[<10>] ====== Толкования на Пс. 39:18 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Аз же нищь есмь и убог, Господь попечется о мне: помощник мой и защититель мой еси Ты, Боже мой, не закосни** **Аз же нищ есмь и убог. Господь попечется о мне.** Исполненный великой дерзости Израиль, пришедши в раскаяние, именует себя нищим и убогим, и уже соглашается в том, что и ему упование — Господь. **Помощник мой и защититель мой ecи Ты, Боже мой, не закосни.** К сему-то концу, говорит, придет Церковь, прежде обнищавшая и великую бедность терпевшая в мире, но обогатившаяся Твоею силою и прославленная Твоею помощью, о чем и просит Бога, чтобы не закоснел; в сем, по прошению ее, и не коснит Он, как сказано: //идый приидет, и не умедлит// ([[old:avm:02:03|Авв. 2,3]]). **//Толкование на Псалмы.//** ===== Свт. Василий Великий ===== **Аз же нищь есмь и убог, Господь попечется о мне; помощник мой и защититель мой еси Ты, Господи, не закосни** //Вопрос//. Поелику Писание в числе похваляемого поставляет нищету и убожество, например: //«блаженны нищие»// [[new:mf:05:03|(Матф.5, 3)]], и: //«желание убогих услышал еси, Господи»// [[old:ps:009:38|(Псал.9, 38)]], и еще: //«нищ и убог восхвалита имя Твое»// [[old:ps:073:21|(Псал.73, 21)]]; то какое различие нищеты и убожества; и в каком смысле справедлив Давид, который говорит: **«аз же нищ есмь и убог»**? //Ответ//. Припоминая Апостола, сказавшего о Господе: //«Он, будучи богат, обнищал ради вас»// [[new:2kor:08:09|(2Кор. 8, 9)]] полагаю, что нищ тот, кто от богатства нисшел до скудости, а убог тот, кто с самого начала был в скудости, и таковое несчастье переносил благоугодно Господу. Давид же признает себя нищим и убогим, может быть, и потому, что говорит сие от лица Господа, Который наименован нищим в словах: //«будучи богат, обнищал ради вас»//, а убогим назван, поколику по плоти Он был Сын не богатого кого, но древодела; может быть, и потому, что сам, подобно Иову, не хранил имения в сокровищницах, и на богатство не смотрел как на собственность, но всем распоряжался по воле Господней. **//Правила, кратко изложенные в вопросах и ответах.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Аз же нищь есмь и убог, Господь попечется о мне; помощник мой и защититель мой еси Ты, Господи, не закосни** Как выше упоминал о грехах, так называет себя нищим, потому что оставлен без помощи, имеет нужду в Божественном содействии, и умоляет, как можно скорее, оказать вспоможение. Приличествует же сие преимущественно блаженному Давиду. Ибо думаю, что, имея пред очами оное предречение и обилие благодати, Давид себя назвал нищим и убогим, и просит, чтобы ему быть причастным Божественнаго промышления. Умоляет же предсказаннаго спасения не замедлять и не отлагать до отдаленных времен, но скорее даровать оное людям. ===== Евфимий Зигабен ===== **Аз же нищь есмь и убог, Господь попечется о мне: помощник мой и защититель мой еси Ты, Боже мой, не закосни** **Аз же нищ есм и убог** Это сказывается от лица каждого христианина: каждый христианин нищ, потому что оставил все имения свои ради Христа, беден, потому что трудится и снискивает нужное ко спасению его; сверх того он нищ и потому, что лишен имения своего, а беден, поелику бедствует, то есть трудится и болезнует в заповедях Христовых и добродетелях. Слова //Великого Василия//: Нищ тот, кто из богатства дошел до недостатка, как оказано о Господе, что Он, будучи богат, стал нищим для нас; а беден, кто был в недостатках и прежде и при таком обстоятельстве управлялся благоугодно Господу. Давид признает себя нищим и бедным, быть может говоря сие от лица Христа, как называющегося нищим, согласно с сими словами: будучи богат обнищал для нас, а—нищим, поскольку Он был, как думали, сын не богатого отца, по плоти, но плотника. Впрочем, быть может и о себе (говорит) потому что, по примеру Иова, он умел не собирать себе и не пристращаться к своему богатству, но распоряжаться во всем, по воле Божией. //Кирилл//: Древний Израиль называет себя нищим, и бедным и просит, чтобы не замедлило предсказанное о нем спасение. Евсевия: Нищим называет по причинен потери своего богатства, а бедным—по снисканию продовольствия с трудом (в замеч. Кордерия 34, псал. в издан. Своде). Смотри и замеч. на слова: Я нищ и болезнен, в [[old:ps:068:30#evfimij_zigaben|68]]-м псалме. **Господь попечется о мне** Господь, говорить, попечется о мне, потому что я прибегал к Нему одному, Он и не презрит уповающего на Него. **Помощник мой и защититель мой ecи Ты, Боже мой, не закосни** Ты, говорит, Боже мой, не замедли своею помощью мне. Впрочем я, согласно с //Феодоритом//, полагаю в сих словах и другую более