[<10>] ====== Толкования Пс. 47:9 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Якоже слышахом, тако и видехом во граде Господа сил, во граде Бога нашего: Бог основа и в век** **Яко же слышахом, тако и видехом.** Какое обетовал Ты нам спасение, Владыко, то увидели мы на самом деле. **Во граде Господа сил, во граде Бога нашего.** Показывает, где увидели исполнившееся обетование. Где же, как не в Церкви, которая есть град Божий? **Бог основа и в век.** Это подобно сказанному Господом: //на сем камени созижду Церковь Мою// [[new:mf:16:18|(Мф. 16:18)]]. **//Толкование на псалмы.//** ===== Свт. Григорий Нисский===== **Якоже слышахом, тако и видехом во граде Господа сил, во граде Бога нашего: Бог основа и в век** См. Толкование на [[old:ps:047:05#svt_grigorij_nisskij|Пс. 47:5]] ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Якоже слышахом, тако и видехом во граде Господа сил, во граде Бога нашего: Бог основа и в век** Видишь ли, как он объясняет вышесказанное выражение: //благоукореняя//? Не сказал: благоукоренив, но: //благоукореняя//, т.е. постоянно промышляя, постоянно заботясь, постоянно ограждая. Сказав о том, что случилось в его время, он обращается к древним событиям и показывает, что первое согласно с по­следним. О чем, говорит, мы слышали на словах, то видели и в делах, т.е. победы, трофеи, Божие промышление, дивные чудеса. Господь никогда не переставал совершать их. Ему свойственно и избавлять от опасностей, и руководить к бого­познанию. Не напрасно пророк напомнил и о случившемся за долгое время. Нужно было научить и древними событиями, и новыми делами, чтобы грубейшие из слушателей от настоящего научались верить и давно бывшему, получали двоякую пользу и, таким образом, слух заменял бы у них зрение. **//Беседы на псалмы. На псалом 47.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Якоже слышахом, тако и видехом во граде Господа сил, во граде Бога нашего: Бог основа и в век** **"Якоже слышахом, тако и видехом во граде Господа сил, во граде Бога нашего".** Не хотев принять сих предречений о Церкви, из самих событий увидели мы их истинность. **«Бог основа и в век».** Ибо Его это слово: //«на сем камени созижду Церковь, и врата адова не одолеют ей»// [[new:mf:16:18|(Мф.16:18)]]. Так изобразив обращение врагов, пророческое слово предсказывает потом, в каких словах улучившие спасение будут песнословить Благодетеля. ===== Евфимий Зигабен ===== **Якоже слышахом, тако и видехом во граде Господа сил, во граде Бога нашего: Бог основа и в век** **Якоже слышахом, тако и видехом во граде, Господа сил, во граде Бога нашего** Сии слова говорят после брани те христиане, которые ускользнули из рук врагов церкви, говорят, что истинно согласно то, что мы слышали, с тем, что мы теперь увидали на деле в городе сильного Бога нашего. А мы слышали, что Бог в древности произвел великие чудеса для своего народа и своей церкви; теперь же увидали собственными глазами во дни наши чудотворения Его; почему виденным теперь подтверждается слышанное нами прежде. //Феодорит//: Прилично и врагам церкви говорить: как мы слышали, так и видели. Ибо собравшись на брань, но увидев невозможность победить, ужаснулись и, прекратив брань, кричат, что за нехотение наше принять предсказаний о ней мы на самих себе увидали истину их. Ибо без веры они не говорили бы: в городе Бога нашего. **Бог основа и в век** Сии слова относятся только к христианской церкви, а не к городу Иерусалиму; потому что только церкви врата адовы не преодолеют, как говорит Господь [[new:mf:16:18|(Мф. 16:18)]]; а город Иерусалим срыт до основания, так что иудеям нечего сказать против сего, потому что истина заграждает им уста. ===== Еп. Ириней (Орда) ===== **Якоже слышахом, тако и видехом во граде Господа сил, во граде Бога нашего: Бог основа и в век** Жители Иерусалима сами теперь увидели то, что слышали в повествованиях о древних временах (Исход из Египта, вступление в Ханаан), именно, теперь Он сделал чудо милости над Своим городом, который Он основал на вечные времена и потому не отдал его врагам. **//Руководственное пособие к пониманию Псалтири.//** ===== Лопухин А.П. ===== **Якоже слышахом, тако и видехом во граде Господа сил, во граде Бога нашего: Бог основа и в век** //Мы сами видели одно из чудес, о которых слышали от наших предков; мы полны благоговения пред Тобою// Чудеса, который Господь совершал в прошлой истории еврейского народа и о которых сохранялись устные рассказы, повторились и сейчас. Это чудо - избавление города от нападений многочисленных и грозных врагов. ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **Якоже слышахом, тако и видехом во граде Господа сил, во граде Бога нашего, Бог основа и в век** Пророк говорит эти слова от лица верных иудеев и выражает в них ту мысль, что жители Иерусалима теперь увидели то, что слышали в повествованиях о древних временах, ту же самую силу, какую древле Бог являл в избавлении отцов, такую же и ныне Он проявил в заступлении святого града Своего, который Он Сам основал на век и потому не отдал его врагам. То же самое, говорит, что мы слышали из рассказа отцов своих и дедов и что узнали из повествования священных книг, то же видим и ныне: как в древности, при исходе евреев из Египта, при вступлении их в Ханаанскую землю и в других случаях, Господь являл милость Свою народу Своему и Своею всемощной силой защищал его от врагов, то же видим мы и ныне во граде Бога нашего, Господа сил, т.е. Господа небесных воинств. Бог основал его навек: это пророк говорит, конечно, не о видимом граде Иерусалиме, который впоследствии был разрушаем до основания, и неоднократно, а при виде его возвышается мыслью к тому «//граду Бога живаго, Иерусалиму небесному//», о котором говорит св. апостол Павел [[new:evr:12:22|(Евр. 12:22)]], разумея Церковь Христову, которая, имея вечное основание, не подлежит разрушению, и которой, по словам Самого Основателя ее, «//врата адова не одолеют//» [[new:mf:16:18|(Мф. 16:18)]]. //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]