[<10>] ====== Толкования Пс. 48:1 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **В кoнeц, сыном Кореовым, псалом** //Содержание:// В настоящем псалме проповедуется о Божественном суде всем людям, и о том дне, в который Бог приведет на суд всякое создание. Сыны же Кореовы могут представлять собою лице Апостолов, тайноводствовавших поднебесную. **//Толкование на псалмы.//** ===== Свт. Василий Великий ===== **В кoнeц, сыном Кореовым, псалом** И языческие мудрецы пускались в умозрения о конце человеческом, но они разошлись в понятии о сем. Одни утверждали, что этот конец есть знание, другие же – успешное действование, иные – разнообразное употребление жизни и тела, а другие, став скотоподобными, говорили, что этот конец есть удовольствие. Но, по нашему учению, конец, для которого все делаем и к которому стремимся, есть блаженная жизнь в Будущем Веке. И конец сей достигается, когда предоставляем над нами царствовать Богу. Лучше всего для разумной природы доселе ничего не изобретал еще разум. К такому концу побуждает нас и Апостол, говоря: //«Таже кончина, егда предаст Царство Богу и Отцу»// [[new:1kor:15:24|(1Кор. 15, 24)]]. То же самое представляет и Софония в пророчестве, говоря от лица Божия: //«Суд Мой в сонмища языков еже прияти царей, еже излияти на ня гнев Мой… зане огнем рвения Моего поядена будет вся земля»//. //«Яко тогда обращу к людем»// многим //«язык в род его, еже призывати всем имя Господне, работати Ему под игом единем»// [[old:sof:03:08|(Соф. 3, 8–9)]]. Посему думаю, что и польза псалмов, имеющих такое надписание, возводится к сему же концу. Такому понятию не противоречат и те, которые сие надписание переводят: «на победу», или «победная песнь», или «победителю». Поскольку //«пожерта бысть смерть победою»// [[new:1kor:15:54|(1Кор. 15, 54)]] и истреблена Сказавшим: //«Аз победих мир»// [[new:in:16:33|(Ин. 16, 33)]], и поскольку все препобеждено Христом и о //«имени»// Его //«всяко колено поклонится небесных и земных и преисподних»// [[new:fil:02:10|(Флп. 2, 10)]], то справедливо Дух Святый в победных песнях предвозвещает уготованное нам в будущем. **//Беседы на псалмы. Беседа на сорок восьмой псалом.//** ===== Свт. Григорий Нисский===== **В кoнeц, сыном Кореовым, псалом** См. Толкование на [[old:ps:004:01#svt_grigorij_nisskij|Пс. 4:1]] ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **В конец, сыном Кореевым, псалом** Божественный апостольский лик и язычникам повелевал уже возгласить Богу победную песнь, также и теперь подает совет тем же язычникам присовокупить к вере и добродетельную жизнь, и поучает суете богатства и тщете мирской мудрости, предсказывает будущий суд и достойное воздаяние. Потому псалом и надписуется: //«в конец»//, как предвещающий о конце целой жизни. ===== Евфимий Зигабен ===== **В конец. Сыном Кореовым. Псалом Давиду** Этот псалом сказывает о будущем суде, которым окончится настоящая жизнь; почему, по изъяснению //Феодорита//, и надпись его такова: «в конец», ибо имеет говорить об окончательном дне. Прочие слова надписи мы изъяснили прежде в [[old:ps:047:01#evfimij_zigaben|47]]-м псалме. ===== Лопухин А.П. ===== **В конец, сыном Кореовым, псалом** Означенный псалом не содержит в себе таких указаний, которые бы давали возможность приблизительно точного определения времени его происхождения. По единогласному надписанию Библий еврейской, греческой и латинской писателем были сыновья Кореевы. В греческой Библии в надписании есть указание имени Давида, что показывает связь содержания этого псалма с эпохой царя Давида. Действительно, если предположить происхождение псалма из эпохи гонений от Авессалома, то в содержании его не найдется ничего, противоречащего данному времени. Есть даже одно указание частного характера, по-видимому, подтверждающее данное предположение. Нечестивые, для увековечения памяти о себе, любили давать свои имена своим землям. Из [[old:1ts:13:start|1 Цар XIII]], видно, что и Авессалом при жизни тоже поставил себе памятник для передачи и сохранения своего имени в истории. ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **В конец, сыном Кореовым, псалом** Псалом 48 представляет поучительную песнь, изображающую суетность земного счастья и особенно богатства нечестивых, т.к. ничто не может избавить их от смерти, и они должны умирать, оставляя все свои сокровища и приобретения другим, сами же получать вечное наказание; между тем как душу праведника после его смерти Бог освобождает от ада и принимает к Себе. Сходство содержания этого псалма с Давидовыми псалмами [[old:ps:036:start|36]] и [[old:ps:061:start|61]], которые, по многим признакам, написаны были по поводу Авессаломова восстания, дает основание считать и этот псалом составленным по тому же поводу. И хотя в нем нет каких-либо определенных указаний ни на Авессалома, ни на обстоятельства его восстания, но это могло быть следствием того, что псалмопевец, имея в виду горячую любовь Давида к своему мятежному сыну, щадил это родительское чувство любимого царя и намеренно ограничивался в изображении нечестивых общими чертами. Впрочем, вопрос о том, кто мог быть составителем этого псалма, не имеет положительного решения. Некоторые из толковников псалмов приписывают его одному из богодухновенных певцов Кореева потомства и делают это 1) на основании надписания **В конец, сыном Кореовым, псалом**; 2) потому, что псалом этот стоит в ряду других псалмов, происхождение которых приписывается тому же певцу из племени Корея, и 3) потому, что он и по языку, и по форме изложения имеет некоторое сходство с теми же псалмами. Другие же, как Зигабен, составителем этого псалма считают самого Давида [7, с. 381]. Есть предположения о позднейшем происхождении этого псалма, каково, например, предположение о составлении его в плену вавилонском, но все такие предположения не выдерживают критики ученых исследователей этого вопроса. Все толковники и ученые исследователи Псалтири соглашаются в том, что псалом этот принадлежит к числу самых темных и трудных для объяснения. В нем в форме притчей идет речь о суде, воскресении и искуплении [[old:ps:048:08|(ст. 8-9]], [[old:ps:048:15|15-16]] и пр.) и дается весьма полезное увещание любить добродетель и удаляться пороков, презирать богатство, бояться Божия суда и быть готовым к смерти, а потому и выражение **в конец** в надписании имеет соответственное содержанию этого псалма значение, т.е. говорит об окончательной судьбе человека, на которую должно быть обращено все внимание последнего. //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]