[<10>] ====== Толкования Пс. 48:4 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Уста моя возглаголют премудрость, и поучение сердца моего разум** **Уста моя возглаголют премудрость.** Как слушателей разделил на многие разряды, так и учение свое делит на различные виды. Говорит же это лик Апостолов, имея в устах Христа, Который есть Отчая Премудрость. Ибо Апостолы, имея в устах Христа и о Нем всегда поучаясь мыслию, приобрели разумение, и до того изощрили ум свой к уразумению, что понимали Спасителевы притчи, предложенные в Евангелиях. Почему, когда Христос вопросил их: //разумеете ли сия вся? глаголаша Ему: ей// [[new:mf:13:51|(Мф. 13:51)]]. **//Толкование на псалмы.//** ===== Свт. Василий Великий ===== **Уста моя возглаголют премудрость, и поучение сердца моего разум** Поскольку, по слову Апостола, //«сердцем веруется в правду, усты же исповедуется во спасение»// [[new:rim:10:10|(Рим. 10:10)]], а совокупное действование того и другого в сем деле предполагает совершенство, то пророческое слово сообъяло в себе то и другое – и действование уст и поучение сердца. Ибо если не запасено в сердце добра, то как изнесет устами сокровище не обладающий им втайне? Если имеющий доброе в сердце не возвещает о нем словом, то ему будет сказано: //«Премудрость сокровена и сокровище не явлено, кая польза есть во обоих»// [[old:prsir:20:30|(Сир. 20:30)]]? Посему для пользы других **«уста моя»** да **«возглаголют премудрость»**, а для собственного моего преспеяния сердце да поучается разуму. **//Беседы на псалмы. Беседа на сорок восьмой псалом.//** ===== Свт. Григорий Нисский===== **Уста моя возглаголют премудрость, и поучение сердца моего разум** Но кто этот, вещающий слово в таком многочисленном и разнородном собрании слушателей? Кто иной, кроме свидетельствующего о Себе, что «**возглаголет премудрость и разум**»? А глаголет это, кто имеет духа премудрости и разума, эту великую благодать, в которой человек преуспевает внимательностью и размышлением; ибо Пророк, сказав, что не отверзет уст, пока, не приклонит слух к предлагаемому слову, говорит: «**уста моя возглаголют премудрость, и поучение сердца моего разум**». //**О надписании псалмов.**// ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== Ст. 4-5 **Уста моя возглаголют премудрость, и поучение сердца моего разум. Приклоню в притчу ухо мое, отверзу во псалтири ганание мое** Призвав вселен­ную, и тем сделав слова свои достоверными, послушай, что говорит он: **«уста мои изрекут премудрость и размышление сердца моего – разумение»**. Другой переводчик (неизвестный переводчик, см. Ориг. Экз.) говорит: //«прошеп­чет сердце мое разумение»//. В еврейском: //«произнесет (уагие)»//. Видишь ли, как он скоро объяснил слова свои? Не о богатствах, говорит, я буду беседовать, не об отличиях, не о власти, не о силе телесной, не о другом чем-нибудь из вещей тленных; я намереваюсь обстоятельно говорить о премудрости, которая не напрасно и не случайно досталась мне. **«Приклоню к притче ухо мое, открою в псалтири загадку мою»**. Другой (неизвестный переводчик, см, Ориг. Экз.): //«приклоню к притче ухо мое»//. В еврейском сказано: //«к притче»// («ламасал»). **«Открою в псалтири загадку мою»**. Другой (неизвестный переводчик, см. Ориг. Экз.): //«загадку мою»//. В еврейском: //«идафи»//. Какая связь этих слов с выше ска­занными? Вместо учителя я вижу теперь слушателя. Он призвал всех к слушанию чего-то полезного, и когда все пришли и собрались, когда обещал сказать нечто мудрое, тогда, еще не сказав ничего, оставляет место учителя и переходит на место слушателя: **«приклоню, **говорит,** к притче ухо мое»**. Почему же он поступает так? Весьма благоразумно и согласно с предыдущим. Так как он сказал: **«уста мои изрекут премудрость»**, то, дабы кто-нибудь не подумал, что будет сказано нечто чело­веческое, и в словах: **«размышление сердца моего»** не подозревал собственного его изобретения, он удостоверяет здесь, что возвещаемое божественно и что он не проповедует ничего собственного, но что слышал, то и говорит. Я приклонил, говорит, слух мой к Богу, услышал от Него, и что низошло свыше в душу мою, то и возвещаю. Подобным образом гово­рил и Исаия: //«Господь Бог дал Мне язык мудрых..., пробуждает ухо Мое, чтобы Я слушал»// [[old:is:50:04|(Ис. 50:4)]]. Также Павел: //«вера от слышания, а слышание от слова Божия»// [[new:rim:10:17|(Рим.1 0:17)]]. Видишь ли, что и он был прежде слушателем, а потом стал учителем? Потому другой переводчик и сказал: //«и прошепчет сердце мое»//. Что значит: //прошепчет//? Про­поет, произнесет некоторую духовную песнь. Если же он на­зывает ее **«размышлением сердца моего»**, не смущайся; что он при­нял от Духа, тому постоянно поучался, о том часто размыш­лял в самом себе, и уже размыслив возвещал другим. Что значит: **«к притче»**? Это слово имеет много значений. Оно означает и молву, и пример, и порицание, как, напр., когда говорится: //«сделал нас притчей у язычников, кивают на нас головою народы»// [[old:ps:043:15|(Пс. 43:15)]]. Притчею называется также зага­дочная речь, которую многие называют вопросом, требующим разрешения, когда она выражает нечто, но из самих слов не ясна, заключая в себе сокровенный смысл, каковы, напр., слова Сампсона: //«из ядущего вышло ядомое, и из сильного вышло сладкое»// [[old:sud:14:14|(Суд. 14:14)]], и – Соломона: //«чтобы разуметь притчу и замысловатую речь»// [[old:pr:01:06|(Притч. 