[<10>] ====== Толкования Пс. 47:4 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Бог в тяжестех Его знаем есть, егда заступает и** Под этими тяжестями можно разуметь великих и именитых обитателей града Божия, имеющих в нем первенство. **//Толкование на псалмы.//** ===== Свт. Григорий Нисский===== **Бог в тяжестех его знаемь есть, егда заступает и** См. Толкование на [[old:ps:047:01#svt_grigorij_nisskij|Пс. 47:1]] ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Бог в тяжестех его знаемь есть, егда заступает и** Другой переводчик (неизвестный переводчик, см. Ориг. Экз.) говорит: //«познан»//. Третий (Симмах): //«Бог в царских чертогах его будет познан в крепости»//. Четвертый (неизвестный переводчик, см. Ориг. Экз.): //«Бог в тягостях его познан в избавлении его»//. Пророк возвещает достоинство, славу, венец этого города словами: //«город Царя Великого».// Потом, показывая, почему он есть //«город Царя Великого»//, прибавляет: **«Бог в жилищах его ведом, когда защищает его»**, Который являет великое о нем промышление, спа­сает его всего со всех сторон, печется о нем не только в совокупности, но и о каждом доме его промышляет. Нам Он известен и без этого, но врагам Он показал силу Свою и таким образом. Так, когда на Езекию напали толпы варваров и окружили весь город, как бы сетью, то отступили от него, оставив после себя множество мертвых [[old:4ts:19:start|(4 Цар. 19)]]. Многие и другие враги приступали к нему и удалялись с бесчестием. Все это, говорит пророк, совершено промыслом Божиим и сделало этот город славным, и он сталь велик, не потому, что славен, но потому, что прославился таким образом. **//Беседы на псалмы. На псалом 47.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Бог в тяжестех** [в «тяжестех» по греч. ἐν ταΗς βάρεσΗν - в домах, или чертогах] **Его знаемь есть, егда заступает и** На всей земле и на море Церковь одна; почему и в молитве говорим: //«о святой и единой, вселенской и апостольской Церкви от пределов и до пределов вселенной».// Но и разделяется она также по городам, селениям и весям, которыя пророческое слово наименовало «тяжестями». Как всякий город имеет внутрь себя много отдельных домов, однако же именуется одним городом: так и церкви тьмочисленны и даже безчисленны и на островах и на твердой земле; но все вместе, соединяемыя согласием истинных догматов, составляют одну Церковь, – и в них то, сказал Пророк, является Бог всяческих подающим помощь Свою.** «Бог в тяжестех Его знаемь есть, егда заступает и».** Потом предсказывает будущия востания на Церковь, и обращение врагов. ===== Евфимий Зигабен ===== **Бог в тяжестех его **(важных домах)** знаем есть, егда **(поскольку)** заступает и** Мы сказали в замечании на слова: «от тяжестей слоновых» в [[old:ps:044:09#evfimij_zigaben|44]]-м псалме, что тяжестями называются великие башни, высокие и издали видимые здания, строящиеся при городах. Здесь под таковыми должно разуметь знаменитый Иерусалимский храм, в котором обитая Бог является священникам, когда во время брани желает им помочь. Давид сказал это в похвалу Иерусалиму. Таинственно и в высшем смысле под городом разумеется жизнь находящихся везде христиан. По //Феодориту//, он один, по причине единения в вере, и по причине одного благочестия у них. Важные или дома суть находящееся по местам храмы, или церкви, в которых является Христос, когда во время гонения вспомоществует христианам и защищает их. Надобно знать, что церковь, состоящая из верующих, называется и одною и многими, одною, по одной вере и благочестию, как мы сказали прежде, многими—по многим храмам, или домам Божьим, находящимся в многоразличных местах, подобно тому, как и всякой город, хотя имеет много отдельных домов, но называется одним городом, по словам //Феодорита//. Некто говорит, что важные в церкви суть апостолы, учители святых церквей, руководители к таинствам и великие избранные и отличные в церкви, в которых, как важность, высокие и крепкие столпотворения добродетелей. В сих то и таковых познается Бог, как заступник и спаситель их от искушений (у //Никиты//). Прибавление из //Феодорита//: Посему в молитве мы говорим о святой единой соборной и апостольской Церкви, находящейся от концов до концов вселенной. ===== Лопухин А.П. ===== **Бог в тяжестех его знаемь есть, егда заступает и** Все жилища этого города находятся под защитой Господа и в них (жилищах) знают, что Он - их Заступник. ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **Бог в тяжестех его знаем есть, егда заступает и** **В тяжестех** (от слова «тяжесть», греч., значит «храм, большой дом, дворец») **его**, т.е. в чертогах его (Иерусалима, града Царя Великого), в больших каменных зданиях, в храмах, которые называются на славянском языке, в переносном значении, тяжестями, так же как на русском они называются недвижимостью. Слова этого стиха в переводе с еврейского читаются так: «Бог в жилищах его ведом как заступник». Это же другими словами можно выразить еще так: обитатели домов града Божия знают Бога, признают, что Он спас город (**заступает и**). Преосвященный Порфирий перевел: «Бог с решетчатых кровель его дает Себя знать после защищения его», и при этом сделал примечание такое: «Разумей прославление Бога людьми, стоящими на плоских крышах домов за решетчатыми балюстрадами». //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]