[<10>] ====== Толкования Пс. 43:4 ====== ===== Свт. Григорий Нисский ===== **Не бо мечем своим наследиша землю, и мышца их не спасе их, но десница твоя и мышца твоя и просвещение лица твоего, яко благоволил еси в них** **Не бо мечем своим наследиша землю, и мышцы их не спасе их** (хотя и ведут они брань «мечами» и «мышцами»), **но десница Твоя и мышцы Твоя и просвещение лица Твоего** — здесь говорится о силе Божией, содействующей их собственному борению. Одновременно пророк научает, что надеющимся обрести спасение верой и любовью и с помощью благодати следует отсекать превозношение немногими добродетелями и упование лишь на самих себя. //**О цели жизни по Богу и об истинном подвижничестве.**// ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Не бо мечем своим наследиша землю, и мышца их не спасе их, но десница твоя и мышца твоя и просвещение лица твоего, яко благоволил еси в них** **«Ибо они не мечем своим приобрели землю»**. Другой переводчик (неизвестный переводчик, см, Ориг. Экз.) говорит: //«не саблей своей они унаследовали землю»//. **«И не мышца их спасла их, но десница Твоя и мышца Твоя, и светлое лице Твое, ибо Ты благоволил к ним»**. Другой говорит (неизвестный, см. Ориг. Экз.): свет. //«Ибо Ты благоволил к ним»//. Правда, они побеждали в войнах, будучи все вооружены; они были вооружены, – но это было делом не оружия, а Бога, Который предводительствовал ими. Видишь ли, как пророк под видом молитвы дает совет, увещевая возлагать все на Бога? А почему он называет это наследием отцов, дедов, прадедов, тогда как они не владели этой землею, но скончались в другое время? Потому, что обетование дано было отцам. //«Иди, сказал Бог Аврааму, в землю, которую Я укажу тебе...: всю землю..., тебе дам Я и потомству твоему навеки»// [[old:gen:12:01|(Быт.12:1]]; [[old:gen:13:15|Быт.13:15)]]. Сказав, **«десница»** и **«мышца»**, употребив такие чувственные выра­жения, смотри, как пророк возвышает речь, присовокупляя далее: **«и светлое лице Твое»**, т.е. защищение, промышление. Для них достаточно было и того только, чтобы Он восхотел, чтобы находился с ними. Потом приводится и причина: **«ибо Ты благоволил к ним»**, т.е. потому что Ты возлюбил их, по­тому что Ты восхотел. Таким образом, успехи их были де­лом благодати, а не заслуг, и не за свои добродетели они получили это, а по человеколюбию Божию. **//Беседы на псалмы. На псалом 43.//** ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== **Не бо мечем своим наследиша землю, и мышца их не спасе их, но десница твоя и мышца твоя и просвещение лица твоего, яко благоволил еси в них** Псалмопевец говорит: **«не бо мечем своим наследиша землю, и мышца их не спасе их: но десница Твоя, и мышца Твоя, и просвещение лица Твоего»**. Просвещением лица Бога и Отца называет здесь откровение от Сына чрез Духа и руководство каждым из бытий, что одно только и спасло Израиля и освободило от жестокости Египтян. Если поэтому не один только Единородный есть //«Свет истинный»//, но точно такое же достоинство присуще и тварям, то почему же тех, о коих речь (израильтяне), спасались не собственным своим светом, но оказываются снабжаемыми приложением как бы чужого и необходимого света? Но очевидно, что Единородный светил нуждавшимся в свете, а потому Он, и только один, есть //«Свет истинный»//, тварь же получает от Него благодать. **//Толкование на Евангелие от Иоанна. Книга I.//** ===== Прп. Нил Синайский ===== **Не бо мечем своим наследиша землю, и мышца их не спасе их, но десница твоя и мышца твоя и просвещение лица твоего, яко благоволил еси в них** Так описывает Давид безопасность во всем благоугождающих Богу, и то, как достигается ими все, что для них полезно, как по правдивому Божию Промышлению пользуются они попечением о них свыше и по надежде на Спасающего повсюду бестрепетны. Они-то говорят: //«Не убоимся, внегда смущается земля, и прелагаются горы в сердца морская»// [[old:ps:045:03|(Пс. 45, 3)]]; если-де и вся тварь, поколебавшись, придет в смятение и возмутится, окружаемая непрерывным рядом бедствий, не устрашимся и не затрепещем, подобно тем, которые, будучи поражены ожиданием какого-либо несчастия, всякий шум и принесшийся звук представляют себе применительно к тому, что подозревают, потому что всего немощнее совесть, уязвляемая памятованием худого поступка: все почитает она враждебным, неприязненным, готовым мстить, по всегдашнему за худые дела ожиданию наказания, какое имеет внутри себя, хотя бы и никто не знал и не мог обличить, и думает, что всем известны ее сокровенности. **//К монаху Агафию.