[<10>] ====== Толкования Пс. 46:3 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Яко Господь вышний, страшен, Царь велий по всей земли** **Яко Господь Вышний, страшен.** Вышний для Церкви страшен для врагов. **Царь велий по всей земли.** Лукавые, говорит, не будут более владычествовать над живущими на земли, потому что Господь дал им власть наступать на змиев и скорпионов ([[new:lk:10:19|Лк. 10,19]]), и все полчища злых демонов покорил под ноги их. **//Толкование на псалмы.//** ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **яко Господь вышний страшен, Царь велий по всей земли** Где ныне те, которые унижают славу Единородного? Вот Сын называется великим Царем, как называется и Отец. Не клянись, говорит Христос, //«ни небом, потому что оно престол Божий..., ни Иерусалимом, потому что он город великого Царя»// [[new:mf:05:34|(Мф.5:34–35)]]. И в другом месте: //«Бог крепкий, Отец вечности»//, т.е. Царь [[old:is:09:06|(Ис.9:6)]]. Итак, когда ты слышишь, что Господь твой был пригвожден, повешен на кресте, погребен, нисшел в преисподние места земли, то не смущайся и не унывай: Он – **«Вышний»**, и вышний по естеству; а то, что высоко по естеству, не падет с высоты, не сделается низким, но и в самом уничижении остается и является высота Его. Так и Христос, когда умер, тогда особенно и явил Свое могущество против смерти. //«И свет во тьме светит, //говорит евангелист,// и тьма не объяла его»// [[new:in:01:05|(Ин.1:5)]]. Так и Его высота открылась в уничижении. Смотри, как Он, и находясь во аде, потряс все высокое; тогда солнце со­крыло свои лучи, камни распались, завеса раздралась, земля поколебалась, Иуда удавился, Пилат и жена его устрашились, сам судия оправдывался. Итак, когда ты слышишь, что Он был связан и подвергался бичеванию, то не смущайся, но смотри, как Он и в узах являл Свою силу. Он только спросил: //«кого ищете?»//, и все пали на землю [[new:in:18:04|(Ин.18:4)]]. Видишь ли, как Он **«страшен»**, – какие дела совершает одним словом и мановением? Когда ты видишь Его мертвым, то представь камень отваленный, ангелов, со страхом сидящих при гробе, ад расторгаемый, смерть попираемую, узников разрешаемых, и тогда уразумеешь, как Он страшен. Если же Он, во время Своего уничижения, явил такую силу, на небе, на земле, во аде, то какою же явит во время будущего Своего пришествия? Послушай, что во время Его уничижения говорят бесы, источая пену, разрывая узы, ходя по местам непроходимым: //«что Тебе до нас, Иисус, Сын Божий? пришел Ты сюда прежде времени мучить нас»// [[new:mf:08:29|(Мф.8:29)]]. Если же так говорили они тогда, то что скажут, когда Он опять придет, и силы небесные поколеблются и солнце померкнет, и луна не даст света своего? Поэтому пророк и говорит: **«Вышний страшен»**. Или лучше, кто достойно выразит все, повествуя о том дне, когда Он пошлет ангелов по всей вселенной, когда все сотрясется, земля поколеблется, возвращая залог умерших, бесчисленные тела восстанут, небо совьется, как свиваемое полотно; когда поставится страшный престол [[old:dan:07:09|(Дан.7:9)]], потекут огненные реки, отверзутся книги, совершенное каждым во мраке сделается явным; когда будут невыносимые наказания и мучения, ужасные силы, обнаженные мечи, отведение в геенну; когда прекратятся всякие отличия, и царей, и военачальников, и градоначальников, и предстоятелей, явится множество ангелов и сонмы мучеников, пророков, апостолов, священников, монахов; когда последуют неизречен­ные награды, воздаяния, венцы, блага, превосходящие разуме­ние? Кто может выразить это словом? Если пророк, опи­сывая творения, утомился и отступил, сказав: //«как величественны дела Твои, Господи!»