[<10>] ====== Толкования Пс. 44:17 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== Ст. 17-18 **Вместо отец Твоих быша сынове Твои: поставиши я князи по всей земли. Помяну имя Твое во всяком роде и роде: сего ради людие исповедятся Тебе в век и во век века** **Вместо отец твоих быша сынове твои.** Поелику сказал ей: **забуди отца твоего,** то говорит: вместо прежних отцев твоих, т. е. вместо учителей, будут у тебя сыны. //Сынами// же называет или святых Апостолов, по сказанному Господом: //сынове ваши о ком изгонят// ([[new:lk:11:19|Лк. 11,19]])? или тех вождей церковных, которые были сынами Церкви, но которых Господь Иисус поставил князьями всей земли, по сказанному: //шедше научите вся языки// ([[new:mf:28:19|Мф. 28,19]]). **Поставиши я князи по всей земли. Помянут имя Твое во всяком роде и роде**, именно же, посредством божественных Писаний, потому что в Священных Писаниях воспоминается Божие имя. **//Толкование на псалмы.//** ===== Свт. Василий Великий ===== **Вместо отец твоих быша сынове твои: поставиши я князи по всей земли** Поскольку выше повелено забыть люди и дом отца, то теперь в награду за послушание **«вместо отец»** получает сыновей, и сыновей, украшенных такими достоинствами, что они поставляются князьями **«по всей земли»**. Кто же сии сыны Царевы? Это сыны Евангелия, которые возобладали всею землею. Ибо сказано: //«Во всю землю изыде вещание их»// [[new:rim:10:18|(Рим. 10, 18)]]. И сядут //«на двоюнадесяте престолу, судяще обеманадесяте коленома Израилевома»// [[new:mf:19:28|(Мф. 19, 28)]]. А если под отцами невесты разумеет кто патриархов, то и в таком случае речь не мимо идет Апостолов. Ибо вместо патриархов родились у нее сыны во Христе, творящие дела Авраамовы, которые признаются равночестными патриархам, потому что совершили подобные им дела, за каковые и отцы удостоились великих почестей. Святые же суть князи всей земли по свойству с добродетелью, так как добродетель по самому существу своему дает первенство, как Иакову дала власть над Исавом. Ибо сказано: //«буди господин брату твоему»// [[old:gen:27:29|(Быт. 27, 29)]]. Посему те, которые соделались равночестными отцам и подвижничеством добродетели приобрели над всеми превосходство, суть сыны невесты Христовой и матерью своею поставляются **«князи по всей земли»**. Смотри же, как велика власть Царицы, – это власть рукополагать князей по всей земле. **//Беседы на псалмы. Беседа на сорок четвертый псалом.//** ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Вместо отец твоих быша сынове твои: поставиши я князи по всей земли** Другой (Акила): //«будут у тебя сыны твои»//. Так как он выше упомянул о народе и отцах, сказав: //«забудь народ Твой и дом отца Твоего»//, – то желая показать, что она и в таком состоянии будет наслаждаться великим благоденствием, он прибавил и эти слова. Бесплод­ная делается матерью бесчисленных детей. Хотя ты, говорит, отторгнута от родителей, но у тебя будут сонмы детей, столь славные, светлые и знаменитые, что они наполнят всю все­ленную. Мне кажется, что он говорит здесь об апостолах, бывших учителями в Церкви. Далее, описывая силу, могуще­ство и славу их, прибавляет: **«поставишь их князьями по всей земле».** Нужно ли объяснять эти слова? Я не думаю; о солнце не нужно говорить, что оно светло, а сказанное яснее солнца. Подлинно, апостолы обошли всю вселенную и сделались владыками выше всех князей и сильнее царей. Цари господствуют при жизни, по смерти же теряют власть; а они по смерти еще более господ­ствуют. Законы царей имеют силу в своих пределах; а заповеди рыбарей распространились по всей вселенной. Царь римский не может предписывать законов персам и персид­ский – римлянам; а эти палестиняне дали законы и персам, и римлянам, и фракийцам, и скифам, и индийцам, и маврам, и всей вселенной. Законы их имеют силу не только при жизни их, но и по смерти; и принявшие их скорее решились бы от­дать душу свою, чем отступить от этих законов. **//Беседы на псалмы. На псалом 44.