[<10>] ====== Толкования Пс. 48:2 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Услышите cия вcu языцы, внушите вcu живущии по вселенней** Как весь человеческий род призывает ко спасению, так и к учению о Божественном суде слово зовет всех вкупе. **//Толкование на псалмы.//** ===== Свт. Василий Великий ===== Ст. 2-3 **Услышите сия, вси языцы, внушите, вси живущии по вселенней, земнороднии же и сынове человечестии, вкупе богат и убог** Весьма обширная нужна храмина для слушателей призывающему к слышанию псалма все народы и всех, наполняющих вселенную своими жилищами; а думаю, что он сею высокою проповедью к слушанию привлекает и созывает и земнородных и сынов человеческих, и богатых и убогих. Но какая же это стражба, столь возвышенная над целою землею, что с высоты ее можно видеть все народы и объять взором целую вселенную? Кто столь громогласный провозвестник, который возглашает внятно для столь многих вместе слухов? Где эта храмина, которая может вместить всех собирающихся? Как велик и сколь премудр сей учитель, который находит уроки достойные такого собрания? Потерпи немного, и узнаешь, что последующее достойно такого предвозвещения. Ибо собирающий и созывающий всех на проповедь есть Утешитель, Дух истины, Который спасаемых собирает чрез Пророков и Апостолов. И поскольку //«во всю землю изыде вещание их и в концы вселенныя глаголы их»// [[old:ps:018:05|(Пс. 18, 5)]], то посему сказано: **«услышите вси языцы и вси живущии по вселенней»**. Посему и Церковь собрана из всех состояний, дабы никто не оставался лишенным пользы. Ибо три четы званных, в которых заключается весь род человеческий: **«языцы и живущие по вселенней, земнородные и сыны человеческие, богатые и убогие»**. И действительно, кого Бог оставил вне проповеднической храмины? Чуждые веры наименованы языками, пребывающие в Церкви – обитателями вселенной, земнородные – это мудрствующие земное и преданные хотениям плоти, сыны человечеcкие – это прилагавшие некоторое старание и упражнявшие разум, ибо особенное свойство человека – разумность. Богатые и убогие сами собою показывают свое отличительное свойство: одни в избытке обладают необходимым, другие живут, нуждаясь в необходимом. Поскольку же Врач душ //«не приидох призвати праведники, но грешники на покаяние»// [[new:mf:09:13|(Мф. 9, 13)]], то в каждой чете прежде призываемыми поставил достойных осуждения. Ибо языки хуже живущих по вселенной, впрочем, предпочтены в призвании, чтобы находящиеся в худом состоянии прежде получили пользу от Врача. Опять, земнородные поставлены прежде сынов человеческих и богатые прежде бедных. Разряд отверженных, которым трудно спастись, призван прежде бедных. Ибо таково человеколюбие Врача – немощным первым подает Он помощь. Но общение в призвании приводит вместе и к миру, так что и те, которые дотоле по образу жизни противны были друг другу, чрез собрание воедино приучаются ко взаимной любви. Да знает богатый, что он и бедный призваны равночестною проповедью. Сказано: **«вкупе богат и убог»**. Оставь вне свое преимущество пред низшими и кичение богатством и потом уже входи в Церковь Божию. Посему и богатый не превозносись над убогим, и убогий не бойся могущества всем изобилующего, **«и сыны человеческие»**, не уничижайте земнородных, **«и земнородные»** опять не чуждайтесь сынов человеческих, **«и языки»** свыкнитесь с живущими по вселенной и **«живущие по вселенней»** с любовью примите **«чуждих от завет»**. **//Беседы на псалмы. Беседа на сорок восьмой псалом.