[<10>] ====== Толкования Пс. 43:21 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Аще забыхом имя Бога нашего, и аще воздехом руки нашя к богу чуждему** **Аще забыхом имя Бога нашего.** Говорят это, как не служившие уже идолам по окончательном своем падении, или опять как бы от лица пророков. **//Толкование на псалмы.//** ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== Ст. 21-22 **Аще забыхом имя Бога нашего, и аще воздехом руки нашя к богу чуждему, не Бог ли взыщет сих? той бо весть тайная сердца** Это свойственно признательным рабам – не оставлять служения господину даже среди тяжких страданий; это – уроки любомудрия. Здесь они научают и слуша­телей не лицемерить, но служить Богу от всего сердца. **«Он знает тайны сердца»**. Это говорят они, устрашая слушателей, чтобы они не помышляли ничего, недостойного Бога. **//Беседы на псалмы. На псалом 43.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== Ст. 21-23 **Аще забыхом имя Бога нашего, и аще воздехом руки наша к Богу чуждему: Не Бог ли взыщет сих? Той бо весть тайная сердца. Зане Тебе ради умерщвляемся весь день, вменихомся яко овцы заколения** Добродетель сию показали в себе Маккавеи, Маттафий и семь юношей с матерью и священником Елеазаром. Не обольстились они ласковыми словами, не поколебались при виде казней, но неприкосновенным соблюли чествование истиннаго Бога, и служением идолам возгнушались как мерзостию. И сие ведаешь Ты, Владыка, говорит Пророк, потому что явны для Тебя не дела только, но и движения мысли. Надлежит же заметить, что в слове сем подразумеваются два лица. Сказав: //«не Бог ли взыщет сих? Той бо весть тайная сердца»//, – Пророк присовокупил: //«зане Тебе ради умерщвляемся весь день»//. Сия перемена в местоимении имеется и в еврейском, ее удержали и прочие переводчики. ===== Евфимий Зигабен ===== Ст. 21-22 **Аще забыхом имя Бога нашего, и аще воздехом руки наша к Богу чуждему. Не Бог ли взыщет сих? Той бо весть тайная сердца** Если, говорит, мы забыли имя Божие, или Бога, назвавшего так пространнее, и если мы простерли руки наши в молитвах ложному чужому богу, если говорю, мы это сделали; то не взыщет ли и не осудит ли Бог за таковые нечестивые дела? Без сомнения осудит за оные, потому что Он знает и тайные глубины сердца и Он свидетель того; мыслим ли мы о подобном. Слова Феодорита: Надобно заметить, что слова сии указывают на два рода лиц, ибо сказав: Бог не взыщет ли за сие? ибо Он ведает тайны сердечные, он прибавил, что за Тебя нас умерщвляют всякий день. А сей замен местоимением содержит и еврейский текст и поместили все прочие толковники. Добродетель сию показали Маккавеи, сообщники Маттафия и семь отроков с матерью и священником Елеазаром; они не преклонились ни ласкательствами, ни наказаниями, но истинное богопочтение сохранили ненарушимым. И это, говорит, Ты, Владыка, знаешь. Ибо Тебе не только известны деда, но и самые движения сердца. ===== Еп. Ириней (Орда) ===== Ст. 21-23 **Аще забыхом имя Бога нашего, и аще воздехом руки нашя к богу чуждему, не Бог ли взыщет сих? Той бо весть тайная сердца. Зане Тебе ради умерщвляемся весь день, вменихомся яко овцы заколения** Если бы Израильтяне отпали от Бога и обратились в идолопоклонство, то это конечно не укрылось бы от Всевышнего, и они не дерзнули бы заявить себя пред Ним невиновными. Между тем это так, потому что (**зане**) они страдают ради Бога, как верный народ Божий, и находятся в смертной опасности. Таким образом, достаточно оснований для Израиля к возбуждению как бы спящего Бога, за Которого он страдает, чтобы Он подал скорее помощь против такого уничижения. **Умерщвляемся**; или: мы постоянно находимся в опасности смерти, или: некоторые из нас ежечасно (**весь день**) действительно умерщвляются. **//Руководственное пособие к пониманию Псалтири.//** ===== Прот. Григорий Разумовский ===== Ст. 21–22 **Аще забыхом имя Бога нашего, и аще воздехом руки нашя к богу чуждему, не Бог ли взыщет сих? Той бо весть тайная сердца** **Воздехом** (от слова воздеть, «поднять, простирать») значит: «воздели, подняли»; **воздехом руки нашя к Богу** – значит: «подняли», или «простерли руки для молитвенного служения», или «поклонения Богу». Этими словами псалмопевец поясняет и доказывает то, что сказал он выше в стихах [[old:ps:043:18|18-19]]. Никогда, говорит, не отступали мы от Господа и не **забывали имя Бога нашего** и не простирали рук своих для служения чуждому, ложному божеству язычников. Если бы мы так сделали, если бы забыли Бога нашего и простерли **руки наши** в молитвах **богу чужому**, то **не взыскал** ли бы и не осудил ли бы нас **Бог** за такое нечестие? Конечно, взыскал бы, потому что Ему известны не только дела наши, но и сокровенные, **тайные** мысли** сердца**. Таким доводом псалмопевец хочет засвидетельствовать о совершенной невинности своего народа, от имени которого он выражает эту молитвенную жалобу, призывая в свидетели Самого Бога. //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]