[<10>] ====== Толкования Пс. 47:2 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Велий Господь и хвален зело, во граде Бога нашего, в горе святей Его** Не в одной Иудее уже, но и на освященной горе. //Горою// же называет здесь Церковь, по высоте догматов о Боге. **//Толкование на псалмы.//** ===== Свт. Григорий Нисский===== **Велий Господь и хвален зело во граде Бога нашего, в горе святей его** См. Толкование на [[old:ps:047:01#svt_grigorij_nisskij|Пс. 47:1]] ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Велий Господь и хвален зело во граде Бога нашего, в горе святей его** И здесь пророк изображает прекращение войн и изба­вление от борьбы. Иудеи, возвратившись из земли Вавилонской, избавившись от продолжительного плена, получив опять оте­ческую землю и избежав многих войн, в благодарность за все эти блага воспевают Виновнику их песнь и говорят: **«Велик Господь и славен весьма»**. **«Велик»**, а как велик, не говорит пророк, потому что этого никто не знает, – почему и прибавляет: **«и славен весьма»**. Величию Его нет предела. Смысл этих слов следующий: должно прославлять и величать Его одного, и при­том выше всякой меры, прославлять как за беспредельное и непостижимое величие существа Его, так и за чрезвычайные благодеяния Его к нам. Он и хотел, и имел силу сделать, что хотел. **«В городе Бога нашего, на горе Его святой»**. Что гово­ришь ты? Здесь заключаешь славу Его, великого и хвального, в этом городе и в этой горе? Нет, не то говорю я, отве­чает пророк, но то, что мы прежде других познали Его. Или это он выражает словами: **«в городе Бога нашего»**, или желает показать, что в нем явилась слава и величие Божие посред­ством бывших здесь чудес, когда тех, которые были пле­нены, рассеяны, унижены, содержимы в стране врагов, как во гробе, он внезапно возвеличил так, что они преодолели своих притеснителей, достигли прежнего благосостояния и на­следовали отечество в древнем виде. Хотя величие Его, гово­рит, возвещают и видимые твари, но так как многие люди издревле неразумны, то Он внушает познание о Себе и посредством врагов и победы, часто воздвигая чудные трофеи, из­меняя обстоятельства к лучшему и совершая такие чудеса сверх всякого чаяния и надежды. А Божиим пророк называет этот город не в том смысле, будто прочие города лишены Промысла но, выражая, что иудеи имели некоторое преимущество пред другими в познании Его. Тогда как другие города могли быть названы Божиими только в отношении сотворения, этот был таков и по особенной близости к Богу, и потому, что все чу­деса были совершены здесь. Итак, тогда этот город назывался Божиим; а ныне все мы называемся Божиими. //«Те, которые Христовы, //говорит апостол,// распяли плоть со страстями и похотями»// [[new:gal:05:24|(Гал. 5:24)]] Видишь ли силу добродетели? И гора названа Божиею потому, что на ней совершалось служение Богу. **//Беседы на псалмы. На псалом 47.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Велий Господь и хвален зело, во граде Бога нашего, в горе святей Его** И прежде говорили уже мы, что божественное Писание весьма часто называет градом не здания, но общество. Так и теперь говорит Пророк, что Господь всяческих явил Себя великим в том, что совершено Им для града Его, который высота догматов соделала славным и как бы стоящим на высокой и великой горе. Ибо Владыка говорит: //«не может град укрытися верху горы стоя»// [[new:mf:05:14|(Мф. 5:14)]]. ===== Евфимий Зигабен ===== **Велий Господь и хвален зело во граде Бога нашего, в горе святей его** **Велий Господь, и хвален зело** Велик, говорит, Господь по силе, мудрости и благости , и весьма достоин, или лучше чрезмерно достоин, хвалений за те чудеса, которые Он произвел над нами; поелику мы, забытые по причине долговременного плена, чудным образом вызваны из оного и нечаянно удостоились человеколюбия от Господа. И божеств. Дионисий: Бог называется великим по собственному своему величию, по сообщению Себя всем великим и излиянию и распространению Себя далее всякой величины, по объятию всякого места, по превышению всякого числа, по проницанию всего непостижимого, по полноте и великодействию Его и по источным Его дарам. Также Златословесный: О том, что Он велик, говорит, а о том, сколько велик, не говорит; ибо сего никто не знает. Другой никто: «что Он велик, это ты можешь видеть, воззрев на небо и осмотрев весь мир