//** ===== Свт. Григорий Нисский===== Ст. 2-3 **Услышите сия, вси языцы, внушите, вси живущии по вселенней, земнороднии же и сынове человечестии, вкупе богат и убог** После сего проповедь, слова распространяется по порядку по всей земле, и как до смешения языков у всех были «//устне едине и глас един//» [[old:gen:11:01|(Быт.11:1)]]: так и теперь все народы, вся вселенная, все люди делаются единый слух и единое сердце, потому что всех оглашает единое слово. Ибо, совокупив в одно собрание весь человеческий род, и целый мир претворив в одно зрелище, всем вообще возглашает слово, говоря: «**услышите еси язы́цы, внушите еси живущии по вселенней, земнороднии же и сынове человечестии**», богат ли кто в вас, или убог. Сими тремя сочетаниями Пророк объемлет вообще всякое различие в жизни человеческой. В первом сочетание сказует: «**еси язы́цы и живущии по вселенней**», чтобы именем языков означить местные ограничения, а следующим выражением – обитателей сих мест. Сказав же: «земнороднии и сынове человечестии», людей плотских, перстных и менее разумных, отличает от спасаемых и имеющих в себе некую отличительную черту естества человеческого; а собственно отличительная черта человека – подобие Божеству. Неравенство же житейское по бедности и богатству есть самая общая причина различного и многообразного несходства в делах человеческих. //**О надписании псалмов.**// ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== Ст. 2-3 **Услышите сия, вси языцы, внушите, вси живущии по вселенней, земнороднии же и сынове человечестии, вкупе богат и убог** Теперь пророк хочет сказать нам нечто великое и таинственное. Он не призывал бы к слушанию жителей всей земли, не составлял бы зрелища вселенского, если бы не на­меревался сказать нам что-нибудь великое, славное и достойное великого собрания. Он уже не иудеям только, живущим в Палестине, изрекает пророчество, но, как апостол и еванге­лист, обращает речь ко всему роду человеческому. Закон научал народ в одном углу вселенной, а слово проповеди (евангельской) возвещено по всей земле и распространилось по всем странам, какие только освещает солнце. Тот был не­которым руководством и предуготовлением и служил к осуждению и смерти, а это – благодать и мир. Итак, если он призвал к слушанию весь род человеческий, то приступим, и мы и посмотрим, что хочет сказать нам Псалмопевец, общий наставник рода человеческого. Как, хотя бы то были варвары, хотя бы мудрецы, хотя бы простолюдины, ты всем повелеваешь приступить? Да, говорит; поэтому и начинает так: **«все народы»**, и еще присовокупляет: **«земнородные и сыны человеческие»**, разумея все человечество. О, какое учение! Как оно полезно всем и относится ко всем! Поэтому он и призывает всех не только просто слушать, но и повелевает внимать возвещаемому с великим усердием и ревностью. Не сказал только: **«услышьте сие, все народы»**, но и: **«внемлите»**. Выражение: **«внемлите»** значит не что иное, как слушать с усердием и напря­женным вниманием. Слово **«внемлите»** употребляется собственно тогда, когда кто-нибудь говорит к самому уху, и сам, внимая, и другого, заставляя внимать внушаемому. **«Внемлите, все живущие во вселенной»**. Если есть племена, еще не сло­жившиеся в народы, рассеянные и кочующие, то и их, говорит, я призываю к слушанию. И посмотри на мудрость проповедника. Прежде всего он возбудил внимание и возвысил душу слу­шателей, призвав всех их вместе к слушанию; а потом, когда призвал, смиряет гордость их, чтобы они по много­численности своей не стали превозноситься. Действительно, кто намеревается говорить о предметах любомудрия, тому особенно нужны такие слушатели, сокрушенные и смиренные, чуждые гор­дости и тщеславия. Как же он смирил их душу? Напомнив им об их природе. Сказав: **«народы»**, он присовокупил: **«земнородные и сыны человеческие»**; указал на природу, из ко­торой начало бытия нашего, напомнил об общей матери всех нас. Для чего он прибавил: **«сыны человеческие»**? Так как он сказал: **«земнородные»**, то чтобы кто-нибудь не подумал, по­добно языческим баснословам, будто люди в начале выросли из земли, как некоторые баснословили, представляя людей посеянными, он и прибавил: **«сыны человеческие»**. Отцы ваши – люди, но начало бытия у вас и у них – земля. //«Что гордится земля и пепел?»