// [[old:ps:091:06|(Пс.91:6)]], и если Павел, рассматривая один вид промышления Божия, воскликнул: //«о, бездна богатства»// [[new:rim:11:33|(Рим.11:33)]], то что скажет тот, кто станет описывать этот день? Все это предвидел пророк и сказал: **«Господь Вышний страшен, Царь великий на всей земле»**, указывая на спасение вселенной. Он и прежде был великим Царем, но не был познан: //«в мире был..., и мир Его не познал»// [[new:in:01:10|(Ин.1:10)]]; а теперь Он сделал и это, стал великим Царем и для нас, которых усвоил Себе. В самом деле, не велик ли тот, Кто, послав по всей вселенной рыбарей бедных, неученых, простых, числом одиннадцать, незнатных, оставивших отечество, безгласных, как рыбы, с одною одеждой, без обуви, почти нагих, уловил всех как бы по повелению? Истинно Он – великий Царь, очи­стивший вселенную от заблуждения, распространивший истину в короткое время и уничтоживший владычество диавола; Он и без подчиненных – великий Царь, имеющий силу и власть не от рабов, не по внешнему виду и одежде, но по самому своему естеству. //«Я на то родился»// [[new:in:18:37|(Ин.18:37)]]. Он – великий Царь, имеющий честь не отвне откуда-нибудь, не нуждаю­щийся ни в чем для того, чтобы быть Царем, делающий все, что хочет. //«Идите по всему миру и проповедуйте»//, сказал Он [[new:mk:16:15|(Мк.16:15)]], – и слово стало делом. //«Хочу, очистись»// [[new:mf:08:03|(Мф.8:3)]]; //«Иисус... запретил духу нечистому, сказав ему: дух немой и глухой! Я повелеваю тебе, выйди из него»// [[new:mk:09:25|(Мк.9:25)]]; //«умолкни, перестань»// [[new:mk:04:39|(Мк.4:39)]]; //«идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его»// [[new:mf:25:41|(Мф.25:41)]]; //«приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира»// [[new:mf:25:34|(Мф.25:34)]]. Видишь ли везде Его власть? Видишь ли Его силу? Он так привлек к Себе покорившихся Ему, что они готовы скорее положить душу свою, нежели нарушить Его заповеди. Обыкновенный царь принимает честь от своих подданных; а Он сам дарует честь Своим подчиненным. Вот почему там одно только название, а здесь – дело. Он – великий Царь, сделавший всю вселенную небом, научивший вар­варов любомудрствовать и подражать ангелам. **//Беседы на псалмы. На псалом 46.//** ===== Прав. Иоанн Кронштадтский ===== **яко Господь вышний страшен, Царь велий по всей земли** И царь земной страшен во гневе своем; не тем ли более страшен Господь Вышний, великий Царь над всею землею? Да, так страшен, что от лица Его движется и трепещет земля, и основания гор в смятении движутся. //Подвижеся и трепетна бысть земля//... [[old:ps:076:19|(Пс. 76:19)]]. **//Дневник. Том I. 1856.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **яко Господь вышний страшен, Царь велий по всей земли** См. Толкование на [[old:ps:046:02#blzh_feodorit_kirskij|Пс. 46:2]] ===== Евфимий Зигабен ===== **Яко Господь вышний, страшен, **(Он)** Царь велий по всей земли** Потому, говорит, я сказал вам выше—радуйтесь, что Христос, по Божеству, есть высочайший. Он страшен по страшным знамениям и чудесам, производимым Им, так что самое имя Его бьет и прогоняет демонов и врачует болезни. Он и великий Царь над всею землею, потому что Христос во всех земных странах посредством вас —Апостолов своих—приобрел в наследие народ; а назван Христос великим Царем в сравнении с смертными царями мира, которые малы и ничтожны и над ничтожными царствуют. Слова Златословесного: Как не велик тот Царь, Который послал бедных рыбарей, неученых простолюдинов, только двенадцать, незначительных, несведущих в городской жизни, более рыб безгласных, в одной нижней одежде и без обуви ходивших, нагих (послал) повсюду—во всю вселенную и как бы повелительно взял всех. По истине потому Он великий Царь, что Он очистил от заблуждения вселенную и уничтожил жестокую власть диавола, что заключил силу власти своей не в рабах, не в украшении и одеждах, но в самой природе: Я, говорит, на сие родился. Потому Он Царь великий, что не чужою честью пользовался, что ни в чем не нуждался, чтоб быть царем, что делал все, что хотел: идите, сказал, научите все народы,—и слово стало делом. ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **Яко Господь вышний, страшен, Царь велий по всей земли** См. Толкование на [[old:ps:046:03#prot_grigorij_razumovskij|Пс. 46:3]] [<10>]