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Не бо мечем своим наследиша землю, и мышца их не спасе их, но десница твоя и мышца твоя и просвещение лица твоего, яко благоволил еси в них** См. Толкование на [[old:ps:043:03#blzh_feodorit_kirskij|Пс. 43:3]] ===== Евфимий Зигабен ===== **Не бо мечем своим наследиша землю, и мышца их не спасе их; но десница Твоя и мышца Твоя, и просвещение лица Твоего, яко благоволил ecи в них** Праотцы, говорит, наши не наследовали землю обетования своими оружиями и не их сила избавила их от столь многих и самых сильных племен; но их избавила десница Твоя и мышца Твоя, Господи, то есть, Твоя помощь или сила, или и то и другое означает силу; еще избавил их и свет лица Твоего, то есть, посещение Твое: Яви, сказал Давид в другом месте, лице Твое и мы спасемся [[old:ps:079:04|(Пс. 79,4)]]. А посещение, по словам //Златоуста//, есть заступление Его и промысл или защита; ибо когда кто видит кого страждущим, то заступает или защищает его. Все, говорит, сие Ты сделал праотцам нашим, потому что Ты восхотел им добра и возлюбил их, ибо это означает— благоволил. Слова //Златоустого//: Довольно было для них только того, чтобы (Бог) пожелал присутствовать. За сим следует и причина: поелику Ты благоволил к ним, то есть, возлюбил, и пожелал их, почему успехи зависали от благодати, а не от подвигов; и не своею добродетелью достигли сего, но человколюбием Божиим. По словам //Кирилла//, лице Отца есть Сын, как образ Его, ничем не различествующий от Него, и начертание существа Его. А свет, посылаемый в разум злостраждущих для избавления их, есть знание, чрез Св. Духа ведущее просвещаемых Им к Богу; для вразумления же Израильтян, изверженных за предательство Спасителя, насаждены Божественным оглашением на основании Божественных Писаний мы из язычников. Мышца и деятельность наша не спасла нас, но мы получили спасение по благодати. Слова Оригена: Тогда исполнилось сказанное: введя насади их на горе достояния Твоего. А злые народы истребляются прежде насаждения нашего. Ибо Спасителя называете правою рукою, мышцею и светом, сверх того лицем Отца, как образ ипостаси Его; свет, посылаемый от них в разум призываемых к избавлению, есть вразумление чрез Св. Духа, приводящее просвещаемых к Богу (в изд. Своде). ===== Лопухин А.П. ===== **Не бо мечем своим наследиша землю, и мышца их не спасе их, но десница твоя и мышца твоя и просвещение лица твоего, яко благоволил еси в них** Приобретением и завоеванием Палестины евреи обязаны "свету лица Божия" - благоволению и покровительству, которое Он оказывал им. Исторические книги еврейского народа полны многочисленных фактов такого рода. ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **Не бо мечем своим наследиша землю, и мышца их не спасе их, но десница Твоя, и мышца Твоя, и просвещение лица Твоего, яко благоволил еси в них** **Мечем** называлось у древних воинское оружие в виде большого острого ножа, который носили на поясе. **Мышцей** называется верхняя часть руки, в переносном смысле – «сила». **Десница** – значит «правая рука» и «рука сильная». Словами этого стиха псалмопевец, разъясняя и доказывая сказанное им в предыдущих стихах, говорит, что отцы их не овладели бы землею обетованною оружием или силою своей и не одолели бы врагов своих, которые были сильнее их и в военном деле гораздо искуснее, если бы не защищал их Господь и не покровительствовала им всесильная десница Его. Итак, говорит, **не мечем своим**, то есть не силою оружия завоевали они землю обетованную, **но десница Твоя, Господи, и мышца Твоя** высокая спасла их от руки народов, населявших Хананейскую землю, потому что Ты, Господи, **благоволил к ним**: на них обращено внимание Твое, на них устремлено **просвещение лица Твоего**. //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]