в Писании не одни только лишенные разума, но и вообще злые и беззаконные люди [[old:ps:013:01|(Пс. 13:1]], [[old:ps:048:11|48:11]], [[old:ps:009:25|9:25]], [[old:ps:009:27|27)]], которые, при отсутствии здравого рассудка, имеют развращенное сердце и неистовствуют против Бога и благочестивых людей. А повторяет здесь слово о поносителе своем Семее с тем, очевидно, намерением, чтобы частыми жалобами подвигнуть милосердого Бога к помилованию. //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]