[<10>] ====== Толкования Пс. 46:10 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Князи людстии собрашася с Богом Авраамлим.** Это подобно сказанному: //сядете на двоюнадесяте престолу, судяще обеманадесяте коленома Израилевома// ([[new:mf:19:28|Мф. 19,28]]). **Яко Божии державнии земли зело вознесошася.** То есть, на земле кротких, которая дана будет святым, превознеслись и прославились державнии Божии, как видели мы из приведенных пред этим слов: **сядете на двоюнадесяте престолу.** **//Толкование на псалмы.//** ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Князи людстии собрашася с Богом Авраамлим: яко Божии державнии земли зело вознесошася** Здесь указывается на распространение евангелия, которое коснулось не только простых людей, но и облекающихся в диа­дему и сидящих на царском престоле. Потом выражая, что один и тот же Бог и нового и ветхого завета, пророк го­ворит: **«к Богу Авраама»**; иначе сказать; один и тот же Бог – Бог праотцев, и давший закон. Потому и Иеремия гово­рил: //«завет, который Я заключу с домом Израилевым, не такой завет, какой Я заключил с отцами их в тот день, когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской»// [[old:ier:31:32|(Иер.31:32, 33)]], – выражая, что один и тот же Законодатель и нового и ветхого завета. Также Варух говорил: //«сей есть Бог наш, и никто другой не сравнится с Ним. Он нашел все пути премудрости и даровал ее рабу Своему Иакову и возлюбленному Своему Израилю. После того Он явился на земле и обращался между людьми»// [[old:var:03:36|(Вар.3:36–38)]], – выражая, что Давший закон есть и Во­плотившийся, а Воплотившийся есть и Давший закон. То же и этот пророк говорит в словах: **«собрались к Богу Авраама»**. В еврейском, вместо: с Богом, сказано: //«ем Елои Авраам»//. Каким образом это произошло? **«Мощные (избранники) Божии на земле весьма превознесены»**. Кто же эти **«избранники Божии»**, как не апостолы и все верующие? Так как сила их столько просияла, то пророк и говорит, что они вознеслись над всеми. Хорошо назвал он их державными. В самом деле, не державны ли те, которые противостали всей вселенной, бесам, диаволу, народам, городам, язычникам, тиранам, наказаниям, муче­ниям на сковородах и в печах, обычаям, силе природы, преодолели все, стали выше всего и ничем не были побеж­даемы? Не державны ли те, которые и по смерти явили такую силу? Не державны ли те, которых слова крепче адаманта, и никакое время не сокрушает их, но с каждым днем более и более возрастают, так как проповедь евангельская распро­страняется везде, по всем странам вселенной? **//Беседы на псалмы. На псалом 46.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **«Князи людстии собрашася с Богом Авраамлим: яко Божии державнии земли зело вознесошася».** Обетования, данныя патриарху Аврааму, говорит Пророк, приведены в исполнение. Обетовал же Аврааму Господь всяческих, что о семени его благословит все народы. Посему народы сии и князи их, оставив богов отеческих, собираются к Богу Авраамову, и Его именуют своим Богом. Служителями же призвания их стали божественные Апостолы, чудотворением утвердившие высоту Богословия. Ибо их семьдесять нарекли державными, //Акила// – щитами, а //Феодотион// и //Симмах// – защитою. Всеми же сими наименованиями означается не только неподчинение их человеческой власти и непобедимость, но и охранение ими других; потому что, став как бы некиими щитами и поборниками уверовавших, не дозволяли расторгаться дружине от приражения бедствий, но, обратив в бегство врагов, повелевают единоверным торжествовать, говоря: **«вси языцы восплещите руками: воскликните Богу гласом радования. Яко Господь вышний, страшен: Царь велий по всей земли».** ===== Евфимий Зигабен ===== **Князи людстии собрашася с Богом Авраамлим.