[<10>] ====== Толкования на Пс. 39:10 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Благовестих правду в Церкви велицей, се, устнам моим не возбраню: Господи, Ты разумел еси** **Благовестих правду в Церкви велицей.** **Великая Церковь** есть душа, во всяком народе уверовавшая в Спасителя. Она оправдывается, имея Того, Кто оправдывает нечестивого. **//Толкование на Псалмы.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== Ст. 10-11 **Благовестих правду в церкви велицей, се устнам моим не возбраню: Господи Ты разумел еси». «Правду Твою не скрых в сердце моем, истину Твою и спасение Твое рех, не скрых милость Твою и истину Твою от сонма многа** И блаженный Давид в Церкви великой, Божественною благодатию собранной в целой вселенной, дает обещание проповедывать правду Божию, истинность пророчества, досточудное спасение и безмерное милосердие. И само спасенное естество за свое спасение обещает учинить сие именно воздаяние, составить из себя Церковь, подвигнуть уста к песнопению, возвестить правдивый Божий суд, поведать неизреченную благопопечительность, доказать истину пророческих обетований. Выражение: //«от сонма многа» Симмах// перевел:// во множестве//, а //Акила// и //Феодотион: в Церкви великой//, чтобы из сего было видно, что говорится об одной и той же Церкви. ===== Евфимий Зигабен ===== **Благовестих правду в Церкви велицей, се, устнам моим не возбраню: Господи, Ты разумел еси** **Благовестих правду в церкви велицей** Правдою здесь Давид называет евангелие, как оправдывающее верующих в оное и хранящих заповеди его, кто бы они ни были, и как данное всем народам, тогда как закон Моисеев дан был одним только иудеям. Оно (евангелие) праведно, потому что призывает ко спасению не того, иди другого, но равно всех людей. А великим собранием называет многолюдные синагоги иудейские, среди которых Господь проповедовал открыто. Некто под великою церковью разумеет церковь из язычников, как многолюднейшую иудейской и как принявшую большие таинств. А Исихий говорит, что называет (Давид) церковь великою не только потому, что она имеет многолюдный состав, но еще гораздо более потому, что она могла принять всякие и прекрасные- богословские— истины, а за уста церкви под измененным (не собств.) наименованием могут быть приняты преславные апостолы и бывшие после них учители, коим остальное тело церкви не только не воспрещает благовествовать Христа—самоправедность, но еще дает поощрения, доставляет им соответственное в этом содействие (в изд. Своде). **Се устнам моим не возбраню **(сие)**; Господи, Ты разумел сие** Как Ты видишь, говорит, Отец мой, не буду препятствовать устам моим проповедовать людям спасительный слова: и Ты это знаешь, что не попрепятствую в этом; поелику Ты знаешь меня, как своего естественного Сына, как и Я знаю Тебя—моего естественного Отца. Изъяснение другого, кажется, //Оригена//: Христос призывает доселе посредством святых евангелистов, и бывающих по временам учителей, которых поэтому можно назвать устами Христа, как и Павел говорит: ищете доказательства на то, Христос ли мною говорит? А это—ты разумел—поставлено вместо—Ты усвоил мне свою правду посредством веры, то есть, как принявши ее охотно. ===== Еп. Ириней (Орда) ===== **Благовестих правду в Церкви велицей, се, устнам моим не возбраню: Господи, Ты разумел еси** Псалмопевец другим образом принес уже духовную хвалебную жертву, именно тем, что он в кругу многих своих приверженцев и знающих его громко прославил явно открывшуюся на нем правду и верность обетованиям. **//Руководственное пособие к пониманию Псалтири.//** ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 10-11 **Благовестих правду в Церкви велицей, се, устнам моим не возбраню: Господи, ты разумел еси. Правду твою не скрых в сердцы моем, истину твою и спасение твое рех, не скрых милость твою и истину твою от сонма многа** Под "правдой, милостью и истиной" здесь можно разуметь как прославление Давидом в самых песнях, имевших церковно-общественное употребление, Господа, за оказанные ему милости при несправедливых преследованиях врагов, так и то обетование, какое он получил от Бога о происхождении от него обетованного Потомка, т. е., Мессии. ===== Прот. Григорий Разумовский ===== Ст. 10–11 **Благовестих правду в церкви велицей, се, устнам моим не возбраню: Господи, Ты разумел еси. Правду Твою не скрых в сердце моем, истину Твою и спасение Твое рех, не скрых милость Твою и истину Твою от сонма многа** Объясняя изречения сих стихов в буквальном смысле, нужно сказать, что псалмопевец продолжает в них исповедание пред Богом того, что он уже приносил Богу жертву хвалы и благодарения иным способом, именно тем, что в кругу многих своих приверженцев и знающих его громко прославил явно открывшуюся на нем правду Божию и верность обетования, что по ревности о славе Божией он возвещал о милости и истине Его и о спасении своем **в церкви велицей, среди сонма многа**. Не скрыл я, говорит он, ничего в сердце своем, но пред многочисленным собранием представителей от всех колен народа израильского чистосердечно возвестил ([[old:1par:28:start|1 Пар. 28]] и далее) как о новом явлении ко мне милости Божией, в дарованном мне обетовании вечного Царства в потомстве моем, так и о последовавшем определении правды Божией, открывшем недостоинство мое пред Богом, относительно построения постоянного храма в Иерусалиме. Но св. отцы (Афанасий Великий, Кирилл Александрийский) и другие толковники и это место, как пророческое, относят к лицу Иисуса Христа и под **правдою** разумеют проповеданную Спасителем «правду евангельскую» [[new:mf:05:06|(Мф. 5:6]], [[new:mf:05:20|20)]], которая выше Закона, или сени законной (т.е. оправдание верою), под **истиною** – вообще евангельскую проповедь; **спасением** называют путь к дарованному Богом спасению чрез веру во Христа [[new:rim:03:24|(Рим. 3:24–25)]], путь к благодати, приемлемой тою же верою [[new:1tim:01:09|(2 Тим. 1:9]]; [[new:1pet:01:13|1 Пет. 1:13]], [[new:1pet:01:20|20–21)]]. **Великою церковию** и** сонмом** пророк называет, говорят толковники, Церковь из уверовавших израильтян и язычников, Церковь Вселенскую. Я благовестил, говорит Христос устами пророка, правду Твою, Боже и Отче Мой, в Церкви Вселенской и не буду препятствовать, **не возбраню устнам Моим**, т.е. всегда буду проповедовать людям спасительную **истину**, и Ты знаешь, Господи, что Я не молчал о евангельской правде, **не скрывал ее в сердце Моем**, но всенародно, пред сонмом многим проповедовал евангельское учение и всем открыл **истину** Божию [[new:in:16:07|(Ин. 16:7)]] и милость Твою, всем указал путь ко спасению. //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]