//** ===== Прп. Нил Синайский ===== **Вместо отец твоих быша сынове твои: поставиши я князи по всей земли** **«Вместо отец быша сынове твои»** [[old:ps:044:17|(Пс. 44:17)]]. Ибо те, которые по закону Моисееву прежде служили и в древние времена благоугодили Богу, в Церкви оказались вторыми после Апостолов. И Апостолы – сыны синагоги Еврейской. Но поскольку сподобились они стать учениками Христа и во всем подражать Учителю, то жизнью и достоинством своим доказали, что отцы их, оправдавшиеся некогда в законе, – по сути их сыны. Можешь и иначе понимать изречение, о котором в недавнее время было у нас слово. **«Вместо отец твоих быша сынове твои»** [[old:ps:044:17|(Пс. 44:17)]], – то есть дарование, которого прежде, при отцах своих, многократно просил ты у Бога и большею частью не получал и не бывал услышан, приняв сверх чадородия при последнем конце старости своей, усладись и возвеселись. Ибо сказано: и дасть тебе Господе дар лучший //«от сынов и дщерей»// [[old:is:56:05|(Ис. 56:5)]]. **//Письма на разные темы. Фирмиллиану.//** ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **Вместо отец твоих быша сынове твои: поставиши я князи по всей земли** **Вместо отец твоих** родились сыны тебе; **поставиша я князи по всей земли**. В еврейском: «Вместо отцов твоих будут тебе сыновья; поставишь их князьями по всей земле». Эту речь можно понимать и от лица Отца, и от лица Сына, от лица сынов Кореовых, но только — к дочери, а никак не о дочери. Итак, если речь обращается к дочери-невесте, а невеста избрана из среды народов и ей говорится выше: Забуди люди твоя и дом отца твоего то мы должны знать отцов невесты, чтобы узнать потом и сыновей. Вместо отец твоих, тех, о которых сказал Иеремия: //Только ложь наследовали наши отцы, пустоту и то, в чем никакой нет пользы// [[old:ier:16:19|(Иер. 16:19)]], вместо Платона и других учителей различных догматов и заблуждений родились тебе сыновья, которых ты поставила князьями своими и сделала наставниками в среде народов. А может быть, и иначе: «О Церковь! Сыновья, которых ты родила себе, обращаются в отцов твоих, ибо из учеников ты сделала их учителями и по всеобщему избранию возвела их на степень священства». Если же под отцами Церкви разумеем мы Авраама, Исаака, Иакова и других патриархов, то под сыновьями, родившимися ей в достоинстве отцов, будем разуметь апостолов, которых Господь послал проповедовать до последних земли и крестить верующих во имя Троицы. Но спрашивается: каким образом Церковь из язычников могла иметь отцами Авраама, Исаака и Иакова, когда ей сказано выше: Забуди люди твоя и дом отца твоего? Прочитаем Евангелие: //Не начинайте глаголати в себе: отца имамы Авраама; может Бог от камения сего//, то есть от жестокого сердца язычников, //воздвигнуть детей Аврааму// [[new:mf:03:09|(Мф. 3:9)]]. И в другом месте: //Если бы вы были дети Авраама, то дела Авраамовы делали бы// [[new:in:08:39|(Ин. 8:39)]]. Ибо как он, по вере, был оправдан в обрезании, так оправдимся и мы, если будем иметь веру и дела отца нашего Авраама. Это же самое может быть сказанным и к Спасителю или от лица Отца, или от пророческого лика и от Святого Духа. Вместо отец наших, то есть вместо племени иудеев, которые оставили Тебя и отреклись от Тебя, родились Тебе сыновья, апостолы и верующие из народов, которых Ты поставил князьями по всей земле. //**К Принципии. Объяснение 44-го псалма.**// ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Вместо отец Твоих быша сынове Твои: поставиши я князи по всей земли** Пусть скажут Иудеи: каких имели они сынов, которые бы стали князьями //«по всей земли?»