[<10>] ====== Толкования Пс. 47:12 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Да возвеселится гора Сионская, и да возрадуются дщери иудейския, судеб ради Твоих, Господи** **Да возвеселится гора Сионская.** Гора Сионская, очевидно, есть Церковь. **И да возрадуются дщери иудейския.** Говорит, что души святых Апостолов суть дщери иудейские, ибо Апостолы были из иудеев. **Судеб ради Твоих, Господи.** Совершив суд над язычниками, отразил Ты демонскую на них брань. **//Толкование на псалмы.//** ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== Ст. 12-15 **Да возвеселится гора Сионская, и да возрадуются дщери иудейския, судеб ради твоих, Господи. Обыдите сион и обымите его, поведите в столпех его: положите сердца ваша в силу его, и разделите домы его, яко да повесте в роде инем. Яко той есть Бог наш во век и в век века: той упасет нас во веки** Другой переводчик (неизвестный переводчик, см. Ориг. Экз.) говорит: //«о судах твоих»//. **«Обойдите Сион и обоймите его»**. Другой (неизвестный переводчик, см. Ориг. Экз.): //«и окружите»//. **«Возвестите в башнях Его»** Другой (Симмах): //«исчислите столпы его»//. Третий (неизвестный, см. Ориг. Экз.): //«восхвалите»//. **«Обратите сердца ваши к укреплению его»**. Другой (Симмах): //«в ограду»//. Третий (Акила): //«благосостояние»//. **«И рассмотрите дома его»**. Другой (Симмах): //«измерьте царские чертоги его»//. **«Чтобы возвестить иному роду»**. Другой (Симмах): //«роду последующему»//. **«Ибо сей есть Бог наш во век и в век века. Он упасет нас во веки»**. Нам не нужно объяснять, для чего пророк заповедует все это, – обойти город, исчислить столпы, обратить внимание на здания, рассмотреть его красоту, определить его ограды и стены, измерить дома и дворцы; слово его ясны сами по себе. Сказав это, он тотчас присовокупил и причину. Какую? **«Чтобы возвестить иному роду»**. Смысл слов его следующий: исполнитесь удовольствия, возрадуйтесь, возвеселитесь, но не просто и как случится, а тщательно изучив крепость города. Когда он сделался развалинами, был разрушен до основания, и самое место его почти исчезло, так что предки наши уже отчаялись в его исправлении и говорили: //«иссохли кости наши, мы умираем, погибаем, все погибаем»// [[old:iez:37:11|(Иез.37:11]]; [[old:chis:17:12|Чис.17:12)]], и не надеялись возвратить его, тогда и получили его опять, и притом не таким, каким оставили, а гораздо луч­шим, красивейшим, славнейшим, большим, богатейшим, крепчайшим, обширнейшим и по зданиям, и по торговле, и по силе, и по обилию богатства. //«Слава, //говорит пророк//, сего последнего храма будет больше, нежели прежнего»// [[old:ag:02:09|(Агг.2:9)]]. Итак, он увеще­вает народ и как бы так говорит ему: вот этот самый город, который был в отчаянном положении, без надежды, и обратился в развалины, как опять достиг блистательней­шего состояния? Посмотрите на все это, на его здания, блеск, красоту, и познав отсюда могущество Божие, как Бог возве­личил его из отчаянного состояния, возвестите потомкам ва­шим о силе Божией, о постоянном Его промышлении, о том, что Он всегда печется о нас, защищает, и пасет нас. Такие повествования послужат и для потомков предметом великого любомудрия, уроком ревностнейшего богопознания и побуждением к добродетели. Для того пророк и заповедует обойти город, чтобы они могли быть опытными учителями потомков своих. **//Беседы на псалмы. На псалом 47.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Да возвеселится гора Сионская, и да возрадуются дщери Иудейския, судеб ради Твоих Господи** Горою Сионскою Пророк назвал тех, которым вверена высота богословия; а дщерями иудейскими – церкви во вселенной, как основанныя Апостолами, которые вели род свой от Иудеев. Повелевает же Пророк, и проповедующим, и внемлющим проповеди, возвеселиться и возрадоваться ради праведных судов Божиих, по которым соделал Господь спасение вселенной. ===== Евфимий Зигабен ===== **Да возвеселится гора Сионская, и да возрадуются дщери иудейския, судеб ради Твоих, Господи** Давид посредством горы— Сион побуждает живущих на сей горе людей радоваться и веселиться. Он называет дщерями иудейскими или жен, как более робких и достойных сожаления, нежели мужей, или города, окружающие Иерусалим и возбуждает их к радости. Таинственною горою изображается христианская церковь, как мы сказали выше. Дщери иудеи, то есть, веры, суть христианские души, или церкви по местам и храмы. По какой же причине призывает их к радости? По той, говорит, что Ты, Господи, произвел суд и, следовательно, помог нам и защитил нас от обиды, а обижавших нас врагов осудил и наказал. Слова //Афанасия//: Дщерями иудейскими называет души апостолов, как происходящих из Иудеи. //Феодорита//: Дщерями иудейскими называет церкви во вселенной, как основанные апостолами, имевшими происхождение из иудеев. ===== Еп. Ириней (Орда) ===== **Да возвеселится гора Сионская, и да возрадуются дщери иудейския, судеб ради Твоих, Господи** О таком действии божественной правды в отношении к врагам Израилевым радуется город (**гора Сионская**) и вся страна (**дщери иудейские** – другие города, как бы дочери столицы). **//Руководственное пособие к пониманию Псалтири.//** ===== Лопухин А.П. ===== **Да возвеселится гора Сионская, и да возрадуются дщери иудейския, судеб ради твоих, Господи** //Пусть радуются все города иудейские. Пусть осмотрят Иерусалим, спасенный Богом от врагов и неповрежденный. Этот - Бог наш на веки и веки// //"Дщери Иудейские"// - города Иудеи. - //"Ради судов Твоих"// - ради тех определений, которые Ты произнес над нашими врагами. ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **Да возвеселится гора Сионская, и да возрадуются дщери иудейския, судеб ради Твоих, Господи** **Дщери иудейския** значит: «города иудейские», или – «весь народ иудейский»; **судьбы** – то же, что суды; судьбы Божии – значит: определения суда Божия. Продолжая хвалебную песнь Богу, псалмопевец говорит: в судьбах Господа о царях и народах земли восторжествовала правда Божия: Иерусалим, град Царя великого, в горе святей Его, избавлен от руки врагов, от злоумышлений собравшихся завоевать его царей земных [[old:ps:047:03|(ст. 3]], [[old:ps:047:05|5)]]. Пусть же веселится гора Сионская, т.е. Иерусалим, со всеми его жителями, и пусть радуются и торжествуют все города и весь народ иудейский, благодаря Господа за свое избавление. //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]