[<10>] ====== Толкования Пс. 46:5 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **избра нам достояния свое, доброту иаковлю, юже возлюби** См. Толкование на [[old:ps:046:04#svt_afanasij_velikij|Пс. 46:4]] ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **избра нам достояния свое, доброту иаковлю, юже возлюби** Другой переводчик (Симмах) говорит: //«про­славление Иаковле»//. Посмотри на точность пророчества. Выше пророк сказал: //«покорил нам народы и племена»//. И действи­тельно, наперед обратились иудеи, сначала в числе трех ты­сяч, потом пяти, а после них язычники. И сам Господь сказал: //«есть у Меня и другие овцы, которые не сего двора, и тех надлежит Мне привести: и они услышат голос Мой, и будет одно стадо и один Пастырь»// [[new:in:10:16|(Ин.10:16)]]. Далее, чтобы кто-нибудь, услышав слова: **«избрал нам наследие Свое»**, не стал не­доумевать, сомневаться и говорить: почему же иудеи не веруют ныне? – пророк дополнительными словами разрешил недоуме­ние. Бог с Своей стороны избрал и их и, сколько от Него зависело, не оставил никого. Если хочешь знать и причину, то выслушай следующее: **«красу Иакова, которую возлюбил»**, присово­купляет пророк. Мне кажется, что он здесь разумеет ве­рующих, как Павел объяснил, сказав: //«но не то, чтобы слово Божие не сбылось: ибо не все те Израильтяне, которые от Израиля; и не все дети Авраама, которые от семени его, но сказано: в Исааке наречется тебе семя. То есть не плотские дети суть дети Божии, но дети обетования признаются за семя»// [[new:rim:09:06|(Рим.9:6–8)]]. Ве­рующих справедливо можно назвать **«красою»** народа, так как что прекраснее тогдашних верующих? **«Наследием»** же Его называет пророк этот народ не по­тому, чтобы Бог когда-нибудь оставлял прочие народы, но чтобы выразить сильную к нему любовь Божию, близость и особенное промышление. А чтобы тебе видеть точность пророка, посмотри, как он употребляет выражение, которое обыкновенно употреб­ляют люди о вещах покупаемых. Многие, покупая что-нибудь, часто называю добротою (**«красою»**)то, что превосходит прочие вещи. Так и пророк, желая показать, что не все спасутся, говорит: **«красу Иакова»**. То же и в евангелиях выражается многими прит­чами. **//Беседы на псалмы. На псалом 46.//** ===== Прп. Антоний Великий ===== **избра нам достояния свое, доброту иаковлю, юже возлюби** И в приличии избранную (хотя было много тысяч женщин) почтил Бог без нетления одну из всех Марию. В Ней неизреченно Он Сам соединился с нами и приобщился нам, как сказал божественный Певец: **"Выбрал из нас наследством Своим Красоту Иаковлю, Которую полюбил"** — явно [имея в виду] Приснодеву Марию. //**Вопросы св. Сильвестра и ответы прп. Антония. Вопрос 39.**// ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **избра нам достояния свое, доброту иаковлю, юже возлюби** См. Толкование на [[old:ps:046:04#blzh_feodorit_kirskij|Пс. 46:4]] ===== Евфимий Зигабен ===== **избра нам достояния свое, доброту иаковлю, юже возлюби** **Избра нам **(нами)** достояние свое** Посредством, говорит, нас—строителей Церкви своей— Христос избрал в наследие свое оказавшихся достойными сего язычников, согласно с сими словами: дам тебе народы в достояние твое [[old:ps:002:08|(Пс. 2,8)]]; ибо их— то, посредством нас Апостолов, как бы посредством неких вождей, великий сей Царь причислил к воинству и собрал к Себе. **Доброту Иаковлю, юже возлюби** Не только, говорит, Христос избрал посредством нас —Апостолов своих — упомянутых иудеев и язычников, но и полезнейших и уважительнейших из рода Иакова, которых и назвал красотою, то есть, прекрасными по добродетелям. Притом выше, первыми поставил иyдеев, так как они первые уверовали во Христа по воскресении; а здесь сделал противное тому— после язычников поставил иyдеев: это потому, что из язычников премногие принимали веру ежедневно, а из иудеев уверовали немногие; так что верующих из иудеев в сравнении с верующими из язычников была только малая часть. Слова //Евсевия//: Итак сию-то Церковь из язычников избрав, разделил между нами—Апостолами Его. Она избрана, как составившаяся по выбору из всех народов, а не по преемству рода, ибо как Иисус Навин и бывшие с ним разделили прежде народу обетованную землю, изгнав прежних жителей ее, так и проповедники царства Божия, намереваясь пройти всю вселенную, по жребиям разделили прежде упомянутые народы, изгнав скрытых и невидимых врагов (у //Кордерия//). ===== Еп. Ириней (Орда) ===== **избра нам достояния Свое, доброту Иаковлю, юже возлюби** Он показал Себя всемогущим Господом мира, так как доставил Израилю славную победу над языческими народами и этим утвердил его в обладании своим наследием. **Избра нам достояние свое**. С евр. «Он избрал для нас наследие наше», под которым конечно нужно разуметь Палестину, которую Господь избрал израильтянам как наследие и разделил еще при Иисусе Навине; язычники хотели отнять у них это наследие, и израильтяне могли считать его уже почти потерянным; поэтому, поражая неприятелей, Бог, так сказать, снова избирает наследие Израиля в его пользу (**нам**) и отдал оное ему, т.е. утвердил Израиля в обладании оным. В этом смысле можно толковать и славянский текст; **свое** может значить, что это наследие есть собственность Божия. Обладанием этой земли Израиль отличен от всех других народов: поэтому земля эта есть **доброта** (краса) Иакова, особенно благословенная, есть та земля, которую Бог особенно любит. **//Руководственное пособие к пониманию Псалтири.//** ===== Лопухин А.П. ===== **избра нам достояния свое, доброту иаковлю, юже возлюби** //"Избрал нам наследие"//, т. е. Палестину, которую Бог назначил во владение еврейского народа. Это наследие есть "краса Иакова", еврей гордится Палестиной, как богатым и плодородным (краем) уделом. ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **избра нам достояния свое, доброту иаковлю, юже возлюби** См. Толкование на [[old:ps:046:04#prot_grigorij_razumovskij|Пс. 46:4]] [<10>]