[<10>] ====== Толкования на Пс. 38:13 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Услыши молитву мою, Господи, и моление мое внуши, слез моих не премолчи: яко преселник аз есмь у Тебе и пришлец, якоже вси отцы мои** См. Толкование на [[old:ps:038:12#svt_afanasij_velikij|Пс. 38:12]] ===== Свт. Игнатий (Брянчанинов) ===== **Услыши молитву мою, Господи, и моление мое внуши, слез моих не премолчи: яко преселник аз есмь у Тебе и пришлец, якоже вси отцы мои** Пророк назвал землю местом //пришельствия своего// [[old:ps:118:054|(Псал. 118, 54)]], а себя пришельцем и странником на ней: **преселник аз есмь у Тебе**, сказал он в молитве своей к Богу, **и пришлец якоже вси отцы мои**. Очевидная, осязательная истина! истина, забываемая человеками, несмотря на очевидность свою! Я — **пришлец** и на земле: вошел я рождением; выйду смертью. Я — **преселник** на земле: переселен на нее из рая, где я осквернил и обезобразил себя грехом. Переселюсь и с земли, из этого срочного изгнания и моего, в которое я помещен Богом моим, чтобы я одумался, очистился от греховности, снова соделался способным для жительства в рае. За упорную, окончательную неисправимость я и должен низвергнуться навечно в темницы ада. Я — **странник** на земле: странствование начинаю с колыбели, оканчиваю гробом: и странствую по возрастам от детства до старости, странствую по различным обстоятельствам и положениям земным. Я — **пришелец** и **странник, якоже вси отцы мои**. Отцы мои были пришельцами и странниками на земле: вступив на нее рождением, они удалились с лица ее смертью. Исключений не было: никто из человеков не остался навсегда на земле. Уйду и я. Уже начинаю отшествие, оскудевая в силах, подчиняясь старости. Уйду, уйду отсюда по непреложенному закону и могущественному установлению Создателя и Бога моего. //**О последовали Господу нашему Иисусу Христу.**// ===== Прп. Максим Исповедник ===== **Услыши молитву мою, Господи, и моление мое внуши, слез моих не премолчи: яко преселник аз есмь у Тебе и пришлец, якоже вси отцы мои** Посвящающий себя духовному деланию живет в теле, словно **пришелец**, пресекая добродетелями связь души с плотью и удаляя от себя обман вещественного. Посвящающий же себя ведению живет пришельцем и в самой добродетели, созерцая истину, словно отраженную в зерцалах и иносказательную [[new:1kor:13:12|(1 Кор. 13:12)]]. Ибо ему еще недоступно лицезрение самосущих видов благ и наслаждение созерцанием их лицом к лицу. Ведь всякий святой проходит [через здешнюю жизнь], посредством образа благ устремляясь к будущему, и при этом восклицает: **Пресельник аз есмь и пришлец, якоже вси отцы мои**. //**Главы о богословии.**// ===== Прав. Иоанн Кронштадтский ===== **Услыши молитву мою, Господи, и моление мое внуши, слез моих не премолчи: яко преселник аз есмь у Тебе и пришлец, якоже вси отцы мои** Господи! Даруй мне молиться Тебе с такою же детскою простотою и искренностию, как верный раб Твой, царь и пророк Давид; дай мне и мыслить так же, как он. Он говорил: **странник я у Тебя и пришлец, как и все отцы мои**; дай и мне с полным убеждением говорить то же и поступать сообразно словам моим. Не допусти мне много страдать на земле пришельствия моего; когда нужно, накажи меня отечески, но и ослаби потом, чтобы я мог подкрепиться, прежде нежели отойду и не будет уже меня на земле Твоей. **//Дневник. Том I. 1856.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Услыши молитву мою Господи и моление мое внуши, слез моих не премолчи: яко пресельник аз есмь у Тебе, и пришлец, якоже вси отцы мои. Ослаби ми, да почию, прежде даже не отъиду, и ктому не буду** Умоляю Тебя, Владыка, говорит Пророк, услыши взывающаго и со слезами просящаго; не обитатель, но пресельник я на земле; подобно отцам, прожив малое время, прииму смерть. Посему дай мне малую ослабу, чтобы несколько дней прожить без болезни, прежде нежели отойду к будущей жизни, потому что отшедши не возвращусь. Сие выразил, сказав: //«и ктому не буду»//, т. е. не возвращусь в эту тленную жизнь. Достойно же удивления, что великий Давид на царском престоле, при богатстве и могуществе, называет себя пресельником и пришельцем, и не полагается на счастливую участь. Изречения сии подлинно исполнены мудрости, которая знает природу существующаго, и потому небрежет о благоденствии в настоящем. ===== Евфимий Зигабен ===== **Услыши молитву мою, Господи, и моление мое внуши, слез моих не премолчи: яко преселник аз есмь у Тебе и пришлец, якоже вси отцы мои** **Услыши молитву мою, Господи, и моление мое внуши, слезь моих не премолчи** Слова—услышь и внемли, также—молитва и прошение мое, суть выражения, соответствующие и означающие одно и то же; а не будь безмолвен поставлено вместо—не презри, потому