[<10>] ====== Толкования на Пс. 41:9 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **В день заповесть Господь милость свою, и нощию песнь его от мене, молитва Богу живота моего** **В день заповесть Господь милость Свою, и нощию песнь Его.** И еще напоминает об ином чуде. Рапсак, окружив Иерусалим, угрожал, что и Бог //не возможет изъяти их из руки// ассириан ([[old:4ts:18:29|4 Цар. 18,29]]). Но Бог обещал: //защищу град сей// ([[old:4ts:19:33|4 Цар. 19,33]]), а потом, исполняя обещание, в одну ночь //уби сто осьмьдесять и пять тысящь// ассириян. А это и означает сказанное: **в день заповесть Господь милость Свою. Молитва Богу живота моего.** Как уже уверовавший, произносит слова, приличные верующим, Богу приписывая собственную жизнь свою. **//Толкование на Псалмы.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **В день заповесть Господь милость Свою: и нощию песнь Его от мене, молитва Богу живота моего** Зная ниспосылаемую всегда Богом милость и ночью размышляя о сем сам с собою, пою и песнословлю так Промышляющаго о нас. Но приношу Ему и прошения, умоляя о том, чтобы мне не быть лишену сего человеколюбия. Потом передает нам и слова молитвы. ===== Евфимий Зигабен ===== **В день заповесть Господь милость свою, и нощию песнь его от мене, молитва Богу живота моего** Однакож утешением для себя имею Твое человеколюбие. Ибо присовокупил он следующее: **В день заповест Господь милость свою** Ημερας —поставлено вместо — εν ημερα, что означает: явно: Ибо день светел и ясен по причине светящего в нем солнца. Итак, Давид говорит, что Господь явно заповедует, то есть, пошлет милость свою, ибо кто посылает, тот и заповедывает (повелевает). Слово сие пророчествует, что освобождение евреев от рабства будет явно, всем известно и открыто. **И нощию песнь Его **(Ему)** от мене** Доколе, говорит, нахожусь в плену, я буду петь Богу песни и славословия, во время ночи; ибо тогда только получаю свободу, не имея времени днем, потому что работаю владыкам своим. //Кирилл// говорит, что Вавилонские пленники воспоминают здесь чудо, бывшее при Езекии, когда Бог днем обещал дать помощь и милость свою иудеям, а ночью ангел Господень избил 185000. **Молитва Богу живота моего** Не только, говорит, буду петь песни и славословия Богу, но и приносить молитвы Ему о том, чтобы скорее даровал мне свободу. Предметом песни бывает славословие и благодарение Богу, а молитвы прошения к Богу о скором даровании просимого на пользу. Сказал—Богу живота моего—пространнее, вместо моему жизнодателю, так как и—Бог спасениям моего—принимается вместо—Спаситель мой. ===== Еп. Ириней (Орда) ===== Ст. 9-10 **В день заповесть Господь милость Свою, и нощию песнь его от мене, молитва Богу живота моего. Реку Богу: заступник мой еси, почто мя забыл еси? и вскую сетуя хожду, внегда оскорбляет враг** **Заповесть** – явит, пошлет как бы чрез вестника милость свою. **Песнь Его** – и ночью Он подает мне Утешение, так что я могу воспеть песнь Ему. **День... и нощью** – всегда. **У мене** – у меня есть молитва, т.е. я имею благодать молитвы; в этой молитве он сначала выражает свое доверие (**заступник**) и потому жалуется на свои бедствия (**почто забыл мя еси**). **//Руководственное пособие к пониманию Псалтири.//** ===== Прот. Сергий Терновский ===== **В день заповесть Господь милость свою, и нощию песнь его от мене, молитва Богу живота моего** Слова утешительные, назидательные и обличительные. Конечно, и ночью Бог изрекает на нас милостивые Свои судьбы и являет нам щедроты, но днем мы видим более щедрот Его милостей. Милости Божий встречают нас в природе: милость является в успешном совершении дел, милость в любви благочестивых людей, милость в прощении грехов, которые неизбежны при дневной деятельности. И не ночью только мы должны возносить песнопение Господу, но и днем; но Давид для того предоставил ночи песнопение Господу, что днем человек занят делами житейскими и молитва невольно прерывается различными неизбежными встречами, а ночью человек успокаивается от дел своих и в возношении ее ему удобнее сблизиться с Господом. Днем получает благо, а ночью благодарит; днем грешит, а ночью омывает грех покаянием; днем познает нужды свои и своих братии, а ночью молится о восполнении их. Хорошо в одном месте о назначении ночи говорит св. Василий: "Будем отнимать хотя несколько ночных минут у постели и отдавать их на молитву!" **//Толкование особых изречений в церковной Псалтири, изложенное по руководству святых отцов Церкви.//** ===== Лопухин А.П. ===== **В день заповесть Господь милость свою, и нощию песнь его от мене, молитва Богу живота моего** Но эти бедствия не могли поколебать веры изгнанника в Бога. Он ожидает от Него милости и этой верой живет день и ночь. ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **В день заповесть Господь милость Свою, и нощию песнь Его от Мене, молитва Богу живота моего** **Заповесть** значит: «явит, приложит», от слова заповедати – «предложить, повелеть, приказать». «Днем явит Господь милость Свою». Конечно, и ночью Бог не лишает людей милости Своей и являет нам щедроты Свои, но днем мы видим более щедрот Его милости. С милостями Божиими мы везде встречаемся: милость Божия в успешном совершении дел, милость в любви благочестивых людей, милость в прощении грехов, которые, можно сказать, неизбежны при дневной деятельности. И потому не **нощию** только мы должны возносить песнопение Господу, но и днем. И песнопение это должно быть соединено с усердною молитвой к Богу, подателю и хранителю жизни нашей (**Богу живота моего**), – молитвой благодарственной и просительной. Но псалмопевец для того предоставил нощи песнопение Господу, что днем человек занят делами житейскими, и молитва невольно прерывается различными неизбежными встречами, а ночью человек успокаивается от дел своих, и в возношении молитвы тогда удобнее ему сблизиться с Господом. Днем получает он благодеяния и милости, а ночью за них благодарит, днем грешит, а ночью омывает грех покаянием, днем познает нужды свои и братии своих, а ночью молится о восполнении их. //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]