** Сими словами Давид показывает силу евангельской проповеди, то есть, как она победила и покорила не только простых и незначительных людей, но и царей и правителей и князей, так как они все собрались со Христом, сделавшись частью и наследием Христовым. Назвал Богом Авраама, чтобы показать, что Христос, по Божеству, был Богом и Авраама и потомков Авраама, и что Он есть один и тот же законодатель и ветхого и нового завета. Некто: Это имеет сходство с сими словами: сядете на двенадцати престолах и будете судить двенадцать колен израилевых; ибо святые апостолы Его стали князьями народа. И //Феодорит//: Обещания, говорит, данные Аврааму получили исполнение. Господь всех обещал Семенем Его благословить все народы; и они и князья их, оставляя отечественных богов, собираются с Богом Авраама и называют Его своим Богом. А служителями призывания их были Божественные апостолы, утвердившие высоту богословия чудотворением. **Яко Божии державнии **(от)** земли зело вознесошася.** Собрались, говорит, с Христом вышесказанные князья и правители; потому что Апостолы Христовы (их-то, по //Златоусту// и //Феодориту//, назвал державными Божиими), быв укреплены силою Святаго Духа, победили и демонов и жестоких правителей. Посему они вознеслись над землею, то есть, стали выше всех земных предметов и не уловлялись ни мирскими удовольствиями, ни болезнями и скорбями. Потому—то и //Великий Василий//, изъясняя слова Исаии: утвердивший землю и что на ней и дающий дыхание народу, живущему на ней и дух попирающим ее, говорит: ибо попирающие земное, как низкое, и ставшие выше всего признаются достойными дара Святаго Духа (гл.22, о Святом Духе). А //Феофилакт Болгарский//, изъясняя слова: на страже моей стану, говорит: Свойственно святым, когда они желают научиться чему либо от Бога, всякою осторожностью охранять свое сердце от мирских забот, и, простираясь к одному Богу, выходить на возвышение мысли от земных предметов, как на некий камень. Ибо Бог требует возвышенных сердец, как говорит Давид: Божии державные от земли весьма вознеслись; также: птенцы коршуна высоко парят. ===== Еп. Ириней (Орда) ===== **Князи людстии собрашася с Богом Авраамлим: яко Божии державнии земли зело вознесошася** Затем пророческим взором он обращается к будущему, ко времени разнообразно воспетому пророками (ср. [[old:is:02:start|Ис. 2]] и д. [[old:is:60:03|60:3;]] [[old:zah:09:07|Зах. 9:7)]], когда язычники с своими князьями во главе [[old:ps:071:10|(Пс. 71:10)]] присоединятся к народу Божию и его богослужению. Так должно быть, потому что и язычники, языческие князья, в очах Божиих назначены к чему-то высокому (**вознесошася**); не только для Израиля, но и для них предназначено будущее спасение Мессией. **//Руководственное пособие к пониманию Псалтири.//** ===== Прот. Сергий Терновский ===== **Князи людстии собрашася с Богом Авраамлим: яко Божии державнии земли зело вознесошася** **Божии державнии:** от Бога облеченные силою Царственною - апостолы и Его верующие. **//Толкование особых изречений в церковной Псалтири, изложенное по руководству святых отцов Церкви.//** ===== Лопухин А.П. ===== **Князи людстии собрашася с Богом Авраамлим: яко Божии державнии земли зело вознесошася** //Победой над князьями языческих народов Господь показал, что Он "превознесен" над ними// //"Князья народов собрались к народу Бога Авраамова"// с завоевательными целями. Этими народами управляли их "щиты" - военачальники и цари, на опытность и силу которых надеялись войска. Но так как эти щиты - "Божии", получают эту власть с ведома и попущения Господа, т. е. от Него зависят, то в борьбе с этим Богом они, как слабейшие и зависимые, естественно должны погибнуть, что и случилось: //"Он превознесен над ними".// ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **Князи людстии собрашася с Богом Авраамлим: яко Божии державнии земли зело вознесошася** См. Толкование на [[old:ps:046:09#prot_grigorij_razumovskij|Пс. 46:9]] [<10>]