[<10>] ====== Толкования на Пс. 40:4 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Господь да поможет ему на одре болезни его: все ложе его обратил еси в болезни его** **Все ложе его обратил ecu в болезни его.** Будет ему лучше, и произойдет в нем перемена к выздоровлению. Ибо божественному Писанию обычно вместо слова «перемена» употреблять слово **«обращение»**, как например: //обратил ecu плач мой в радость// ([[old:ps:029:12|Пс. 29,12]]). **//Толкование на Псалмы.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Господь да поможет ему на одре болезни его: все ложе его обратил еси в болезни его** Освободит его, говорит Пророк, от всякаго недуга, и болезнь применит в здравие. Слова: //«обратил еси в болезни ложе»//, употреблены в значении: //переменил//. Так, описав воздаяния уразумевшему оную досточудную нищету, Пророк показывает нам, Кто обнищавший, как Он приял на себя нищету, и представляет, что Он Сам о Себе возвещает и сказует. ===== Евфимий Зигабен ===== **Господь да поможет ему на одре болезни его: все ложе его обратил еси в болезни его** **Господь да поможешь ему на одре болезни его** О, говорит, да поможет Господь милостивому человеку на одре во время болезни и изнеможения его на нем! Акила и Феодотион вместо желательного времени поставили будущее, то есть, Господь сохранит его и продлит жизнь его и дает ему блаженство и поможет, думая, что не по молитве, а как праведная награда, наверно будет это дано нищелюбцу. **Все ложе его обратил ecи **(в здравие)** в **(время)** болезни его** Ложем Давид называет возлежание милостивого человека, во время немощи его, на одре; а обратил—поставил вместо—изменил, то есть, Ты, говорит, Господи, обратил почивание его на одре из болезненного в здоровое, или немощного Ты сделал здравым. Сказал—все вместо того, чтобы сказать вовсе, или совершенно сделал его здоровым. Еще сказал — обратил — вместо —обратишь. Или по догадке, лучше же сказать, пророчески сказал об имеющем быть, как о прошедшем и бывшем, по свойству пророков, видящих будущее, как прошедшее. Слова //Божеств. Кирилла//: Таковы воздаяния за веру во Христа: хранение от Господа, участие в вечной жизни,- блаженство на земле (исполненной страстей) и свобода от умственных врагов. Таковы же и за любовь к нищете: Господь дает нищелюбцу не только будущее и истинную оную жизнь, но делает самым счастливым и здесь. Исихия: Истина сего пророческого обетования часто оказывается на деле и в настоящее время. Многие больные и лютостраждущие, как только истощают богатство на нищих и бедных, тотчас изменяются в лучшее; ибо если милость хвалится над судом в день будущего суда, то что удивительного, если щедрая милость отвращает и здесь ожидаемую смерть и изменяет в здравие. Впрочем есть и немощь душевная, принимаемая в отношении ко внутреннему человеку, при которой душа оказывается имеющею опустившиеся руки, т. е. деятельные силы и расслабленные колена и потому не могущею идти путем ведущим к жизни. Сию-то душу, одержимую нерадением как бы невыносимою болезнью, а посему и побуждающуюся к смертоносному греху, милостыня, оказываемая нищим, может исцелить и изменить: потому-то и прибавил непосредственно за сим слова: я сказал: Господи, помилуй меня, и исцели душу мою, ибо я согрешил Тебе (в изд. Своде). Почему и Сирах сказал: милостыня очистит грехи [[old:prsir:03:30|(Сир. 3,30)]]. И Товит: Милостыня избавляет от смерти ([[old:tov:12:09|Тов. 12,9]]). ===== Прот. Сергий Терновский ===== **Господь да поможет ему на одре болезни его: все ложе его обратил еси в болезни его** Иное значит: обратить все ложе в болезнь и обратить в болезни. Первое означает умножение наказания, а последнее - любовь и отеческое попечение. Св. пророк изображает преимущества милостивого человека. Они состоят в том, что Господь: 1) хранит его; 2) блажит его на земле, то есть еще на земле дает насладиться миром и спокойствием духа и радостью, которая принадлежит жителям неба; 3) что избавит его от врагов. Однако же Господь подвергает испытанию милосердого, Он попускает ему впасть в болезнь; но в сем испытании Он не оставляет его без помощи; напротив, помогает ему на одре болезни и, как мать приходит к больному сыну и перестилает ему постель, чтобы он более получил спокойствия, так любовь Божия в болезни милосердого человека поправляет и переворачивает его постель. Пророк сим хочет означить не перестилание постели, а: 1) успокоение духа Мрачные чувства, которые соединены с болезнью, Господь просветляет, проливая духовное утешение в сердце его, уверяя, что Он испытует от любви, и укрепляя в уповании. 2) То, что милосердый не будет оставлен без помощи во время его болезни; напротив, многие из тех, которым он благодетельствовал, придут навестить его, послужить ему и будут за него молиться. На сие указывает книга [[old:prsir:01:00|Сираха]]. 3) Кажется, пророк для того так выражается, чтобы показать, что награда совершенно соответствует заслуге, или добродетели. Милостивые люди, подвижники милосердия и сострадательницы, обыкновенно навещают больных, сидят при их постели, служат им и стараются их успокоить; за сие и Божественный Промыслитель подает и им утешение, и успокоение, и облегчение, когда Он же, по Своим благим судьбам, заставляет их испытывать болезни. **//Толкование особых изречений в церковной Псалтири, изложенное по руководству святых отцов Церкви.//** ===== Лопухин А.П. ===== **Господь да поможет ему на одре болезни его: все ложе его обратил еси в болезни его** См. Толкование на [[old:ps:040:02#lopuxin_ap|Пс. 40:2]] ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **Господь да поможет ему на одре болезни его: все ложе его обратил еси в болезни его** **Ложе** – значит «постель»; **обратил** – значит «переворотил, переменил». В этом, как и в последующих стихах, псалмопевец говорит о своей продолжительной и тяжкой болезни, которою воспользовались враги его для выполнения своих преступных замыслов. **Обратить все ложе в болезни** – значит не то, что обратить его в болезнь. Последнее означает умножение наказания, а первое выражает любовь и отеческое попечение. Словами сего стиха, равно как и предыдущего, св. пророк изображает преимущества милостивого и временно бедствующего человека. Они состоят в том, что Господь а) //хранит его//; б) //блажит//, или ублажает его на земли, т.е. еще на земле дает насладиться миром, спокойствием духа и радостью, какая принадлежит жителям неба, и в) //избавит его от врагов//. Однако же Господь подвергает испытанию милосердного: попускает ему впасть в болезнь; но в этом испытании Он не оставляет страждущего без Своей помощи, напротив, помогает ему на одре болезни, и как мать приходит к больному сыну и перестилает ему постель, чтобы он более имел спокойствия, так любовь Божия, в болезни милосердного человека, поправляет и переворачивает его постель. Этою образною речью пророк хочет показать а) успокоение духа: мрачные чувства, которые соединены с болезнью, Господь просветляет, проливая духовное утешение в сердце его, уверяя, что Он испытывает по любви и укрепляя в уповании; и б) дает понять, что милостивый не будет оставлен без помощи во время его болезни, напротив, многие из тех, которым он благодетельствовал, придут навестить его, послужат ему и будут за него молиться. //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]