[<10>] ====== Толкования Пс. 43:1 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **В конец, сыном Кореовым, в разум. Псалом** //Содержание:// И этот псалом того же содержания, как и два предыдущие. Певцы описывают древние благодеяния Божии и просят Бога помиловать их, потому что Его признают упованием своим и исповедуются о имени Его. **//Толкование на псалмы.//** ===== Свт. Григорий Нисский===== **В конец, сынов Кореовых, в разум** См. Толкование на [[old:ps:004:01#svt_grigorij_nisskij|Пс. 4:1]] ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **В конец, сынов Кореовых, в разум** И сей псалом, содержа предречение о делах будущих, дает совет ожидать конца их. К надписанию же присовокуплено: //«в разум»//, чтобы те, о которых предвещает пророческое слово, уразумев написанное, извлекли из сего пользу. А псалом предсказывает жестокость Македонян, злочестивый и зверский нрав Антиоха Епифана, а также мужество и благочестие Маккавеев. Ибо блаженный и треблаженный Маттафиа, исполнившись с сыновьями божественной ревности, и многия тьмы Македонян со множеством слонов признав безсильными, как не пользующихся Божественным промышлением, ополчившись против них с малым числом воинов, победил и притом неоднократно, и разорив идольские жертвенники, очистил Божественный храм и возстановил у соплеменников обычное их богослужение. И не только сам он, но и сыновья его, по кончине его, принесши молитву Богу, обратили в бегство неприятелей, и при Божией помощи воздвигли победныя знамения. От их-то лица пророчественная благодать изрекла псалом сей, предварительно научая, какия слова надлежит произносить им во время опасностей. ===== Евфимий Зигабен ===== **В конец, сынов Кореовых, в разум. Псалом Давиду** Подобная надпись сделана и на [[old:ps:041:01#evfimij_zigaben|41]]-м псалме, которая в нем и изъяснена прежде. Теперь мы должны сказать только то, что по мнению //Златоуста//, //Феодорита// и других, Давид провозглашает сей псалом от лица Маттафии Маккавея и детей его, которые спасшись бегством, когда Иудея была покорена и разграблена Антиохом Епифаном и македонянами, едва с трудом воодушевившись после, собрали евреев, сколько могли, и приготовились на брань в помощь своему отечеству, возложив упование на Бога, как о том повествуют книги Маккавейские и Иосиф. Поелику же собравшиеся иудейские воины из своих убежищ еще страшились жестокости македонян, то дети Маттафии в виде молитвы ободряют воинов, чтобы побудить их к брани, воспоминая те чудеса и знамения, которые произвел Бог, когда подавал помощь древним их праотцам. ===== Еп. Ириней (Орда) ===== **В конец, сынов Кореовых, в разум, псалом** Псалом этот представляет жалобную песнь всего народа. Но трудно указать какое-либо определенное историческое обстоятельство, вызвавшее его происхождение. Одни относят его ко временам маккавейских войн, другие к вавилонскому плену, иные же, на достаточных основаниях, ко времени предполагаемого нашествия идумеев на Палестину в то время, когда Давид воевал на востоке, и св. Земля была опустошаема идумеями, которых Давид разбил потом в Соляной долине [[old:2ts:08:13|(2 Цар. 8:13;]] [[old:1par:18:12|1 Пар. 18:12;]] [[old:ps:059:01|Пс. 59:1)]]. Но никак нельзя здесь предполагать исторические обстоятельства иудеев при персидском военачальнике Вагозе ("Древности" Иосифа Флв.); так как в это время свящ. канон уже был заключен, и при том тогдашнее положение иудеев не было так печально, как оно изображается в нашем псалме. Скорее уже можно бы относить его к тем печальным временам, когда возвратившиеся из плена должны были бороться с враждебными соседями; но в таком случае, каким образом мог бы он находиться во второй книге псалмов, состоящей большею частью из псалмов древнего времени? Как бы то ни было, однако ход мыслей псалма вкоротке следующий: Бог помогал в древние времена, и до настоящего часа Он есть единственный наш Помощник [[old:ps:043:02|(ст. 2-9)]]; и однако нам теперь так худо, хотя мы совершенно невиновны [[old:ps:043:10|(ст. 10-20)]]; да покажет же Себя Господь нашим Помощником [[old:ps:043:21|(ст. 21–27)]]. **В разум** – так как псалом косвенно предлагает руководство, как вести себя в страданиях. **//Руководственное пособие к пониманию Псалтири.