[<10>] ====== Толкования на Пс. 41:4 ====== ===== Прп. Нил Синайский ===== **Быша слезы моя мне хлеб день и нощь, внегда глаголатися мне на всяк день: где есть Бог твой** Сетование о грехах имеет услаждающую скорбь, и горечь его, приправляемая благою и полезною надеждою, оказывается подобною меду. А потому оно питает душу, проясняет мысли, утучняет сердце и цветущим делает самое тело. И прекрасно воспевает Давид: **«быша слезы моя мне хлеб день и нощь»** [[old:ps:041:04|(Пс. 41:4)]]. **//Письма на разные темы. Председателю Аристотелю.//** ---- **«Быша слезы моя мне хлеб день и нощь»**, говорит блаженный Давид [[old:ps:041:04|(Пс. 41:4)]]. Ибо кто не напрасно и не о пустом проливает слезы, но по трудолюбивому и боголюбивому расположению предается плачу, тот, как хлебом, питается своими слезами, не только при веселых, добрых и радостных событиях, которые святой человек называет //«днем»//, но и в бедственных и печальных обстоятельствах, которые тот же святой иносказательно называет //«нощию»//. Блаженны плачущее ныне и возделывающее спасительный плач, чтобы премного возвеселиться в будущем. Сеющие слезами в настоящей жизни, как очевидно, в оный день пожнут снопы никогда не прекращающегося радования. А на иных, не хотящих покаяться в своих грехопадениях, Господь налагает скорби и телесные страдания, чтобы, по видя их мучения, и нерадивые, но более их чувствительные, прежде нежели подвергнутся горестям, занялись исправлением себя и не оставались долго с каким-либо своим недостатком. **//Письма на разные темы. Монаху Нилу.//** ===== Прав. Иоанн Кронштадтский ===== **Быша слезы моя мне хлеб день и нощь, внегда глаголатися мне на всяк день: где есть Бог твой** Боже мой! И в избранном народе Твоем были такие безбожники, которые каждый день смеялись над рабом Твоим, говоря: **где Бог твой?** Ах, как это тяжело для души благочестивой! **//Дневник. Том I. 1856.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== Ст. 4-5 **Быша слезы моя мне хлеб день и нощь, внегда глаголатися мне на всяк день: где есть Бог твой? Сия помянух, и излиях на мя душу мою: яко пройду в место селения дивна, даже до дому Божия, во гласе радования и исповедания, шума празднующаго** **«Быша слезы моя хлеб день и нощь, внегда глаголатися мне на всякь день, где есть Бог твой? Сия помянух, и излиях на мя душу мою»**. День и ночь сетуя, говорит Пророк, не мог я насытиться плачем, но как бы в некую пищу обращаю слезы, слыша делаемыя Тебе укоризны; потому что неприязненные мне издеваются надо мною, представляя попечение Твое о мне столько слабым, что не может преодолеть силы их. Посему, размышляя о сем непрестанно, не прекращаю я плача. Сие значат слова: //«излиях на мя душу мою»//, то есть, истек я слезами и подвигся к рыданию. **«Яко пройду в место селения дивна, даже до дома Божия, во гласе радования и исповедания, шума празднующаго».** //«Селением»// называет Пророк Божие покровительство. Посему возвещает после скорбнаго приятное, и наперед дает знать, что вскоре будут воззваны, путеводимые Божественною благодатию возвратятся в вожделенную для них землю, возсозиждут дом Божий и будут совершать обычныя торжества, и слух их огласится празднественным шумом и духовным сладкопением. Предвещает же и блаженный Исаия, что возвратятся с великою честию, что повезут их мски в колесницах, и сверху будут они прикрыты сенями, не обезпокоиваемые лучами солнечными ([[old:is:66:20|Ис.66:20]]). Сию мысль выражает и //Акила//: войду в осененное место, изводя их до дому Божия, со гласом хваления и благодарения празднующаго народа; то есть, ликуя, песнословля Бога Спасителя, и наслаждаясь тению во время шествия, дойдем мы до дому Божия, возвращаясь как бы торжественным каким ходом. Услышав сие предречение, будут сами себя утешать, говоря: ===== Евфимий Зигабен ===== **Быша слезы моя мне хлеб день и нощь, внегда глаголатися **(когда говорят) **мне на всяк день: где есть Бог твой** Когда, говорит, вавилоняне поносят его в немощи, говоря ругательно: где теперь Бог твой, Который помог бы тебе? Тогда, говорю, слезы становятся для меня хлебом, то есть, желаю и алчу слез, как хлеба. И как для всех людей необходимая пища—хлеб, так и для меня тогда необходимы слезы. И