[<10>] ====== Толкования Пс. 42:4 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **И вниду к жертвеннику Божию, к Богу веселящему юность мою: исповемся тебе в гуслех, Боже, Боже мой** См. Толкование на [[old:ps:042:01#svt_afanasij_velikij|Пс. 42:1]] ===== Прав. Иоанн Кронштадтский ===== **И вниду к жертвеннику Божию, к Богу веселящему юность мою: исповемся тебе в гуслех, Боже, Боже мой** Я имею счастье часто подходить к жертвеннику Божию и исповедаться Ему – не в гуслях, а собственным голосом и голосом поющих и читающих. Слава Тебе и благодарение за то, что Ты даровал мне счастье Давида, даже больше его. **//Дневник. Том I. 1856.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **И вниду к жертвеннику Божию, к Богу веселящему юность мою: исповемя Тебе в гуслех Боже, Боже мой** //Симмах// перевел сие так: да прииду к жертвеннику Божию, к Богу – веселию благодушия моего, и во псалтире исповедуюся Тебе Боже, Боже мой. Желаю же возвращения, стремясь увидеть превожделенный жертвенник Твой, и чрез это узреть Тебя Владыку, который подаешь мне повод ко всякому веселию и услаждению. Там с гуслями возглашу обычныя песнопения; потому что в Вавилоне //«на вербиих обесихом органы наша»// ([[old:ps:136:02|Пс.136:2]]), почитая преступлением закона совершать служение вне места, Тебе посвященнаго. ===== Евфимий Зигабен ===== **И вниду к жертвеннику Божию, к Богу веселящему юность мою: исповемся Тебе в гуслех, Боже, Боже мой** **И вниду к жертвеннику Божию, к Богу веселящему юность мою.** Я, говорит, войду в храм Божий, где находится жертвенник, чтобы служить и принести Богу жертву. Слова: к Богу, веселящему юность мою, сказываются от лица тех юношей, которые родились в Вавилонском плену. Они то, будучи юны, получили позволение возвратиться в Иерусалим; а родители их, должно быть, умерли в рабстве, не успев возвратиться, потому что плен продолжался 70 лет. Или под юностью разумеет юность усердия, поколику, по охоте к служении Богу, они были молоды. В высшем значении, по словам божественного Кирилла, юностью—называется обновление в святом крещении и отложение ветхого человека. Григорий Богослов, изъясняя сие говорит: Я знаю и другой жертвенник, образом которого служат ныне видимые (жертвенники), на который не восходили ни орудие каменотесца, на котором не слышалось железо [[old:3ts:06:07|(3Цар. 6,7)]], либо что иное со стороны художников и хитрецов, но который весь— дело ума и к которому восходят созерцанием. О нем, как думаю, любомудрствует и великий Давид, говоря: вниду к жертвеннику Бога, веселящего духовную юность мою. **Исповемся **(буду славить Тебя)** в гуслех, Боже, Боже мой.** Я, говорит пленный народ,— снова получу в Иерусалиме прежнее мое состояние, которое он выразил гуслями; ибо, говорит, буду благодарить Тебя игранием на мусикийских орудиях, которые во время Вавилонского плена висели на ивах, потому что на чужой земле они были праздны, не будучи ударяемы, как свидетельствует о том [[old:ps:136:start|136]]-й псалом. В высшем разуме гуслями называется деятельная добродетель, как говорит и в [[old:ps:032:02|2]]-м стихе 32-го псалма, следующими словами: исповедайте Господа гуслями. А—Боже, Боже мой! выражают пламеннейшую расположенность и любовь Давидова сердца к Богу. Мысли Кирилла и Афанасия: Приложением гуслей, выразил веселие, а повторением восклицания—любовь. Ибо говорит: Боже, Боже мой, чтобы ты знал, что Бога всей вселенной признают особенным своим Богом по ревности и вере как раскаивавшиеся из обрезанных, так и верующие из язычников. ===== Еп. Ириней (Орда) ===== **И вниду к жертвеннику Божию, к Богу веселящему юность мою: исповемся Тебе в гуслех, Боже, Боже мой** Тогда псалмопевец, как бы помолодевши, в радости сердечной приступит к алтарю Господню и благодарственно прославит Его (принесши жертву благодарения). **Вниду к жертвеннику** – во двор скинии и к жертвенному алтарю, над алтарем Бог является присутствующим (рога алтаря; огонь на алтаре; [[old:ish:20:24|Исх. 20:24)]]; идти к алтарю значит идти к Богу, который чудесным спасением как бы возвратит псалмопевцу юность и даст ему, помолодевшему, возможность радоваться в святых местах. С евр. «к Богу радости и веселия моего», т.е. Которым я радуюсь и буду радоваться. **//Руководственное пособие к пониманию Псалтири.//** ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **И вниду к жертвеннику Божию, к Богу веселящему юность мою: исповемся Тебе в гуслех, Боже, Боже мой** С возвращением мне прежнего благополучия, говорит св. Давид, когда Господь пошлет мне //свет Свой// и **истину Свою**, я получу возможность взойти на гору Его святую, на гору Сион, где водружена была скиния Божия, и подойти к жертвеннику Божию, к жертвенному алтарю во дворе скинии, и буду находиться в невидимом присутствии Самого Бога, и это доставит мне такую радость и веселие, что почувствую возвратившуюся ко мне **юность мою**, вспомню те юные дни и годы жизни моей, когда я беспрепятственно, в радости и веселии мог беспрестанно хвалить Господа пред святым алтарем Его. И я не останусь неблагодарным Богу за такую милость Его ко мне: я принесу Ему торжественную жертву хвалы и благодарения – **исповемся тебе в гуслех, Боже, Боже мой** – я на гуслях буду славить Тебя, Боже! //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]