[<10>] ====== Толкования Пс. 48:5 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Приклоню в притчу ухо мое, отверзу во псалтири ганание мое** **Приклоню в притчу ухо мое.** Изострив ум мой к уразумению спасительных притчей, в состоянии я постигать заключающийся в них разум. А тем, которые, по младенчеству, неспособны сего сделать, отверзу заключенное, уясню гадания и притчи. И сделаю это с помощью псалтиря Моего, т. е. тела, издающего глас подобно органу, которым душа настраивается к песнопению, благоискусно движимая каждым чувством, каждым членом, каждою частью тела. **//Толкование на псалмы.//** ===== Свт. Василий Великий ===== Ст. 5-6 **Приклоню в притчу ухо мое, отверзу во псалтири ганание мое. Вскую боюся в день лют? беззаконие пяты моея обыдет мя** Еще Пророк говорит в похвалу своего лица, чтобы не были презрены слова его, как предлагаемые человеческим изобретением. Чему учит меня Дух, говорит он, то возвещаю вам, говорю не свое, не человеческое. Но поскольку я стал внимателен к **«гананиям»** Духа, втайне преподающего нам Божию Премудрость, то и открываю и привожу вам в ясность сие **«ганание»**, но открываю не иначе, как псалтирем. А псалтирь есть музыкальное орудие, издающее звуки под лад сладкопению голосом. Посему словесный псалтирь тогда особенно отверзается, когда дела приводятся в согласие со словами. И тот есть духовный псалтирь, кто сотворил и научил (см.: [[new:mf:05:19|Мф. 5, 19]]). Пророк в псалмах **«отверзает ганание»**, собственным примером показывая возможность исполнить преподаваемое. Как не сознающий за собою в жизни ничего нестройного и несообразного, с уверенностью Пророк произносит следующие слова: **«Вскую боюся в день лют? Беззаконие пяты моея не обыдет мя»**. Днем лютым называет день Суда, о котором сказано: //«День Господень грядет неизцельный»// (ср.: [[old:is:13:09|Ис. 13:9]]) на все народы; в сей день, говорит Пророк, //«обыдут»// каждого //«совети»// его (ср.: [[old:os:07:02|Ос. 7:2]]). И тогда-то, как не сделавши ничего беззаконного на пути жизни, не побоюсь дня лютого. Ибо следы грехов не окружат меня, **«не обыдут»** меня, в безмолвном обвинении возводя на меня обличение; потому что не восстанет против тебя иного обвинителя, кроме самих дел, из которых каждое явится в собственном своем виде: предстанут блуд, татьба, прелюбодеяние, напоминая и ночь, и образ грехопадения, и отличительное его свойство, и вообще предстанет всякий грех, принося с собою ясное напоминание свойственного ему признака. Итак, меня **«не обыдут»** следы грехов, потому что я **«приклонил в притчу ухо мое»** и **«отверз во псалтири ганание мое»**. **//Беседы на псалмы. Беседа на сорок восьмой псалом.//** ===== Свт. Григорий Нисский===== **Приклоню в притчу ухо мое, отверзу во псалтири ганание мое** И сперва «**приклоню в притчу ухо мое**», а тогда уже «**отверзу во Псалтири ганание мое**». Посему какой же это разум и какое это "ганание"? Тварь Божия, говорит Пророк, не видела приготовления какого либо лукавого дня, как свидетельствует слово миробытия, но грех день радования соделал днем страха и наказания, которого могли бы мы не бояться, если бы блюдущий нашу пяту змий, которому имя беззаконие, не кружился на жизненном нашем пути и, пресмыкаясь по оному, не соделал его негладким и страшно колючим, усыпав повсюду разными чешуями страстей. Потом //**О надписании псалмов.**// ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Приклоню в притчу ухо мое, отверзу во псалтири ганание мое** См. Толкование на [[old:ps:047:04#svt_ioann_zlatoust|Пс. 47:4]] ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Приклоню в притчу ухо мое, отверзу во псалтири ганание мое** См. Толкование на [[old:ps:047:04#blzh_feodorit_kirskij|Пс. 47:4]] ===== Евфимий Зигабен ===== **Приклоню в притчу ухо мое, отверзу во псалтири ганание мое** **Приклоню в притчу ухо мое** Когда, говорит, беседою моею я буду поучать вас, тогда я особенно приклоню умственное ухо души моей к той притчи (беседе), голос которой, как говорит святый //Златоуст//, произведет, или вдохнет во мне Дух Святый. Притчею он называет здесь загадки, поелику слова пророков загадочны и темны, по причине содержащейся в них неясности сокрытых мыслей. По изъяснению //великого Василия//, пророк, сказывая, что слова его вдыхаются свыше, сим способом дает им большую достоверность. Притча, по словам //Златоуста//, есть многозначительное имя. Притчею называется беседа, пример и укоризна, как в этом: Ты поставил нас притчу между народами. Еще—загадочное слово, которое народ называет задачею (ζητημα), как в следующем: тогда уразумеешь притчу и темное слово. Называется притчею также подобие, как здесь: другую притчу предложил им [[new:mf:13:31|(Мф. 13:31)]]. Притчею еще называется иносказание, как в следующих словах: Сын человеческий! Скажи им притчу сию: орел великий, с великими крыльями,—где орлом называет царя. Притчею называется еще образ или изображение, как то: почему и в притчу взял его, то есть, в образец и изображение. А Давид делает слово загадочным и весьма затруднительными, чтобы пробудить слушателя, поелику удобность многократно ввергает в леность. Слова //Феодорита//: итак лик апостольский, нося в устах своих премудрость Божию, то есть, Христа (ибо Христос есть Божия сила и Божия премудрость) говорил: уста моя произнесут премудрость, поелику, богословствуя о Христе, они своими устами проповедовали Его всему человеческому роду; а разум их поучался ничему другому, как только знаниям, и таким образом ум их изощрялся к разумению, так что они выразумели все притчи Спасителя, содержащиеся в евангелиях и прежде изъяснения Его. Ибо тотчас по изъяснению притчей Спаситель вопрошал их говоря: поняли ли вы все это? на что они отвечали Ему: так Господи [[new:mf:13:51|(Мф. 13:51)]]. Я, говорит, изощрив ум мой к разумению спасительных притчей, мог следовать за содержащеюся в них мыслью; а для тех, которые, по младенчеству своему, не могут делать сего, я открою сокрытое посредством моей псалтири, то есть, телесного орудия. **Отверзу во псалтири ганание **(гадание)** мое** Гаданием Давид называет такое слово, которое предлагается для вразумления и пользы слушателей. Открою, говорит, в псалтири, иначе, изложу слово мое посредством стройного пения: поелику кто отворяет дверь у дома, тот открывает то, что находится в доме. Итак предыдущим Давид выразил последующее. Он хочет отворить загадку свою посредством стройного орудия, чтобы слово его чрез cие сделалось более сладким для слушателей; а открывает гадание на псалтири тот, кто делает и вместе учит, и кто имеет дела и действия согласные с своими словами: поелику стройность псалтири производится посредством рук, а руки изображают действие, по изъяснений великого Василия. Слова //Златоуста//: Задача (гадание) есть слово прикровенное и загадочное, для того-то он и мудростью дерзнул назвать его, доверяя Божественному откровению. ===== Еп. Ириней (Орда) ===== **Приклоню в притчу ухо мое, отверзу во псалтири ганание мое** **Преклоню в притчу** и пр. открою свое ухо к принятию сообщаемого мне Богом, чрез вдохновение познания об отношении угнетаемых и угнетающих; следовательно от Бога происходит притча, которую предлагает псалмопевец. **Ганание** – с трудом разрешаемая задача и потому загадка; здесь темный вопрос о том, как Бог допускает, что праведник страдает на земле, а нечестивцы благоденствуют. Не отвлеченною прозою, но в одушевленной песне, с аккомпанементом гуслей он представит разрешение загадки. **//Руководственное пособие к пониманию Псалтири.//** ===== Прот. Сергий Терновский ===== **Приклоню в притчу ухо мое, отверзу во псалтири ганание мое** **Приклоню в притчу ухо мое.** Афан. изострив ум к уразумению спасительных притчей, уразумею смысл их и другим объясню гадание и притчи; разумеет дух пророчества и Св. Писания. [[old:ps:048:14|Ст. 14.]]// Сей путь их соблазн им, и по сих воустех своих благоволят;// Афан.: жизнь себе сделали суровою, или неприязненною; или - жизнь их была соблазном, но они и после сего хвастливо говорят о себе: воустех своих благоволят. [[old:ps:048:15|Ст. 15.]] //Обладают ими правии заутра.// Теперь они угнетают благочестивых, а скоро благочестивые возьмут над ними верх. Афан. Вел. разумеет о будущей жизни. [[old:ps:048:19|Ст. 19.]] //Исповестся Тебе, егда благосотвориши.// По Афан., он только тогда воздает благодарение Создателю, когда Бог умножает его достояние. **//Толкование особых изречений в церковной Псалтири, изложенное по руководству святых отцов Церкви.//** ===== Лопухин А.П. ===== **Приклоню в притчу ухо мое, отверзу во псалтири ганание мое** Писатель внимательно прислушивается к голосу, говорящему внутри его. Это указывает как на то, что сообщаемое им не есть плод человеческого измышления, но Божественное откровение, так и на то, что к этой "Загадке", непонятной на первых порах речи, требуется особенное внимание. ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **Приклоню в притчу ухо мое, отверзу во псалтири ганание мое** См. Толкование на [[old:ps:048:04#prot_grigorij_razumovskij|Пс. 48:4]] [<10>]