[<10>] ====== Толкования на Пс. 39:5 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Блажен муж, емуже есть имя Господне упование его, и не призре в суеты и неистовления ложная** **Блажен муж, ему же есть имя Господне упование его**. Потом и новое нечто присовокупляет для убеждения, и говорит: действительно блаженные всех тот, кому упование — единый Бог, и кто не обратил взоры на попечение о настоящей жизни; ибо это — **суета, неистовления ложная,** и напрасные заботы. Целомудренное же неистовление есть такое состояние в настоящей жизни, в котором пророки казались для многих исступленными, и которым хвалясь праведник говорит: //рех во изступлении моем// ([[old:ps:115:02|Пс. 115,2]]). **И не призре в суеты и неистовления ложная**. Итак, блаженным именует того только, кто возложил надежду на Бога, а не того, кто развлекается житейскими попечениями, которые суть и **неистовление**, и **ложь**. **//Толкование на Псалмы.//** ===== Свт. Игнатий (Брянчанинов) ===== **Блажен муж ему же есть имя Господне упование его, и не призре в суеты и неистовления ложная** Он не обратит внимания при молитве своей на обольстительное действие суетных попечений и пристрастий, покушающихся осквернить и растлить молитву. //**Аскетические опыты. Том II. Слово о молитве Иисусовой.**// ===== Прп. Нил Синайский ===== **Блажен муж, ему же есть имя Господне упование его, и не призре в суеты и неистовления ложная** Для чего утруждаешь себя, человек, и утомляешь без конца? Для чего рвешься в лживую суету? Окаянным и неблаженным называется такой образ мыслей у Божественного Пророка. Ибо он говорит: **«блажен муж, ему же есть имя Господне упование его, и не призре в суеты и неистовления ложная»** [[old:ps:039:05|(Пс. 39:5)]]. Разве мы сами совершаем то, что нужно для нашей жизни? Все домостроительствует Бог. И человеческое старание, если нет ему Божией помощи, не должно достигнуть конца, Божие же домостроительство и без человеческого содействия подает совершенные блага. Посему доброе дело – возлюбить добро. Что же такое добро? Не то ли, чтобы, укоренившись и укрепившись в твердой и нелживой вере, всю заботу и все попечение возложить на Господа? **//Письма на разные темы. Попечителю Амвлиху.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Блажен муж, ему же есть имя Господне упование его, и не призре в суеты и неистовления ложная** О сих суетах Пророк упоминал и в предыдущем псалме: //«обаче всяческая суета всяк человек живый»// ([[old:ps:038:06|Пс.38:6]]), и еще: //«обаче всуе мятется»// ([[old:ps:038:07|Пс.38:7]]). Посему и здесь ублажает того, кто пренебрег настоящее, вместо же всего приобрел божественную надежду. ===== Евфимий Зигабен ===== **Блажен муж, емуже есть имя Господне упование его, и не призре в суеты и неистовления ложная** **Блажен муж емуже есть имя Господне упование его** Счастлив, говорит, тот, кто имеет упование на одно имя Господа, иначе на одного Господа, а не на что либо другое, как тот же Давид говорит и в другом псалме: Блажен муж, который уповает на Господа [[old:ps:033:09|(Пс. 33,9)]]. У каждого христианина упование и спасение есть имя Христово, как это показали на деле пред мучителями святые мученики, которые открыто исповедали, что имя Христа и христианства составляет для них славу и богатство и надежду: и оно то, по словам брата Божия Иакова, есть то доброе имя, которым мы названы [[new:iak:02:07|(Иак. 2,7)]]. **И не призре в суеты и неистовления ложная** Тот христианин, говорит, который уповает на Христа, не взирает и не обращается на суетное, т. е. на те вещи, которые многим низким людям представляются благом. А ложные неистовства—суть волхвования; ибо волхвы, беснуясь от демона и выходя из себя, теряют смысл, и безрассудно устремляются во все стороны. Они и лгут в своих предсказаниях. А одним родом лжи, волшебством, Давид выразил загадочно все идолопоклонство, как частью целое. Некто говорит: Мудрое неистовствование есть умоисступление в рассуждении настоящей жизни, по которой и пророки для многих представлялись исступленными. В таковом, поставляя честь свою, Давид говорить: я сказал в исступлении моем, и—Павел: Если мы вышли из себя, то это для Бога. Но могут быть суеты и безумствования и ложные, таковы—житейские попечения (там же). ===== Еп. Ириней (Орда) ===== Ст. 5-6 **Блажен муж, емуже есть имя Господне упование его, и не призре в суеты и неистовления ложная. Многа сотворил еси Ты, Господи Боже мой, чудеса Твоя, и помышлением Твоим несть кто уподобится Тебе: возвестих и глаголах: умножишася паче числа** Ввиду полученной им помощи, псалмопевец прославляет блаженство тех, которые надежду свою полагают на Бога, а не (подобно некоторым из его врагов) на суетных богов и на волшебство, и восходя от частного к общему, указывает на чудесные проявления милости Божией во всей истории Израиля; ибо и в этом указании заключается новое подтверждение того, что надеющиеся на Господа счастливы бывают. **//Руководственное пособие к пониманию Псалтири.//** ===== Лопухин А.П. ===== **Блажен муж, емуже есть имя Господне упование его, и не призре в суеты и неистовления ложная** Поэтому блажен тот, для кого Господь - единственное упование и кто своего внимания не обращает //"к гордым и к уклоняющимся ко лжи"//. Под последними разумеются нечестивые, обладающие, однако, ценными в глазах людей внешними средствами защиты, в виде ли богатства или своего высокого положения. Надежда на них, по Давиду, обманчива. ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **Блажен муж, емуже есть имя Господне упование его, и не призре в суеты и неистовления ложная** С этого стиха и начинается та новая песнь, о которой псалмопевец говорит в предыдущем стихе. Песнь эту составил он в благодарность Богу за свое спасение, а потому она, соответственно с содержанием ее, равно как и с содержанием других подобных же песен ([[old:ps:095:01|Пс. 95:1]], [[old:ps:097:01|97:1]], [[old:ps:149:01|149:1]] и др.), должна быть точнее названа благодарственно-хвалебною. Потому что в этой песне Давид прежде всего прославляет блаженство тех людей, которые надежду свою возлагают на Господа Бога, а не на суетных богов и на волшебство. //Блажен муж//, или, что то же, человек, упованием для которого служит имя Божие, Его величие и всемогущество, который имеет упование на одного Господа (как и в [[old:ps:033:09|Пс. 33:9]]) – **и не призре в суеты**. Некоторые под словом **суеты** разумеют идолов или суетное высокомерие, упорное доверие к своим силам; вообще же все разумеют – те суетные надежды на человеческие средства и пособия, которые ничтожны пред всемогущею силой Божией. Под **неистовлениями** (от греч. – бешенство, безумие) **ложными** разумеется состояние исступления, неистовства, в которое приводил себя предсказатель (в язычестве) искусственными средствами волшебства и, действуя именем идолов, являлся исступленным прорицателем, чрез которого говорили бесы, под видом ложных богов. Таковы у древних греков были прорицатели Пифии. Во времена Саула и Давида в царстве Израильском много приписывали значения такому волшебству ([[old:1ts:28:07|1 Цар. 28:7]] и сл.). Таким образом, псалмопевец одним родом лжи – волшебством – выразил все идолопоклонство, как частью целое. Блажен тот человек, по словам его, который, возложив все упование на Господа Бога, не ищет помощи человеческой, в особенности же не ожидает таковой от предметов и действий суетных и ложных, которые не могут не только спасти, но и оказать какую-либо помощь, каковы, например, ложные предсказания по расположению и течению звезд на небе, гадания хиромантиков, вызывания духов (спиритизм), суеверные приметы и наблюдения за полетом птиц и разные другие ворожбы и чародейства, которым многие суеверные люди верят и на них надеются. //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]