что молчат и не ответствуют просящему те, которые презирают его. Смотри, грешник! Божественный Давид просил Бога не просто и не как-нибудь, но со слезами, почему подражай и ему в этом. **Яко пресельник аз есмь у Тебе и пришлец, якоже ecи отцы мои** Жителем называется постоянный и всегдашний жилец какого либо дома, или места, а переселенец, обитающий короткое время в каком либо доме, или месте, И переходящий в другое, когда хозяин дома, или места велит ему. Итак, Давид говорит, что я, Господи, житель у людей, поелику я властитель и господин моего дома и места: но когда Ты, Властитель и Господь всей земли, повелишь, я переселюсь в другой мир. Также и пришлец, пожив несколько времени на одном месте, опять возвращается в то место, откуда пришел. Так бывает и с каждым человеком: пожив немного времени в мире, он умирает телом и разрешается на составные свои части. Изъяснение сих слов в высшем смысле, сделанное //Бож. Максимом//: Надобно знать, что деятельный человек называется странствующим во плоти, как прервавший чрез добродетели любовь души к телу—освободивший себя от обмана вещественности; а созерцатель называется странником касательно самой добродетели, как видящий истину в зерцалах и гаданиях. Ибо для него еще незримы чрез наслаждение лицем к лицу самостоятельные виды благ; потому что каждый святый в отношении к будущему ходит во образе благ, взывая: я странник и пришлец, как и все отцы мои. //Феодорит//: должно дивиться великому Давиду, что он, будучи царем богатым и сильным, называет себя переселенцем и странником, не позволяя себе надеяться на свое благополучие. По истине эти слова, исполненные мудрости, знающей свойство существ и посему презирающей настоящее благоденствие! ===== Еп. Ириней (Орда) ===== Ст. 13-14 **Услыши молитву мою, Господи, и моление мое внуши, слез моих не премолчи: яко преселник аз есмь у Тебе и пришлец, якоже вси отцы мои. Ослаби ми, да почию, прежде даже не отиду, и ктому не буду** В заключение Давид молится, чтобы Господь по крайней мере теперь услышал его, помог немного отдохнуть пред своею смертию, т.е. избавиться от тяготеющих над ним страданий. **Не премолчи** – не позабудь. **Пришлец** – Палестина есть земля Господа, Которого благочестивый израильтянин считает владетелем [[old:lev:25:23|(Лев. 25:23)]], себя же поселенцем и пришлецом; как Авраам и др. были пришлецами среди хананеев и у них искали расположенности [[old:gen:23:04|(Быт. 23:4)]], так псалмопевец считает себя пришлецом у Бога и ищет у Него как бы гостеприимства. **Ослаби ми** – послабь, умерь, уменьши страдания. **//Руководственное пособие к пониманию Псалтири.//** ===== Лопухин А.П. ===== **Услыши молитву мою, Господи, и моление мое внуши, слез моих не премолчи: яко преселник аз есмь у Тебе и пришлец, якоже вси отцы мои** Человека сохраняет милость и снисхождение к нему Бога, и об этом снисхождении к себе Давид и молит Его. //"Ибо я странник у Тебя и пришлец".// Земная жизнь человека есть странствования, т. е. она временна. Настоящая же жизнь начинается за окончанием земной. Как странник, каждый человек подвержен опасностям со стороны своих греховных страстей и привязанностей к земным интересам заплутаться на своем пути. Со стороны Бога нужны для человека руководство на этом пути и снисхождение к слабостям странника. Такое руководство Давид нашел в своих бедствиях и переживаемой им болезни, раскрывшей пред ним его виновность. Но для исправления пути одного обличительного руководства Давиду недостаточно: ему нужно снисхождение и милость Бога. **//Толковая Библия.//** ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **Услыши молитву мою, Господи, и моление мое внуши, слез моих не премолчи: яко пресельник аз есмь у тебе и пришлец, якоже вси отцы мои** Словами сего стиха псалмопевец обращается с молитвой к Богу, выражая ее постепенно усиленными чувствами горящего любовью к Господу сердца: **услыши**, говорит, **молитву мою, Господи**, не пропусти мимо ушей (**внуши**) моего слезного прошения, обрати на него внимание, не презирай моих слез, не будь безмолвен и безответен на мою слезную молитву, потому что я не забываюсь и не превозношусь своим внешним, земным положением человека, окруженного роскошью и величием царского достоинства: пред Тобой (**у Тебе**) я не более как странник и **пришлец**, как и все отцы мои. «Надобно дивиться, – говорит блж. Феодорит, – великому Давиду, что он, будучи царем богатым и сильным, называет себя переселенцем и странником, не позволяя себе надеяться на свое благополучие» [6, с. 182]. Под **отцами своими** разумеет всех предков, в особенности же патриархов народа еврейского – Авраама, Исаака, Иакова, Иуду и проч. //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]