// [[old:prsir:10:09|(Сир. 10:9)]] Представь свою мать, и смири гордость, укроти высокомерие; вспомни, что ты //«прах ты и в прах возвратишься»// [[old:gen:03:19|(Быт. 3:19)]], и оставь всякое тщеславие. Мне нужен такой слушатель; для того я смиряю тебя, чтобы сделать тебя способным к принятию возвещаемого. **«Богатый вместе с убогим»**. Видишь высокое достоинство Церкви. В самом деле, не высокое ли это достоинство, что она не делает выбора между слушателями по званиям, но равно преподает все учение, пред­лагает общую трапезу и богатому, и бедному? Сказав о том, что соединяет всех, т.е. что все – земнородны, все – сыны человеческие, указав на общую всех природу, пророк потом обращается к кажущемуся различию и неравенству в житей­ском отношении и отвергает это различие, призывая всех вообще, потому что у нас общая природа. Призываю, говорит, всех вообще, потому что у нас общее жилище – вселенная; вы придумали различие по богатству и бедности, и ввели неравен­ство, но я опять отвергаю его, не предпочитая богатых и не унижая бедных, равно не призывая и одних бедных и не отгоняя богатых, но призывая тех и других, и не просто тех и других, тех прежде, а этих после, или этих прежде, а тех после, но **«вместе»**. Пусть будет общее собрание, общее слово, общее слушание. Хотя ты богат, но ты произошел из того же праха, явился на свет так же, как и бедный, одинаковым рождением: и ты – сын человеческий, и он. Если же самое главное и существенное у всех вас одинаково и равно, то для чего ты превозносишься тенями и призраками, из-за ничтожного расторгая общее? У вас общая природа, общее рождение, общая собственность: для чего же ты делаешь внешнюю принадлежность поводом к разделению? Я не терплю этого, и потому призываю тебя вместе с бедным: **«богатый вместе с убогим»**. В других местах не увидишь вместе богатого и бедного, ни в судилищах, ни в царских черто­гах, ни на торжищах, ни на пиршествах; там один в чести, другой в презрении, тот с дерзновением, этот со стыдом: //«мудрость бедняка пренебрегается, и слов его не слушают»// [[old:ekl:09:16|(Еккл. 9:16)]]; //«заговорил богатый, – и все замолчали и превознесли речь его до облаков; подвергся несчастью бедняк, и еще бранят его; сказал разумно, и его не слушают»// [[old:prsir:13:27|(Сир. 13:27-28)]]. А здесь не так. В церкви я не терплю такого преимущества и такого безумия, но предлагаю всем общее учение. Посмотри на мудрость учителя, как он еще прежде, нежели начал проповедь, одним воззва­нием преподал величайший урок. Призвав всех вместе, он не попустил ни богатому превозноситься, ни бедному оста­ваться в унижении, и показал, что как богатство не есть благо, так и бедность не есть зло, но то и другое относится к вещам излишним и внешним. Для меня, говорит, нет никакого различия, будешь ли тем, или этим; ни в богатстве твоем я не вижу преимущества, ни в бедности недостатка. Но, может быть, кто-нибудь скажет ему: если ты человек, имеющий такую же природу, то как ты считаешь себя достой­ным и способным быть учителем вселенной и призываешь всех с концов земли? Разве ты имеешь сказать что-нибудь достойное такого собрания? Да, говорит он. **//Беседы на псалмы. На псалом 48.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Услышите сия, вси языцы, внушите, вси живущии по вселенней** Что Пророки преподавали учение одним Иудеям, известно это всякому; но здесь пророческое слово целую вселенную возбуждает к слушанию; сие же свойственно апостольской благодати; потому что Владыка Христос Апостолам поручил спасение всех народов. Им говорит Он: //«шедше научите вся языки»// [[new:mf:28:19|(Мф. 28:19)]]. Посему явно, что от лица Апостолов произносятся слова сии не Иудеям только, и не тем или другим народам, но всему человеческому роду. ===== Евфимий Зигабен ===== **Услышите сия вси языцы, внушите **(примите