[<10>] ====== Толкования на Пс. 40:11 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Ты же Господи помилуй Мя, и возстави Мя, и воздам им** Так говорит Отцу Своему, по человечеству ради Своего истощания, хотя сам Он есть милость Бога и Отца, и воскресение, и жизнь. **//Толкование на Псалмы.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== Ст. 11-12 **Ты же Господи помилуй мя, и возстави мя, и воздам им. В сем познах, яко восхотел Мя еси, яко не возрадуется враг Мой о Мне** И сие все изречено от воспринятаго естества, которое и пострадало. Так и в священном Евангелии слышим, что Владыка Христос молится: //«Отче, спаси Мя от часа сего»// ([[new:in:12:27|Ин.12:27]]); и еще: //«Отче, аще возможно есть, да мимоидет от Мене чаша сия»// ([[new:mf:26:39|Мф.26:39]]). ===== Евфимий Зигабен ===== **Ты же, Господи, помилуй мя, и восстави мя, и воздам им** По словам божественного Кирилла—помилуй и восстанови меня— суть слова человекообразные, которые Владыка Христос, как человек, не отказался сказать Отцу, как свойственные человеческой природе. Так Он неоднократно таковые приличные человеку слова употреблял в молитве. А—воздам—это выражение, приличное Богу, потому что Христос воздал Иудеям приличное наказание, предав их римлянам за то, что и по воскресении Его не уверовали, но преследовали и учеников Его. Слова //Божеств. Кирилла//: Выражение—воздам им—есть признак Божества в том, который представляется молящимся так. Ибо не сказал: воздашь: но, как сам имеющий быть судиею всех, поскольку он есть и признается Богом, Он говорит: воздам. Так Он и сам сказал: как Отец не судит никого, но весь суд отдал Сыну, дабы все почитали Сына, как почитают Отца! А что Он, как Бог, как воскресение и как жизнь и Сам воскресил Себя, это Он объявил иудеям, сказав: разрушьте храм сей, и в третий день воздвигну его [[new:in:02:19|(Ин. 2,19)]]. //Исихия//: Это он говорит не потому, чтобы Он желал воздать им за претерпение от них смерти (ибо Он сказал на кресте: Отец, оставь им грех), но потому, что, видя нелицеприятный суд Отца, производимый против скверных убийц, как имеющий одно дело с Богом и Отцем, сказал: и Я воздам им, и сим показал одно действие в обоих (в изд. Своде). ===== Еп. Ириней (Орда) ===== **Ты же, Господи, помилуй мя и возстави мя, и воздам им** В таких обстоятельствах псалмопевец тем настойчивее должен молиться о выздоровлении, чтобы потом во имя Божие он мог отмстить злобным врагам. **Возстави мя от одра болезни**; **воздам** – не личное мщение, но ревность о деле Божием, против которого восстают враги (ср. [[old:3ts:02:05|3 Цар. 2:5-9]] и [[new:lk:19:27|Лк. 19:27)]]. **//Руководственное пособие к пониманию Псалтири.//** ===== Прот. Сергий Терновский ===== **Ты же, Господи, помилуй мя и возстави мя, и воздам им** **И воздам им, не местию, а милостию.** [[old:ps:040:12|Ст. 12.]] //Восхотел мя еси, то есть благоволил ко мне.// **//Толкование особых изречений в церковной Псалтири, изложенное по руководству святых отцов Церкви.//** ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 11-14 **Ты же, Господи, помилуй мя и возстави мя, и воздам им. В сем познах, яко восхотел мя еси, яко не возрадуется враг мой о мне. Мене же за незлобие приял, и утвердил мя еси пред тобою в век. Благословен Господь Бог Израилев от века и до века: буди, буди** //Исцели меня, Господи, не дай врагу восторжествовать надо мною, поставь меня на веки пред собою// Давид молит Бога о прощении своего греха, об исцелении от болезни и о каре врагов. В этой заслуженной врагами каре Давид увидит знак благоволения к себе Бога и прощения своего греха (прошедшее время глаголов стоит вместо будущего). - //"А меня... поставишь пред лицем Твоим во веки"// - т. е. я буду служить Тебе вечно, во все продолжение своей земной жизни, или в смысле - это Твое благоволение будет для меня служить залогом того, что за гробом я буду предстоять пред Тобою, жить вблизи Тебя. ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **Ты же, Господи, помилуй мя и возстави мя, и воздам им** Находясь в тяжкой болезни, Давид узнает о злых намерениях и целях заговорщиков, но не теряя надежды, что Господь **возставит** его от одра болезни и даст ему возможность отмстить врагам своим, он выражает эту надежду в молитве своей к Богу и говорит: Ты же, Господи, помилуй меня и восставь меня, и я воздам им. Впрочем, последнее выражение: **воздам им** – не нужно понимать в смысле личного мщения, т.е. будто Давид, дыша чувством отмщения врагам своим за причиненное ему зло, взывал о том в молитве к Богу. Как пророк Божий, он, конечно, понимал, что личное мщение запрещено Законом [[old:lev:19:18|(Лев. 19:18]]; [[old:pr:24:29|Притч. 24:29)]], а потому оно противно Богу, а следовательно он и не мог молиться о предоставлении ему возможности отмщения. Но как царь, которому дана власть не только судить и подвергать наказанию виновных, но который обязан казнить врагов государственной власти, Давид мог выражать угрозу казнью, заслуженною злодеями, и в молитве к Богу. Притом же Давиду, водившемуся всегда духом кротости и смирения, и не свойственно было чувство личного мщения, тем более при таких обстоятельствах, когда он лежал на одре болезни и глубоко проникнут был чувством покаяния и сердечного сокрушения о грехах. А потому, читая это место псалма, никто не должен усматривать здесь молитвенного воззвания об отмщении за зло, причиненное врагами. И Господь Иисус Христос, Которого прообразовал собою пророк Давид, претерпевал безвинно оскорбления от злобных врагов Своих, хотя мог молиться о воздаянии и отмщении, но Он молился Отцу Небесному не об отмщении, а о прощении врагам [[new:lk:23:34|(Лк. 23:34)]]. //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]