[<10>] ====== Толкования на Пс. 40:1 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **В конец, псалом Давиду** //Содержание:// Предлагаемый псалом ублажает уверовавших во Христа, и в воздаяние им за веру обещает Христову помощь. Вводится также и самое лице Спасителя, осуждающего князей народа иудейского, наипаче же предателя. **//Толкование на Псалмы.//** ===== Свт. Григорий Нисский===== **В конец, псалом Давиду** См. Толкование на [[old:ps:004:01#svt_grigorij_nisskij|Пс. 4:1]] ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **В конец, псалом Давиду** Иные прилагали настоящий псалом к Давиду, а иные к Езекии; но ни того ни другаго не дозволяет нам принять Божественное Евангелие, потому что Владыка Христос, в одной беседе Своей с священными учениками. присовокупил и сие: //«аще сия весте, блажени есте, аще творите я. Не о всех вас глаголю, Аз бо вем, их же избрах: но да Писание сбудется, ядый со Мною хлеб, воздвиже на Мя пяту свою. Отселе глаголю вам, прежде даже не будет, да, егда будет, веру имете, яко Аз есмь»// ([[new:in:13:17|Ин.13:17–19]]). Посему, когда Господь говорит: //«да Писание сбудется»//, и показывает, что настоящий псалом идет к Нему, а не к другому: то смелым и дерзким почитаю придумывать для псалма другое не принадлежащее ему содержание. ===== Евфимий Зигабен ===== **В конец Давиду** Этот псалом надписывается: «в конец», потому что содержит пророчество, относящееся к концу времен, пророчествуя об отступничестве Иуды. Содержание сего псалма с внешней стороны его есть любовь к нищим, а с таинственной он относится ко Христу, обнищавшему для нашего спасения, как Он Сам показал это в Евангелии Иоанна, сказав Апостолам: не о всех вас говорю, ибо знаю которых Я избрал, но да сбудется Писание: ядущий со Мною хлеб поднял на Меня пяту свою [[new:in:13:18|(Иоан. 13,18)]] свидетельство о сем не находится ни в каком месте Писания, кроме настоящего псалма, говорящего: ядущий хлебы мои вознесет на Меня пяту. Слова //Исихия//: Пророк надписывает псалмы: //в конец//, потому что в них говорится о том, что относится к окончанию домостроительства, со стороны Христа, Которого не только сей пророк называешь Давидом, но и Осия, сказавший: После сего сыны Израилевы обратятся и поищут Господа Бога своего и царя их—Давида [[old:os:03:06|(Ос. 3,6)]]. А как Давид жил и скончался за многие годы (до Осии), то посему Давидом называет нового Давида (в изд. Своде). ===== Лопухин А.П. ===== **В конец, псалом Давиду** Этот псалом написан во время гонений от Авессалома, на что указывает исповедание Давидом своей греховности пред Богом ([[old:ps:040:05|5]] ст.) и особенно указание на измену человека, близкого ему ([[old:ps:040:10|10]] ст.), под которым нужно разуметь Ахитофела. ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **В конец, псалом Давиду** Как по надписанию, так и по содержанию Пс.40 нужно заключить, что он принадлежит Давиду, потому что он вполне соответствует тому положению, в каком находился царепророк во время созревшего заговора и открытого восстания против него сына его Авессалома. Хотя библейская история не дает нам подробных указаний на обстоятельства хода и развития этого заговора, но из многих кратких изречений сего 40-го и других псалмов можно вывести хотя неполные заключения об этих обстоятельствах. Давиду были известны коварные замыслы врагов его, как видно будет из последующего объяснения, равно как известно и то, что для достижения своих преступных целей враги его действовали клеветою и ласкательством [[old:ps:054:04|(Пс. 54:4]], [[old:ps:054:13|13]], [[old:ps:054:22|22]], [[old:ps:054:02|57:2–6)]], стараясь возбуждать против него неудовольствие народа, а к себе привлекать его расположение; но, сознавая правоту свою и твердо веруя в правосудие Божие и почти убежденный в безуспешности безумных предприятий, он не предпринимает никаких мер против мятежников, кроме молитвы к Богу о защите и кроткого обличения и вразумления, какие находим мы в его псалмах. Развитию заговора много содействовала продолжительная болезнь царя [[old:ps:040:04|(ст. 4)]], без сомнения давшая Авессалому случай открыто разыграть пред народом роль рачительного и беспристрастного судьи и тем еще больше вкрасться в его любовь и доверенность. Давид, глубоко потрясенный дошедшими до него известиями о замыслах и намерениях заговорщиков, не теряет надежды, что Господь восставит его от одра болезни и даст ему возможность отомстить врагам своим [[old:ps:040:11|(ст. 11)]], но у него не достало мужества и решимости воздать врагам своим, силой подавить беззаконное их предприятие, прежде чем оно успело возрасти до открытого восстания. Когда было получено известие о начале открытого восстания, Давид в смущении и страхе решается бежать из своей столицы и удаляется в пустыню [[old:ps:054:08|(Пс. 54:8)]]. Тут-то, видя себя почти беспомощным, он признал себя нищим и убогим и дорого оценил то участие и сострадание к его бедственному положению, какое он нашел в небольшом числе приближенных к нему людей. С чего и начинает он свой псалом. Поруганный, тяжко больной, оставленный даже самыми лучшими друзьями, Давид был прообразом Богочеловека, взявшего на Себя немощи людей и понесшаго болезни [[new:mf:08:17|(Мф. 8:17)]], преданного Своим учеником [[new:in:13:18|(Ин. 13:18)]], и смерти Коего с нетерпением ожидали злорадственные друзья Его. Происходившее в меньшей степени с Давидом на Иисусе Христе совершилось в полной мере. Почему псалом этот и относится к числу прообразовательно- мессианских псалмов. //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]