//** ===== Лопухин А.П. ===== **В конец, сынов Кореовых, в разум, псалом** Псалом написан сынами Кореевыми и представляет размышление (евр. "маскил", русское "учение") по поводу пережитых событий. Эти же события - грустные. Еврейский народ оставлен Богом (ст. [[old:ps:043:10|10]]), почему он потерпел поражение от врагов и отдан на разграбление им и рассеяние среди народов (ст. [[old:ps:043:11|11-12]]). Эти страдания и поражение тем тяжелее для евреев, что они "не забыли Его и не уклонялись от пути Его" (ст. [[old:ps:043:18|18-19]]), т. е. оставались верны истинному Богу. Такое положение евреев было при войне Давида с сирийцами на севере, когда на южные пределы его государства напали идумеяне, разграбившие южные пределы царства Иудейского, перебившие многих из евреев и захватившие в плен большое число их для продажи в рабство соседним народам, чем идумеяне занимались... На такой повод написания указывает сходство содержания этого псалма с [[old:ps:009:22|Пс 9:22]] ст. и особенно [[old:ps:009:59|59]], где точно указан повод написания и причина нападения Иоава на идумеян. ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **В конец, сынов Кореовых, в разум, псалом** Псалом сорок третий имеет такое надписание: **В конец, сынов Кореовых в разум, псалом**. Хотя надписание это упоминает о сынах Кореевых, но оно не дает ясного указания на время происхождения этого псалма. А потому одни толковники относят его ко времени маккавейских войн, другие – к вавилонскому плену, а иные, впрочем, на более достаточных основаниях, указывают на одно историческое обстоятельство, вызвавшее составление этого псалма, именно – на внезапное вторжение в Иудейскую землю с юга идумеев [[old:1par:18:12|(1 Пар. 18:12)]] в то время, когда царь Давид со всем своим войском находился на северо-восточной границе своего царства и занят был войной с Адраазаром, царем сувским и его сирийскими союзниками [[old:2ts:08:05|(2 Цар. 8:5)]]. С таким мнением и указанием заставляет согласиться все содержание псалма, который есть не что иное, как жалобная, или скорбная, молитва израильтян к Богу о помощи после постыдного и жестокого поражения от каких-то враждебных соседей, понесенного ими в то время, когда они пребывали верны завету своему с Богом и не уклонялись к идолопоклонству и нечестию [[old:ps:043:18|(ст. 18)]]. Вспоминая о прежних милостях к Израилю и о чудесном Божием содействии в завоевании земли обетованной [[old:ps:043:02|(ст. 2–9)]] и представляя при этом настоящее положение израильского народа, псалмопевец с глубокой скорбью жалуется пред Богом, что Он оставил народ Свой и не выходит с войсками его, но обратил его в бегство от врага и предал на разграбление, поругание, умерщвление и распятие между окрестными народами [[old:ps:043:10|(ст. 10–17)]], и в сознании его верности пред Богом и незаслуженности всех постигших его бедствий [[old:ps:043:18|(ст. 18–23)]] молит Господа, чтобы Он вспомнил угнетенных рабов Своих и ниспослал бы им Свою помощь и избавление [[old:ps:043:24|(ст. 24–27)]]. Сопоставляя такое содержание псалма с его надписанием, можно за достоверное признать, что он написан во время царствования Давида тем же лицом из семейства потомков Корея, которым написаны и два предыдущих псалма [[old:ps:041:start|(41]] и [[old:ps:042:start|42)]]. Некоторые же из отцов Церкви думают, что все эти псалмы написаны самим Давидом и только переданы сынам Кореевым для пения. Что же касается находящегося в надписании речения **в разум**, то оно с еврейского переводится словом учение, а некоторыми толкуется еще так: псалом поучительный, или вразумляющий, предлагающий косвенным образом руководство, как вести себя в страданиях. //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]