[<10>] ====== Толкования Пс. 46:4 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== Ст. 4-5 **покори люди нам и языки под ноги наша: избра нам достояния Свое, доброту Иаковлю, юже возлюби** **Покори люди нам, и языки под ноги наша.** Радуются о жребиях, дарованных им Господом. **Избра нам достояние Свое.** Какое же достояние Господне, кроме того, о котором сказано Отцем: //проси от Мене, и дам Ти языки достояние Твое// ([[old:ps:002:08|Пс. 2,8]])? **Доброту Иаковлю, юже возлюби.** Добротою Иаковлею называет пророчество Иакова о язычниках, в котором сказал: //и Той чаяние языков// ([[old:gen:49:10|Быт. 49,10]]). Сия-то доброта возлюблена. И кому же возлюблена, кроме Положившего за нее душу Свою? Сию-то возлюбленную доброту избрал Себе в достояние. **//Толкование на псалмы.//** ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **покори люди нам и языки под ноги наша** О, чудо! Распявших Его убедил поклониться Ему; оскорблявших, богохульствовавших, преданных каменным истуканам научил полагать душу свою по Его произволению. Подлинно не апостолами совершено это, а Тем, Кто руководил их и управлял их душою. Как мог рыбарь или делатель палаток произвести такую перемену во вселенной, если бы глаголы Его не устранили всех препят­ствий? Волшебников и тиранов, ораторов и философов, и всех противившихся апостолы рассеивали, как прах, и разго­няли, как дым, и таким образом, распространяли свет истины, не оружием, не богатством, но простым словом; или лучше, слово их было не простое, а сильнее всякого дела. Когда они призывали имя Распятого, – смерть удалялась, бесы убе­гали, болезни исцелялись, телесные повреждения исправлялись, зло истреблялось, опасности исчезали, стихии изменялись. Поэтому, когда скажут нам: почему же Он не помог самому себе на кресте? – то мы ответим: это еще более удиви­тельно. В самом деле, не одно и тоже – сойти со креста, или, будучи распятым, именем Своим воскресить столько умер­ших. А что Он остался тогда на кресте добровольно, это дока­зали последствия. Если Он избавлял других от постигав­шей их смерти, то тем более мог избавить себя самого прежде, нежели она постигла Его; если Он даровал жизнь другим, то тем более мог даровать самому себе, что и сделал через три дня, воскресши с великою силою. Это доказали последствия. Если имя Его над чужими телами оказывало такую силу, что, будучи произносимо, отгоняло смерть, то никто не может сомневаться, что и над собственным телом Он мог показать великую силу и покорить смерть. **«Он покорил нам народы и племена под ноги наши»**. Посмотри на мудрость пророка, как он выражает все точно. О чем впоследствии говорили апостолы: //«что дивитесь сему, или что смотрите на нас, как будто бы мы своею силою или благочестием сделали то, что он ходит?»// [[new:act:03:12|(Деян.3:12)]], о том же гораздо прежде говорит и пророк. Слово: **«под ноги»** означает покоренное, или лучше, великую покорность. Если хочешь знать, сколь велика эта покорность, послушай: //«все, которые владели землями или домами, //говорит Писание,// продавая их, приносили цену проданного и полагали к ногам Апостолов»// [[new:act:04:34|(Деян.4:34–35)]]. Иные вместе с имуществом отдавали и душу свою. //«Голову свою, //гово­рит Павел,// полагали за мою душу»// [[new:rim:16:04|(Рим.16:4)]], и о других гово­рит: //«если бы возможно было, вы исторгли бы очи свои и отдали мне»// [[new:gal:04:16|(Гал.4:15)]]; и в послании к Коринфянам говорит: //«то самое, что вы опечалились ради Бога, смотрите, какое произвело в вас усердие, какие извинения, какое негодование на виновного, какой страх, какое желание, какую ревность, какое взыскание! По всему вы показали себя чистыми в этом деле»// [[new:2kor:07:11|(2Кор.7:11)]]. Так они почитали и боялись апостолов! Так же Лука пишет: //«из посторонних же никто не смел пристать к ним, а народ прославлял их»// [[new:act:05:13|(Деян.5:13)]]. И еще Павел говорит: //«чего вы хотите? с жезлом придти к вам, или с любовью и духом кротости?»// [[new:1kor:04:21|(1Кор.4:21)]] Видишь ли достоинство и власть апостолов? Все это сделано тем словом, которое Он изрек, посылая их: //«и се, Я с вами»// [[new:mf:28:20|(Мф.28:20)]]. Он сам, предшествуя им, уни­чтожал препятствия; сам уравнивал все и делал трудное легким. Прежде все дышало войною, все было исполнено уте­сов и пропастей, и негде было ни поставить ноги, ни остановиться, все пристани были закрыты, все дома заперты, уши всех заграждены; но как скоро апостолы вышли и стали про­поведовать, то разрушили все преграды врагов, так что слу­шатели отдавали души свои и подвергались бесчисленным опасностям за проповеданное. **//Беседы на псалмы. На псалом 46.