[<10>] ====== Толкования Пс. 48:7 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Надеющиися на силу свою и о множестве богатства своего хвалящиися** **Надеющиися на силу свою.** Вообще значит cиe: выслушайте это полагающиеся на богатство и силу. Что же должны они выслушать? Конечно не иное, а то, что в тот день не принесет им пользы богатство. Ибо никто не избавить их от угрожающего им гнева за грех. **//Толкование на псалмы.//** ===== Свт. Василий Великий ===== **Надеющиися на силу свою и о множестве богатства своего хвалящиися** У Пророка слово к лицам двоякого рода, к земнородным и к богатым. К одним обращает речь, низлагая их мнение о силе своей, а к другим, низлагая их превозношение избытком мнения. Вы, говорит, **«надеющиися на силу свою»**, – это земнородные, которые уповают на телесную крепость и думают, что человеческая природа имеет достаточные силы совершенно выполнить человеческие желания. И вы, уповающие на неверное богатство, послушайте: вам нужна искупительная цена для изведения вашего на свободу, которую вы утратили, будучи побеждены насилием диавола, потому что диавол, взяв вас в рабство, не освободит от своего учительства, пока не пожелает обменять вас, побужденный к тому каким-нибудь достоценным выкупом. Посему предлагаемое в выкуп должно быть не однородно с порабощенными, но в большей мере превышать их цену, чтобы диавол добровольно освободил от рабства пленников. Поэтому брат не может вас выкупить. Ибо никакой человек не в силах убедить диавола, чтобы освободил от своей власти однажды ему подпадшего. Человек и за собственные грехи не может дать Богу умилостивительной жертвы. Как же возможет сделать это за другого? А что же бы мог он приобрести в сем веке столько стоющее, чтобы оно служило достаточной заменой за душу, по природе драгоценную, потому что она создана по образу Творца своего? И какой труд настоящего века доставит душе человеческой достаточный запас к переходу в Век Будущий? Посему просто разумею слова сии так: хотя бы кто представлял себя весьма могущественным в сей жизни, обложен был множеством имения, псалом учит отложить гордое о себе мнение, //«смириться под крепкую руку Божию»// (ср.: [[new:1pet:05:06|1Пет. 5, 6]]) и не надеяться на силу свою, не хвалиться множеством богатства. Но можно и возвыситься несколько мыслью и под надеющимися на силу свою и хвалящимися множеством богатства разуметь душевные силы, потому что и сама душа не имеет достаточных сил к своему спасению. Хотя и совершен кто в сынах человеческих, но, не имея в себе Премудрости Божией, ни во что вменится. Хотя усвоил себе множество умозрений из мирской мудрости и собрал некоторое богатство ведения, но пусть услышит правду вполне, а именно, что всякая душа человеческая подклонилась под тяжкое иго рабства общему всех врагу и, утратив свободу, данную Творцом ее, отведена в плен грехом. Но всякому пленнику для освобождения нужна цена искупления. Брат не может искупить брата своего, и каждый человек – сам себя, потому что искупающий собою другого должен быть гораздо превосходнее содержимого во власти и уже рабствующего. Но и вообще человек не имеет такой власти и пред Богом, чтобы умилостивлять Его за грешника, потому что и сам повинен греху. //«Вси бо согрешиша, и лишени суть славы Божия, оправдаеми туне благодатию Его, избавлением, еже о Христе Иисусе»//, Господе нашем [[new:rim:03:23|(Рим. 3, 23–24)]]. **//Беседы на псалмы. Беседа на сорок восьмой псалом.//** ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== Ст. 7-9 **Надеющиися на силу свою и о множестве богатства своего хвалящиися: брат не избавит, избавит ли человек? не даст Богу измены за ся, и цену избавления души своея: и утрудися в век** Другой переводчик (неизвестный переводчик, см. Ориг. Экз.) говорит: //«гордящиеся»//. **«Брат не избавит, избавит ли (вообще) человек? Не даст он Богу выкуп за себя. И цену искупления души своей, (хотя бы) он и трудился вечно»**. Может быть, кто-нибудь спросит: какая здесь связь речи? Великая, непрерывная и весьма близкая. Так как он говорит о суде, будущем страшном отчете, о неподкупном приговоре, а в здешних судилищах многие извращают правду, подкупают судей и избегают наказания, то возвещая неподкуп­ность того суда и усиливая страх, о котором сказал выше, он присовокупляет и это, объясняя, что подлинно хорошо, как он сказал, страшиться одного только греха и ничего другого. Там нельзя извратить