глубокую мысль: прилагая вышесказанные слова—я нищ и беден—к пророку Давиду, думаю, что сей блаженный, предвидя имевшее излиться на христиан богатство духовных дарований, пожелал и сам иметь оное, но поелику он жил задолго до дней и времен христиан и не мог достигнуть желаемого, то посему, скорбя и оплакивая сие лишение свое, он сказал: я нищ и беден, как не получивший сего духовного богатства; впрочем Бог попечется о мне, чтоб и я мог участвовать в этом духовном богатстве и славе, которую имели получить после христиане. Где ж участвовать? В царствии небесном; а что это истина, о том свидетельствует Господь так: Многие пророки и праведники желали увидать, что вы видите, и не видели, и слышать, что слышите, и не слышали [[new:mf:13:17|(Матф. 13,17)]]. О таковом—то желании своем просит Давид Сына Божия не замедлить прийти и сделаться человеком. ===== Еп. Ириней (Орда) ===== **Аз же нищь есмь и убог, Господь попечется о мне: помощник мой и защититель мой еси Ты, Боже мой, не закосни** Доселе мы изъяснили 39 псалом по ближайшему историческому его смыслу; но верующий христианин из [[new:evr:10:start|Евр. 10]] и д., знает, что этот псалом имеет также мессианский характер. Ап. Павел некоторые слова его относит к Мессии. Не раз уже говорено было, что Давид в своих страданиях, как и в славном царствовании был прообразом своего Богочеловеческого Потомка, Христа. Как некогда от Давида Господь не хотел никакой левитской жертвы, а желал жертвы безусловного послушания, жертвы всей личности; так и от Христа, послушание Коего к Отцу достигло своей высочайшей степени в предании Своего тела на ужаснейшую смерть; как Давид свою внутреннюю жертву совершил исполнением Божественной воли, так и Христос [[new:in:04:34|(Ин. 4:34,]] [[new:mf:26:39|Мф. 26:39,]] [[new:evr:10:07|Евр. 10:7-10)]]. Эта воля считается душою этой προσφορα. Как Давид самого себя предложил в жертву и сказал: //се приду//, так сказал и Христос уже в минуту Воплощения [[new:evr:10:05|(Евр. 10:5)]], и потом во все дни Своей земной жизни, особенно на Масличной горе (//да будет воля Твоя//) и на кресте. Не как частное лице стоял Богочеловек среди рода человеческого, но как Представитель его, солидарно с ним связанный; поэтому нет ничего удивительного в том, что Он, имея глубокое прозрение в любовь Божию к падшему человечеству, во время своей земной жизни часто благодарил Отца – от имени человечества [[old:ps:039:10|(10-]][[old:ps:039:11|11)]], как за все благодеяния роду человеческому, так особенно за устроение искупления; [[old:ps:039:02|ст. 2-6]] можно вообще считать такою благодарностью Богочеловека от имени человечества. – Пред исшествием из мира сего Искупитель молился за Своих учеников и за всех Своих людей, имевших уверовать в Него [[new:in:17:start|(Ин. 17)]]; Он знал, что они и по совершении искупления будут бороться еще со многими врагами; [[old:ps:039:12|ст. 12-18]] можно считать молитвою Богочеловека от имени искупленного, под игом страстей и неисчетных страданий вздыхающего человечества. Вися на кресте, Спаситель мог буквально применить к Себе [[old:ps:039:12|ст. 12-18]]. **//Руководственное пособие к пониманию Псалтири.//** ===== Лопухин А.П. ===== **Аз же нищь есмь и убог, Господь попечется о мне: помощник мой и защититель мой еси ты, Боже мой, не закосни** См. Толкование на [[old:ps:039:12#lopuxin_ap|Пс. 39:12]] ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **Аз же нищь есмь и убог, Господь попечется о мне: помощник мой и защититель мой еси Ты, Боже мой, не закосни** Высказав свои чувства относительно врагов своих и выразив благожелания и советы верующим и любящим Господа, псалмопевец в заключение псалма говорит о себе и выражает молитвенное прошение к Богу о скорейшей помощи. Что касается до меня, как бы так говорит он, то я не более, как **нищий и убогий** раб Господа моего, и несмотря на мое убожество, Господь не оставляет меня без Своего промыслительного попечения: **Господь попечется** (в пер. с евр. – «печется») о мне, а потому, уповая на милость Его, я дерзновенно молю Его: Боже, **Ты помощник мой и защитник**, не умедли же, **не закосни** Своею помощью. Все изречения стихов [[old:ps:039:12|12–18]] могут быть также приложимы вполне к обстоятельствам жизни и страданий Господа Иисуса Христа. Отходя из мира сего, Искупитель молился за Своих учеников и за всех людей, имевших уверовать в Него [[new:in:17:start|(Ин. 17)]], Он знал, что и по совершении искупления они будут еще бороться со многими врагами. Вися на кресте, Спаситель мог буквально применить к Себе все сказанное в стихах [[old:ps:039:12|12–18]]. //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]