согласно с Исаиею, сказавшим: возведите очи ваши и посмотрите, кто сделал все это? Ибо в величии и красоте тварей по соображению усматривается Виновник бытия их. Он велик, потому что рожден от великого Бога и Отца, как Сам сказал: Отец, который дал Мне, больше всех есть (у Никиты). И блажен. Августин в 27-й главе своих рассуждений: Велик Господь, ибо Он сила непостижимая, ни в чем не имеющая недостатка, себе самой достаточная. Он и достохвален весьма. Итак Его-то должна любить душа, хвалить язык, о нем должна писать рука и в божественнейших рассуждениях должен упражняться всецело весь ум верующего... Ибо весьма справедливо, чтобы тварь воспевала Творца, Который для того и создал нас, чтобы мы воспевали Его, хотя Он в песнях наших ни сколько не нуждается. **Во граде Бога нашего, в горе святей Его** Достоин, говорит, Господь быть воспеваем в городе Иерусалиме, признающем Его за Бога истинного, так как незнающие Бога не хвалят Его. Сказав: во граде Бога, он вспомнил о горе Сионе, как соединенной с городом Иерусалимом, потому что она самая близкая к нему. Часто Давид одною только сею горою называет весь город Иерусалим, то есть, называет его Сионом: избрал Господь Сион [[old:ps:131:13|(Пс. 131:13)]]. Городом Божиим называется также и христианская церковь, признающая Бога живущим в ней. Также церковь есть и святая гора, поскольку она выше долу пресмыкающегося (низкого) зла и имеет мысль устремленною к небу, где и живет она. ===== Еп. Ириней (Орда) ===== **Велий Господь и хвален зело во граде Бога нашего, в горе святей Его** Чудесно спасенный город Божий, благодатно защищенная святая гора с возвышающимся на ней храмом, служат наглядною проповедью о всемогуществе Божием, откровением Его величия и славы; город явным образом обязан защите Божией, что он еще существует во всей своей крепости и величии на радость всея земли. **//Руководственное пособие к пониманию Псалтири.//** ===== Прот. Григорий Разумовский ===== Ст. 2–3 **Велий Господь и хвален зело во граде Бога нашего, в горе святей его, благокоренным радованием всея земли: горы Сионския, ребра северова, град Царя Великаго** Намереваясь восхвалить и прославить священный город Иерусалим, псалмопевец начинает превозносить похвалами Виновника и Строителя этого города, Господа Бога, Который защитил и не допустил город Свой до разорения. **Велий Господь**, т.е. велик Бог, как по беспредельным свойствам Существа Его, по Его премудрости, правде и благости, так и по делам Его, велик и вполне достоин всякой похвалы и славы: **и хвален зело во граде Бога нашего**, т.е. в Иерусалиме, **в горе святей Его**, в горе Сионе, на которой устроен храм, а в храме сем поставлен ковчег Завета, святыня Израиля, служившая видимым образом присутствия в нем невидимого Бога, почему и называет гору сию святою. **Благокоренным радованием** – эти слова в Учебной Псалтири заменены на поле словами **благокоренное радование**. **Благокоренное** (от слов:: «благо» и: «корень») значит «добрый корень». У преосвященного Порфирия переведено: «доброкоренаст», и при этом сделано такое примечание: «Живописное выражение! Им означена и густота прочных зданий, подобная густому лесу с хорошими корнями, и обширность города, и гористая высота его, вроде высокого леса». Благокоренна гора Сион, т.е. хорошо укоренена и сохранится в своем твердом основании, в своей крепости; гора Сион здесь называется как главная часть Иерусалима (верхний город). Благоукоренены **ребра северова** (это вторая главная часть города), под которыми нужно разуметь на северо-восток от Сиона лежащую гору Мориа (место жертвоприношения Исаака): та и другая часть вместе: гора Сион, в которой находилась крепость Давидова, и Мориа, на которой расположен был храм, – составляли город Божий; следовательно, сначала поименованы твердо и непоколебимо оставшиеся части, а потом целое: благодарность, таким образом, воссылается за спасение всего города. **Благокоренное радование всея земли** в переводе с еврейского: «Прекрасная возвышенность, радость всей земли гора Сион!» **Всея земли** – эти слова можно относить ко всей израильской земле, к Палестине; если гору Сион принимать в ее духовном, всемирно-историческом значении [[old:is:02:start|(Ис. 2]] и след; [[old:mih:04:01|Мих. 4:1–2)]], т.е. Церкви, то можно относить и вообще ко всей земле. //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]