правды деньгами, или избавить себя от геенны подарками; там не спасает ни покровительство, ни красно­речие, и ничто другое подобное. Как бы ты ни был богат, ка­кую бы ни имел власть, с кем бы ни был знаком, все это тщетно и бесполезно; там каждый наказывается и увенчивается по делам своим. И современник Лазаря был весьма богат, но богатство не принесло ему никакой пользы [[new:lk:16:start|(Лк.16)]]; и девы были знакомы с другими девами, но эта близость нисколько не помогла им [[new:mf:25:start|(Мф.25)]], потому что там требуется только одно. Поэтому вы, говорит пророк, надеющиеся на богатство и обле­ченные властью, напрасно и тщетно превозноситесь; с вами не пойдет на тот суд ни обилие богатства, ни сила власти; ни дружба, ни родство, и ничто другое не избавит вас. Там нельзя дать деньги, выкуп или цену за душу свою, чтобы спастись. Как же говорит Писание: //«приобретайте себе друзей богатством неправедным, чтобы они, когда обнищаете, приняли вас в вечные обители»// [[new:lk:16:09|(Лк.16:9)]]? Что значат эти слова? Они не заключают в себе ничего против­ного, ничего несогласного с вышесказанными, но весьма согласны с ними. Здесь говорится, что нужно приобретать друзей в настоящей жизни, употребляя богатство и расточая имущество на нуждающихся; здесь заповедуется не что другое, как только щедрая милостыня. Если ты отойдешь туда, не сделав ничего такого, то никто не будет ходатайствовать за тебя. Не дружба людей ходатайствуем за нас, но то, что друзья приобретены богатством; потому Господь и присовокупил: //«друзей богатством»//, дабы ты знал, что тебя защитят сами эти дела твои: милосер­дие, человеколюбие, щедрость к нуждающимся. А что ни родство, ни дружба не принесут никакой пользы без дел, об этом послушай, что говорит пророк: //«если бы нашлись... сии три мужа: Ной, Даниил и Иов..., не спасли бы ни сыновей, ни дочерей»// [[old:iez:14:14|(Иез.14:14, 18)]]. Но что я говорю о будущей жизни, если и в настоящей дружба нисколько не защищала? Так, сколько плакал и рыдал Самуил, и, однако, не спас Саула [[old:1ts:15:35|(1Цар.15:35)]]! Сколько молился Иеремия, и, однако, ни в чем не помог иудеям, но еще получил запре­щение молиться [[old:ier:14:07|(Иер.14:7, 11)]]! И удивительно ли, что Иеремия нисколько не помог им, когда даже Моисей, как сказано, если бы он был в то время, не мог бы спасти тогдашних иудеев, которые предавались нечестию и сами от себя не оказы­вали ничего доброго [[old:ier:15:01|(Иер.15:1)]]? Сколько скорбел об иудеях Павел, сказавший: //«Братия! желание моего сердца и молитва к Богу об Израиле во спасение»// [[new:rim:10:01|(Рим.10:1)]], и, однако помогла ли им его молитва? Нисколько. Но что я говорю о молитве, когда он желал даже быть отлученным за них от Христа [[new:rim:09:03|(Рим.9:3)]]? Итак, не напрасны ли молитвы святых? Нет; напротив, они имеют великую силу, если и ты содействуешь им. Так Петр воскре­сил Тавифу не только по своей молитве, но и потому, что она отличалась милосердием [[new:act:09:36|(Деян.9:36)]]. Так и другим помо­гали молящиеся святые. Но так бывает здесь, где еще про­должаются труды и подвиги; а там нет ничего такого, но спа­сение зависит только от дел. Потому пророк и смеется весьма сильно над богатыми и гордыми. Он не сказал: имею­щие богатство, или приобретшие силу, но: **«надеющиеся на силу свою и множеством богатства своего хвалящиеся»**, смеясь и уко­ряя их за то, что они надеются на тени и превозносятся ды­мом. Хорошо также сказал он: **«не даст цену искупления души своей»**, потому что цена души выше даже целого мира, как го­ворит Господь: //«какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? или какой выкуп даст человек за душу свою?»// [[new:mf:16:26|(Мф.16:26)]] А чтобы ты убедился, что цена души выше целого мира, послушай, что говорит Па­вел о других святых: //«скитались в милотях и козьих кожах, терпя недостатки, скорби, озлобления; те, которых весь мир не был достоин»// [[new:evr:11:37|(Евр.11:37–38)]]. Подлинно, мир – для души. Как отец не взял бы дома за сына, так и Бог не взял бы мира за душу; но от нее требуются дела и подвиги. Хочешь ли знать, как велика цена душ наших? Единородный Сын Божий, желая искупить их, принес в жертву не мир, не человека, не землю, не море, но честную кровь Свою. Так и Павел говорит: //«вы куплены дорогою ценою; не делайтесь рабами человеков»// [[new:1kor:07:23|(1Кор.7:23)]]. Видишь ли вели­кость цены? Следовательно, когда ты погубишь душу свою, ку­пленную такою ценою, то как можешь опять искупить ее? //«Христос, воскреснув из мертвых, уже не умирает»// [[new:rim:06:09|(Рим.6:9)]]. Видишь ли, как велика цена, как высоко достоинство души? Не пренебрегай же ею и не делай ее пленницей. **//Беседы на псалмы. На псалом 48.