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== Ст. 4-5 **Покори люди нам, и языки под ноги наша: Избра нам достояние Свое, доброту Иаковлю, юже возлюби** Вместо: //«люди»//, //Симмах// сказал: //«царей»//; а слова: //«доброту Иаковлю»//, //Акила// перевел: //«величание Иакова»//. Посему лик Апостолов говорит, что справедливо будет, рукоплеща и ликуя возгласить победную песнь Богу всяческих, покорившему нам царей, и давшему начальство над всеми народами, а сверх этого вручившему нам доброту и превосходство Иакова. Ибо не всех Иудеев, называемых Иаковом, но доброту Иаковлю, превосходство и преимущество Иакова, тех, которые украшены верою, несомненно прияли проповедь и взяли на себя благое иго Спасителево, – их одних избрал и возлюбил, и им вверил кормило апостольства. И собственными своими очами можно видеть истинность сего пророчества. Можно видеть, как уверовавшие из всех народов припадают к апостольским ракам, и с великою любовию чествуют малую часть праха; а потому вместе и быть зрителем сего и воспевать: //«покори люди нам и языки под ноги наша»//. ===== Евфимий Зигабен ===== **покори люди нам и языки под ноги наша** **Покори люди нам** Апостолы здесь называют людьми пришедших от иудеев, потому что они первые уверовали во Христа, сначала три тысячи, потом пять тысяч, как показывают Деяния, которые, отложив вражду против Христа, прибегнули к Апостолам и крещены тотчас по сошествии Св. Духа, до первого выхода их из Иерусалима и удаления к другим народам. Того же: О чудо! и распинателей заставил покланяться, и ругавшихся, злословивших, пристрастных к камням научил и души свои предавать, когда Ему это угодно. Ибо это было не дело Апостолов, но того, кто пролагал им путь и двигал их души. //Феодорита//: Можно даже глазами видеть истину сего пророчества, ибо можно видеть уверовавших из всех народов, покланяющихся пред апостольскими ранами и с великою любовью почитающих малость праха, так что по словам его и видят и поют сие: покорил нам племена, и народы под ноги наши. А //Симмах//—вместо: племена—перевел—царей. **И языки под ноги наша** Христос, говорят, покорил нам— Апостолам под ноги наши уверовавших из народов. Ибо язычники с ревностью падали к ногам Апостолов и благоговейно лобызали следы их. //Великий Афанасий// племенами и народами называет сатану и с ним лукавые силы, о которых говорил Спаситель: «се даю вам власть наступать на змий и скорпионов»—потому что Он покорил к ногам Апостольским демонские народы. ===== Лопухин А.П. ===== **покори люди нам и языки под ноги наша** "Покорить под ноги" - совершенно обессилить, сделать врага безвредным и неопасным. ===== Прот. Григорий Разумовский ===== Ст. 4–5 **Покори люди нам и языки под ноги нашя: избра нам достояние Свое, доброту Иаковлю, юже возлюби** Современный иудейскому царю Иосафату составитель этого псалма, из сынов или потомков Корея, мог, конечно, по вдохновению говорить о будущих судьбах Церкви Христовой, но он говорил о них не иначе, как под образом современных ему событий и явлений близкой к нему жизни его соотечественников иудеев. Столице Иудейского царства, прекрасно устроенному тогда и укрепленному Иерусалиму, грозила большая опасность от внезапно напавших на Иудею союзных народов, но Господь, чудесно поразив нападавших, покорил их под власть израильского народа и этим утвердил за ним обладание своим наследием. О чем и говорит здесь псалмопевец, употребляя в речи своей черты из древнего завоевания и покорения земли Ханаанской при Иисусе Навине, когда израильтяне буквально топтали ногами гордые выи царей той земли [[old:nav:10:24|(Нав. 10:24)]]. Тогда эту самую землю Господь избрал в наследие (**достояние**) израильтянам. Земля сия была прекрасна (**доброта Иаковля**) и особенно любима Богом (**юже возлюби**), и потому обладанием этой землей народ израильский отличен был от всех других народов. Но вот язычники собрались и сделали нападение, чтобы отнять у него это достояние, и израильтяне могли считать его уже почти потерянным. Поэтому, поражая неприятелей, Бог, так сказать, снова избирает достояние Израиля в его пользу. В духовном смысле под достоянием или наследием Божиим можно разуметь всех уверовавших язычников [[old:ps:002:08|(Пс. 2:8)]], а под добротою Иакова самих апостолов, ибо их одних, говорит блж. Феодорит, избрал Господь, возлюбил, им вверил кормило апостольства. Они – украшение, краса Церкви, которая сама есть наследие Божие [6, с. 217–218]. //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]