1:6)]]. Называется притчею и подобие: //«другую притчу предложил Он им, говоря: Царство Небесное подобно человеку, посеявшему доброе семя на поле своем»// [[new:mf:13:24|(Мф. 13:24)]]. Называется притчею и пере­носное выражение, напр.: //«сын человеческий! предложи загадку и скажи притчу...: большой орел с большими крыльями»// [[old:iez:17:02|(Иез. 17:2–3)]], где орлом называется царь. Притчею называется также прообраз и предначертание, как показывает Павел, когда говорит: //«верою Авраам, будучи искушаем, принес в жертву Исаака и, имея обетование, принес единородного»// [[new:evr:11:17|(Евр. 11:17)]], т.е. в прообразе и предначертании. Итак, что же здесь называет он **притчею**? Мне ка­жется, так называет он повествование. Не смущайся, что он употребляет речь загадочную и весьма трудную для разумения; он делает это для того, чтобы возбудить слушателя; так как речь легкая для разумения доводит многих до невниматель­ности, то он и говорит притчею. Потому и Христос многое говорил в притчах, а наедине ученикам объяснял их. Притча отличает слушателя достойного от недостойного; достой­ный старается узнать смысл сказанного, а недостойный остав­ляет его без внимания. Так и было тогда, иудеи и трудною для разумения речью не возбуждались и не располагались де­лать вопросы: так мало они внимали сказанному! Прикровенная речь вообще может сильно побуждать к исследованию. Поэтому и Христос поступал так, говорил в притчах, для того, чтобы возбудить и расположить иудеев, беспечных и сонли­вых, к внимательнейшему слушанию. Но они, не смотря и на это, не были внимательны; а ученики слушали прилежно, и когда не разумели, тогда особенно и были внимательны из-за того, что не разумели. Потому Он и объяснял им притчи наедине. Потому и пророк говорит: **«приклоню к притче ухо мое, открою в псалтири загадку мою»**. **«Загадка»** есть речь прикровенная и зага­дочная, как он говорит и в другом месте: //«открою в притчах уста мои, возвещу изначальные гадания»// [[old:ps:077:02|(Пс. 77:2)]]. Ее он осмелился назвать премудростью потому, что был подвигнут божественным откро­вением; сказал: **«в псалтири»**, для того, чтобы показать духов­ный смысл учения и бывшее ему вдохновение свыше; предло­жил наставление в виде песнопения для того, чтобы сделать речь свою приятною. Видишь ли, какое составил он предисло­вие? Призвал вселенную, отверг неравенство, бывающее в жизни, напомнил о природе, смирил высокомерие, обещал сказать нечто великое и высокое, сказал, что ничего не будет говорить от себя, но только то, что слышал от Бога, заме­тил, что речь его будет весьма неясна, чтобы сделать нас внимательнее, обещал научить нас духовной мудрости, о ко­торой размышлял он постоянно. Будем же внимательны и не пропустим ничего. Если слово его есть премудрость, притча и загадка, то требуется напряженное внимание. **//Беседы на псалмы. На псалом 48.//** ===== Прп. Амвросий Оптинский ===== **Уста моя возглаголют премудрость и поучение сердца моего разум** Слова эти повторяет Святая Церковь преимущественно в праздники святителей на службах их, но они равно относятся и ко всякому истинному христианину. Всякий благочестивый христианин обязан устами говорить о премудрости Божией, а сердцем поучаться в благих размышлениях и в благих разумениях. Что такое **премудрость** Божия? Премудрость Божия есть, во-первых, Сам Сын Божий, воплотившийся от Пресвятыя Девы, и нашего ради спасения, Пострадавший и тридневно Воскресший. Во-вторых, премудрость Божия есть все то, о чем говорится в Святом Евангелии и во всем Священном Писании и писаниях святоотеческих о спасении душ христианских. Сказано еще в Ветхом Завете, что //начало премудрости есть страх Господень, разум же благ всем творящым его// [[old:pr:01:07|(Притч. 