// Конечно не укажут они таковых князей; потому что и не начальствовали, и не начальствуют, но пребывают в крайнем рабстве. Божественные же Апостолы, имев отцами патриархов, и по смерти начальствуют на суше и на море, как некие областеначальники и воеводы, поставленные Всецарем Христом. И последовавшие за Апостолами, которых, никто не погрешит, назвав сынами Церкви, разумею победоносных мучеников, поставлены также начальствовать, и все ныне покорствуют им, одни решившись покорствовать из любви, а другие быв принуждены к тому страхом. ===== Евфимий Зигабен ===== **Вместо отец твоих быша сынове твои: поставиши я князи по всей земли** **Вместо отец твоих быша сынове твои** Это Давид говорит к христианской церкви. Поелику прежде приказано было ей оставить отечески дом ее, то посему теперь утешает ее здесь, сказывая, что сыны твои, то есть, уверовавшие и получившие в тебе чрез святое крещение новое рождение христиане поступят, вместо прежних отцов твоих, в предстоятели; так как таковые сыны церкви сделались патриархами, священниками и духовными начальниками в той же самой церкви. Это показывает далее. **Поставиши я князи по всей земли** Ты, говорит, церковь Христова, поставишь сынов своих духовными начальствующими по всей вселенной. Или иначе это сказывается по отношению ко Христу. Ибо Христовы отцы и праотцы по матери Его были Авраам, Исаак и прочие патриархи и пророки, и сыны Его были Апостолы, вошедшие в достоинство, которое имели праотцы Христовы, как сделавшиеся и сами вторыми патриархами, и родившие чрез Божественное крещение все народы, и как удостоившиеся и сами дара Святаго Духа, и сверх того как посланные от Христа в начальники и властители по всей земли: идите, говорит, научите все народы [[new:mf:28:19|(Матф. 28,19)]]. Апостолы же поставлены начальниками не только когда были в живых, но и по смерти, поелику все христиане им покоряются и всегда управляются законами, правилами и завещаниями божественных Апостолов . Пусть теперь иудеи покажут, какие из сынов их сделались начальниками всей земли; но им нечего показать, потому что сыны их, находящиеся по всей земле, суть уже рабы, а не начальники. Слова Златоуста: Апостолы сделались начальствующими, превышающими всех начальствующих своею властью и сильнейшими царей. Цари доколе находятся в живых владычествуют, но с кончиною теряют власть; а они, по кончине, еще более стали господствовать. И повеления царей, если они законны, имеют силу только в пределах своего государства, а постановления рыбарей распространились по всей вселенной. И Феодорита: И бывшим после Апостолов, (которых кто назовет сынами церкви, не согрешит) то есть, победоносным мученикам дана та же власть управлять, так что они имеют всех под своею властью, одних произвольно и с любовью им послушных, а других понуждающихся к тому страхом. ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **Вместо отец твоих Быша сынове твои: поставиши я князи по всей земли** По-видимому, здесь продолжается речь псалмопевца к той же //дщери царевой//, которую он раньше [[old:ps:044:11|(ст. 11)]] увещевал забыть людей и дом отца своего, и которой здесь как бы в утешение говорит, что **вместо отец** (родителей), с которыми она навсегда разлучилась, уже будут (слово **быша** с евр. переводится в будущем времени) **сыновья**, которых она **поставит князьями по всей земле**. Между тем некоторые толковники и ученые экзегеты находят более естественным и правильным в особенности 2-ю половину стиха отнести к жениху-царю или к его невесте, //дщери царевой//, они – жених и невеста – суть только прообразы, и сущность пророческого песнопения не в них, а в Том, Кого они прообразовали собой. А они прообразовали Христа и Его Церковь. «Поелику выше повелено, – говорит св. Василий Великий, – забыть люди и дом отца, то теперь в награду за послушание **вместо отец** получает она (т.е. невеста Христова – Церковь) сыновей, и сыновей, украшенных такими достоинствами, что они поставляются князьями по всей земле. Кто же сии сыны Церкви? Это сыны Евангелия (т.е. св. апостолы), которые возобладали всею землею» [4, с. 198]. Под **сыновьями** разумеют и другие св. отцы тех же св. апостолов и тех вождей церковных, которые были сынами Церкви, но которых Господь Иисус поставил князьями всей земли, по сказанному: «//Шедше научите вся языки//» [[new:1pet:28:19|(Мф. 28:19)]] (Толкование еп. Палладия. С. 208). //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]