в уши)** ecи живущие по вселеннней** Сими словами пророк Давид призывает к слушанию сказываемых им слов весь человеческий род. Поелику же народы суть все человеческие племена, говорящие различными языками и живущие в совокупности в городах, селах и деревнях; а некоторые люди не живут совокупно, но отдельно один от другого в горах, пещерах и каменных ущельях: то посему Давид сказал далее общее: все живущие во вселенной каким бы то ни было образом. Это сказал для того, чтобы никто не остался вне призывания и слышания слов Его. Слово: ενωτισασθε, по-видимому имеет сходство с словом—ακουσατε; но оно имеет несколько больше силы, нежели сие: оно имеет ту силу значения, чтобы слушающий слушал не просто, но и положил в ухо свое то, что слышит. Некто другой говорит: Это—примите в уши—значит слушание прилежное и с напряженною мыслью. Ибо собственно говорится—примите в уши тогда, когда кто либо говорит кому другому на ухо с напряжением и внушением ему внимать его словам. А //Вел. Василий// говорит, что слушание есть дело разума, как показывает Господь, когда возбуждает слушать подаваемый Им совета с разумением: имеющий уши слышать, да слышит. А примите в уши—значит помещение простого голоса в своих ушах. //Феодорит//: Поелику здесь пророческое слово собирает к слушанию всю вселенную, а такую силу имеет (только) благодать апостольская, то явно, что слова предлагаются ими не одним иудеям и не тем или другим народам, но всему человеческому роду. ===== Еп. Ириней (Орда) ===== **Услышите сия, вси языцы, внушите, вси живущии по вселенней** Псалом этот относится к самым трудным в Псалтири; он столько же неясен и в еврейском тексте, как и в LXX и в Вульгате. По содержанию он сходен с [[old:ps:036:start|Пс. 36]] и [[old:ps:072:start|72]]. Основная мысль его следующая: угнетенный нечестивыми праведник не должен унывать; и богачи должны будут умереть и получат после смерти вечное наказание, между тем как праведника Бог принимает к Себе после его смерти. Во время великого угнетения, подобного тому, какое испытывал псалмопевец, такая утешительная мысль имела большую важность; поэтому псалмопевец призывает весь мир внимательно слушать важную истину, глубокое учение, которое он, просвещенный Божественным Духом, будет передавать. **//Руководственное пособие к пониманию Псалтири.//** ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 2-3 **Услышите сия, вси языцы, внушите, вси живущии по вселенней, земнороднии же и сынове человечестии, вкупе богат и убог** //Все, люди, слушайте изречение мудрости// Писатель приглашает всех живущих на земле выслушать изречение, которое он намерен сообщить. Обращение ко всему живущему указывает на важность этого сообщения. Такой прием воззваний довольно обычен в Библии (см. [[old:vtor:31:01|Втор XXXI:1]]; [[old:is:01:02|Ис I:2]] ст. и др.). ===== Прот. Григорий Разумовский ===== Ст. 2–3 **Услышите сия, вси язы́цы, внушите, вси живущии по вселенней, земнороднии же и сынове человечестии, вкупе богат и убог** **Вси язы́цы** значит: «все народы». **Внушите** значит не только – «слушайте», но и «возьмите в уши, расслушайте хорошенько, возьмите в толк, поймите». Словами **земнороднии** (на земле рожденные и от земли созданные) **и сынове человечестии** псалмопевец обозначает не только современных ему народов, но и будущие поколения всего человечества, и притом людей всякого звания и состояния, и простых и знатных: **вкупе богат и убог**. В начале своей песни он делает как бы предисловие, показывая особенную важность содержания ее и призывая весь род человеческий к слушанию проповеди, или наставления, которое имеет предложить. Таким всеобщим приглашением псалмопевец обнаружил в себе пророческое предведение того, что псаломская проповедь его будет пета или читана во всеуслышание по всей земле и на все будущие времена. //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]