таковое желание и потребность слез находится у меня не только днем, но и ночью, то есть, я — народ твой — желаю плакать день и ночь, не перенося такого бесчестия Богу моему. Слова //св. Нила//: И всякий не всуе и не напрасно плачущий, но от деятельной и боголюбивой расположенности рыдающий, питается слезами как хлебом, не только при благоприятных и благоугодных обстоятельствах, что святый (Дав.) называет днем, но и при тесных и неприятных, что выражает подобием ночи. А Нисский излагает и естественную причину слез: В рассуждении происхождения слез скажем, что как чрез удовольствия телесные отверстия послабляются и делаются свободны у тех, которые проникнуты приятным удовольствием: так и чрез печаль узкие и скрытные проходы скважней заключаются и, не давая свободы тайной расположенности внутренностей, влажные испарения теснят к голове и мозговым перепонкам, а они чрез накопление во множестве в пустотах головы (мозга) изгоняются посредством нижних отверстий к глазам, где совокупность бровей привлекает к себе влагу каплями; а капля называется слезою. Слова //Блаж. Августина// в 35 главе Уединенных бесед: Доколе будут говорить мне: где Бог твой? доколе будут говорить мне: пожди, ожидай? А ныне кто терпите мое? Не Господь ли? Ибо мы ожидаем Спасителя—Господа нашего—Иисуса Христа, который преобразит тело смирения нашего, чтобы оно было сообразно с телом Его славным. Он же и в 40 главе Рассуждений: Господи мой! да будут слезы мои для меня хлебом день и ночь, доколе не услышится в душе моей: вот жених твой! И между тем упаси меня моими воздыханиями, снова согрей меня скорбными страданиями! ===== Еп. Ириней (Орда) ===== **Быша слезы моя мне хлеб день и нощь, внегда глаголатися мне на всяк день: где есть Бог твой** **Быша слезы хлеб** – от боли он не мог есть и в состоянии был только плакать день и ночь, так что слезы служили ему вместо хлеба (ср. [[old:1ts:01:07|1 Цар. 1:7,]] [[old:iov:03:24|Иов. 3:24)]]. **Где есть Бог твой** не предполагает необходимо спрашивающим язычника; и израильтянин мог также спрашивать другого оставленного Богом в несчастии: **Где есть Бог твой**; другими словами: Бог твой, к Которому ты всегда обращался, оставил тебя [[old:2ts:16:07|(2 Цар. 16:7,]] [[old:2ts:16:08|8)]]. **//Руководственное пособие к пониманию Псалтири.//** ===== Лопухин А.П. ===== **Быша слезы моя мне хлеб день и нощь, внегда глаголатися мне на всяк день: где есть Бог твой** //Я орошаю хлеб свой слезами и грущу о невозможности, как было ранее, ходить вместе с народом в Твой святой храм// //"Слезы мои были... хлебом день и ночь"// - я питался только своими слезами, т. е. я не мог принимать никакой пищи, чтобы меня не давило горькое чувство от сознания оставленности Богом, которое поддерживали окружавшие меня малодушные люди, с недоумением и отчаянием каждый день спрашивавшие: "где Бог твой"? Почему не видно помощи от Того, Кому ты служил? ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **Быша слезы моя мне хлеб день и нощь, внегда глаголатися мне на всяк день: где есть Бог твой** От сильной скорби душевной, причиняемой удалением от святилища Господня и невозможностью являться пред лице Божие, псалмопевец не мог употреблять пищи и в состоянии был только плакать день и ночь, так что слезы служили ему вместо хлеба. Эту скорбь душевную, отразившуюся несомненно и на телесном здоровье псалмопевца, усиливали еще больше злобные и нечестивые люди, которые с насмешкой спрашивали его: не напрасно ли твое упование на Бога?** Где есть Бог твой**? Не видишь ли, что Он отвратился от тебя? Притом же, нет сомнения, чтоб и сатана, этот невидимый, но злобный враг рода человеческого, не нападал на него постоянно (**на всяк день**) с такими же вопросами, которыми возможно довести до отчаяния и самого твердого в вере человека. И только одна милость Божия с Его всесильной благодатью могла охранить псалмопевца от отчаяния и совершенного падения. Поэтому он и говорит, что ни в чем не находит себе утешения, как только в слезах, которыми питался, как хлебом, и притом днем и ночью: и слезы мои были для меня хлебом днем и ночью, когда мне говорили всякий день: **где есть Бог твой**? //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]