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Надеющиися на силу свою, и о множестве богатства своего хвалящиися** Страшусь и трепещу ожидаемаго дня, говорит Пророк; а у вас, изобилующих богатством, нет никакой о нем заботы; тщеславясь чрезмерным обилием, возлагаете твердую надежду на скорогибнущее, как на нечто постоянное. ===== Евфимий Зигабен ===== **Надеющийся на силу свою, и о множестве богатства своего хвалящийся** Из другого стиха надобно подразумевать здесь глагол: услышьте. Услышьте, говорит, вы, которые надеетесь на силу свою, называя здесь сильными не тех только, которые действительно имеют силу, но и тех, которых сила в слове, и богатыми (называя) не тех только, кои богаты серебром, но и тех, которые изобилуют знанием, различением и созерцательными мыслями, как говорит //великий Василий//. Наименовав их, он продолжает: Слова //Феодорита//: Я, говорит, боюсь и трепещу ожидаемого дня; а вы, изобилующие богатством, об оном не имеете никакой заботы, но, весьма тщеславясь блистательным имуществом, на текущее надеетесь, как на постоянное. ===== Еп. Ириней (Орда) ===== Ст. 7-9 **Надеющиися на силу свою и о множестве богатства своего хвалящиися: брат не избавит, избавит ли человек? не даст Богу измены за ся, и цену избавления души своея: и утрудися в век** И они также должны умереть, и тогда не будет уже никакого выкупа за их жизнь; после смерти ожидает их вечное мучение (**утрудися в век**). **Брат** – даже брат, от которого прежде всего можно бы было ожидать этого, не может выкупить нечестивого богача из-под власти смерти; **избавит ли человек** – может ли это сделать какой-либо человек? Нет; и он сам, нечестивец, не даст Богу очищения за себя, цены искупления, чтобы навеки выкупить себе жизнь свою. **Утрудися** следует понимать в значении тяжелых мучений богача по смерти во аде. Нельзя отрицать, что евреи в самые древние времена имели понятие о мздовоздаянии в будущей жизни; в позднейшее время представления о награде и наказании за гробом значительно развились (ср. [[old:prs:05:start|Прем. гл. 5)]]. Мнение псалмопевца не ограничивается только тем, как думают многие, что нечестивый умрет прежде праведника и что в этом одном будет состоять его наказание. Даже рационалистические толковники соглашаются, что в этом псалме содержится учение о награждении праведников в будущей жизни; почему же и не наказание нечестивцев? **//Руководственное пособие к пониманию Псалтири.//** ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 7-10 **Надеющиися на силу свою и о множестве богатства своего хвалящиися: брат не избавит, избавит ли человек? не даст Богу измены за ся, и цену избавления души своея: и утрудися в век, и жив будет до конца, не узрит пагубы** Смерть, которая постигает меня, неизбежно постигнет и нечестивых и сильных моих преследователей. Эта смерть постигнет вас, самоуверенные богачи! От этой смерти никому невозможно откупиться, так как //"дорога цена искупления души их"// - так как слишком дорога, непосильна для человека цена, которою бы можно было освободить ("искупление") жизнь ("души") от смерти. Этого не в силах сделать человек. Из людей все должны умереть. ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **Надеющиися на силу свою и о множестве богатства своего хвалящиися** Здесь речь, хотя и понятная, но как будто не досказанная, но она будет совершенно полная речь, если в конце ее поставить (по-русски) знак восклицания и выразить ее в форме обращения к богатым людям: о вы, которые надеетесь на силу свою и хвалитесь множеством богатства своего! Пророк потому обращается здесь к самонадеянным и хвалящимся своим богатством людям, что хочет научить их, что им //в день лют// никакое богатство не поможет, никакая сила не может избавить их от угрожающей им участи вечного наказания от Бога. Богатство, правда, имеет великую силу в настоящей жизни, как сказал премудрый: «//Сребра послушают всяческая//» [[old:ekl:10:19|(Еккл. 10:19)]], но тогда, в день Суда, оно никакой пользы не принесет человеку, злоупотребляющему им. //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]