1:7)]], то есть всем живущим по страху Божию дается благой разум духовный. Святой Исаак Сирин пишет: "Положи в основание в житии твоем страх Божий, и в нескольких днех обрящешися во вратах Царствия". А живущий без страха, как говорит Петр Дамаскин, хотя бы жительствовал на небеси, нисколько не воспользуется, как Адам и диавол. Когда кто начинает забывать страх Божий, не подражая святому Давиду, глаголющему: //Предзрех Господа предо мною выну, яко одесную мене есть, да не подвижуся// [[old:ps:015:08|(Пс. 15:8)]], тогда такой человек помрачается и начинает устами празднословить, судить и осуждать, злословить и уничижать ближних, и сердцем поучаться в помыслах плотских, нечистых. И если он скоро не опомнится, то дойдет и до худых дел, называемых диавольскими, потому что, по слову апостола, //исперва диавол согрешает// [[new:1in:03:08|(1 Ин. 3: 8)]], внушая грешное человеку-христианину. Такие-то дела пришел на землю разрушить Сын Божий, нас ради Пострадавший и Умерший на кресте и тридневно Воскресший. **//Письма.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== Ст. 4-5 **Уста моя возглаголют премудрость, и поучение сердца моего разум. Приклоню в притчу ухо мое, отверзу во псалтири ганание мое** Произносимыя мною слова, говорит Пророк, исполнены премудрости, Изучил я сие, вняв слухом моим в глубине сокровенным словесам Господним; и что приял слухом, то, как на органе, изглашаю языком. А сим хочет сказать: не собственное что-либо поизношу я, а служу только органом Божией благодати. Притчами же называет иносказания. Ибо и Господь, с народом беседуя в притчах, объяснял сии притчи Апостолам дома. Пророк сказав сие как бы в виде предисловия, начинает потом увещание. ===== Евфимий Зигабен ===== **Уста моя возглаголют премудрость и поучение** (размышление) **сердца моего разум** Сими словами Давид побуждает слушателей к внимательности; ибо он имеет говорить не о временных вещах, но о великих и страшных. Мудростью он называет здесь слова исполненные мудрости; к тому прибавляет, что он произнесет их не без предварительного размышления и не без мысли: размышление, говорит, сердца моего, то есть, строгое соображение ума моего, произнесет слова, исполненные разумения, или слова, для постижения которых требуется разумение. По словам Василия, сии слова заключают вместе и то и другое, и действие уст и размышление сердца. Если нет блага, собранного в сердце; то как не имеющий стяжания втайне (сердца) изнесет сокровище из уст? А если имеющий блага в сердце не открывает их словом, то к нему будут относиться слова; скрываемая мудрость и не объявляемое сокровище суть одно и тоже: какая польза из того и другого? [[old:prsir:20:30|(Сир. 20:30)]]. Посему уста должны говорить для пользы других; а для нашего собственного успеха сердце должно поучаться знанию. Слова Оригена: Когда размышление сердца доставляет разумение, тогда помышления злые не исходят из сердца и не бывает ничего оскверняющего человека, не дается место диаволу (в изд. Своде). ===== Еп. Ириней (Орда) ===== **Уста моя возглаголют премудрость, и поучение сердца моего разум** **Поучение** – происходящая в сердце созерцательная деятельность, плодом коей является **разум**, ведение, мудрая речь. **//Руководственное пособие к пониманию Псалтири.//** ===== Прот. Григорий Разумовский ===== Ст. 4–5 **Уста моя возглаголют премудрость, и поучение сердца моего разум. Приклоню в притчу ухо мое, отверзу во псалтири ганание мое** **Премудрость** – то же, что мудрость, или слово о высоком, весьма важном предмете. **Поучение** значит: «размышление, назидание», иногда – «утешение». Слово **разум** в церковно-славянском языке значит: «знание, учение, ведение, разумение». **Притча** – «сравнение, уподобление»; во псалтири значит: «на музыкальном инструменте, на гуслях». **Ганание** – «проблема, предположение, гадание, загадка»; в Священном Писании – «сверхъестественное откровение, выражаемое притчей». Продолжая начатое предисловие к псалму, пророк говорит здесь, что он выскажет в нем весьма важные истины (**премудрость**), которые являются последствием размышления (**поучение**) и содержат в себе предметы глубокого ведения (**разум**). Чтобы придать словам своим еще большую важность, он присовокупляет: эти истины я предложу слушателям в притче, не как свое, человеческое слово, но как вдохновенное и сообщенное мне свыше, от Духа Божия, к внушениям Которого я приклоняю свое ухо, и затем отверзаю уста свои и провещаваю внушенное мне (ср. [[old:ps:077:02|Пс. 77:2]]; [[new:mf:13:35|Мф. 13:35]]), и не только провещаю, но и воспою во псалтири, в одушевленной музыкальной песне передам богооткровенную истину как загадку (**ганание**). «Сказал: во псалтири, – говорит св. Иоанн Златоуст, – для того, дабы показать духовный смысл учения и бывшее ему вдохновение свыше; предложил наставление в виде песнопения для того, дабы сделать речь свою приятной» [5, с. 235]. Такой способ учить других очень древен и был в обычае как у иудеев, так и других народов. Таким образом, соединяя приятное с полезным, тверже напечатлевали свои поучения (Толкование еп. Палладия, с. 222). //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]