[<10>] ====== Толкования Пс. 46:9 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Воцарися Бог над языки: Бог седит на престоле святем своем** См. Толкование на [[old:ps:046:08#svt_afanasij_velikij|Пс. 46:8]] ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Воцарися Бог над языки: Бог седит на престоле святем своем** **«Воцарился Бог над народами»**. Другой переводчик (неизвестный переводчик, см. Ориг. Экз.) говорит: //«выше языков»//. О каком царстве говорится здесь? Не о царстве вследствие сотворения, но о царстве вследствие усвоения нас Богу, Бог царствовал над всеми и прежде, как Творец и Создатель; а теперь во­царился над людьми, добровольно и с благодарностью поко­рившимися Ему. Действительно, достойно величайшей хвалы и удивления то, как Христос, поносимый иудеями, произвел в людях такую перемену, что прославляется по всей вселенной. Те, которые никогда не читали пророков, не знали закона, но по образу жизни были подобны диким зверям, внезапно изме­нились, оставили все заблуждения и покорились, не два, три, че­тыре, или десять народов, но живущие по всей вселенной. **«Бог сидит на престоле Своем святом»**. Что значит: **«сидит на престоле»**? Царствует, управляет. Хорошо сказал про­рок: **«на святом»**, потому что Он не только царствует, но и царствует свято. Что значит: царствует свято? Чисто. Люди, достигнув такой власти, употребляют свою силу на неправду, а Его владычество чуждо всего подобного, чисто и свято. Его судилище не изменяется и не искажается ни обольщением, ни чем-нибудь подобным, но всегда чисто, праведно, сияет светлее всякой чистоты, блистает неизреченною славою. **//Беседы на псалмы. На псалом 46.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Воцарися Бог над языки: Бог седит на престоле святем своем** См. Толкование на [[old:ps:046:07#blzh_feodorit_kirskij|Пс. 46:7]] ===== Евфимий Зигабен ===== **Воцарися Бог над языки: Бог седит на престоле святем своем** **Воцарися, Бог над языки** Христос до явления своего во плоти царствовал над людьми, как Творец против воли их; а теперь, по вочеловечении своем, Он царствует над ними по желанию их, как освободитель их. И поелику Христос стал двойствен; то до вочеловечения своего Он имел царство (над ними) только как Бог, а по воскресении из мертвых получил оное и как человек, ибо тогда (уже) Он сказал: дана Мне всякая власть на небе и на земле [[new:mf:28:18|(Матф. 28,18)]]. Христос воцарился над всеми народами, поскольку уверовали многие из всех народов и в некоторых странах уверовал весь находившийся там народ, в других уверовала только половина тамошнего народа, а в некоторых только известная часть народа. Ибо по всей земли разнесся голос Апостолов. **Бог сидит на престоле святем своем** Престол есть знак царства; а сидение на престоле выражает твердость и непоколебимость. Итак, Давид говорит, что Христово царство твердо и непоколебимо, как говорит и Павел: воссел одесную престола величия на небесех. Престол Христов называет святым, как свободный от всякого лицеприятия и непогрешительный в производимых им решениях. ===== Прот. Григорий Разумовский ===== Ст. 9–10 **Воцарися Бог над языки: Бог седит на престоле святем Своем. Князи людстии собрашася с Богом Авраамлим: яко Божии державнии земли зело вознесошася** **Князи людстии** – то же значит, что «цари народов». **Бог Авраамов** – то же, что истинный Бог народа израильского, Творец неба и земли, Вседержитель и Спаситель мира, Который у евреев назывался Богом отец их, Богом Авраама, Исаака и Иакова. В этом же смысле и псалмопевец назвал Его здесь **Богом Авраамлим. Воцарися Бог над языки**: Бог воцарился над народами, – когда это было? Разве Царь всея земли Бог (ст. 8), сотворивший мир, не был когда-нибудь Небесным Царем всех народов? Как Бог вечный Христос царствовал всегда и над всеми людьми, хотя бы и не признававшими Его власти над собою, царствовал как бы против воли их, ныне же, по вочеловечении Своем, Он царствует над всеми народами, добровольно покорившимися власти Его, чрез веру в Него [[old:dan:07:13|(Дан. 7:13–14]]; [[new:mf:28:18|Мф. 28:18)]]. Этот вечный Царь царей и всех народов как Судия, имеющий судить весь мир [[old:ps:095:13|(Пс. 95:13]]; [[new:mf:25:31|Мф. 25:31–32)]], сидит на престоле Святем Своем, и престол Его так же свят, как Свят Сам Судия, сидящий на нем, и как праведен суд Его, свободный от всякого лицеприятия и непогрешительный в производимых им решениях. Во многих странах народы признали власть Его над собою чрез своих властителей, царей и князей. Так было, например, у нас на Руси, когда святую веру Христову принял сначала св. князь Владимир, а за ним и весь народ, ему подвластный. Это самое и выражено словами псалма: **князи людстии собрашася с Богом Авраамлим**, что с греческого переведено так: «князи народов собраны к Аврааму». Под **державными земли** нужно разуметь тех же властителей и царей земных, которые, оставя ложных богов своих, обратились к вере во Христа, истинного Бога Авраамова, и весь народ обратили к Тому же Богу, чрез что и сами прославились, **зело вознесошася**, «вельми превознесены» (по пер. с греч.). Таковыми державными земли Святая Церковь христианская признает равноапостольного царя Константина, того же св. равноапостольного князя Владимира и др., в особенности же св. апостолов. «Кто эти державные Божии, как не апостолы и все верующие, – говорит св. Иоанн Златоуст, – сила их так просияла, что они вознеслись над всеми: они державны, ибо противостали всей вселенной, преодолели все, стали выше всего и ничем не были побеждаемы» [5, с. 233]. //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]