[<10>] ====== Толкования Пс. 48:10 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **и жив будет до конца, не узрит пагубы** См. Толкование на [[old:ps:048:09#svt_afanasij_velikij|Пс. 48:9]] ===== Свт. Василий Великий ===== Ст. 10-11 **и жив будет до конца, не узрит пагубы. Егда увидит премудрыя умирающыя, вкупе безумен и несмыслен погибнут, и оставят чуждим богатство свое** Источная Жизнь, Сила, неутомимое Естество утруждался в сем веке, когда //«утруждся от пути, седяше на источнице»// [[new:in:04:06|(Ин. 4, 6)]]. Иже **«не узрит пагубы»**, **«егда увидит премудрыя умирающия»**. Ибо Отец не даст //«преподобному»// Своему //«видети истления»// (ср.: [[old:ps:015:10|Пс. 15, 10]]), когда будут умирать хвалящиеся упраздняемою мудростью. А если угодно разуметь сии слова и о праведных людях, то вспомни Иова, который говорит: //«Человек раждается на труд»// [[old:iov:05:07|(Иов. 5, 7)]], также Апостола: //«Паче всех их потрудихся»// [[new:1kor:15:10|(1Кор. 15, 10)]], и //«в трудех множае»// [[new:2kor:11:23|(2Кор. 11, 23)]]. Итак, кто потрудился в веке сем, **«жив будет до конца»**. А кто живет в роскоши и во всяком распутстве, по изнеженности облекается //«в порфиру и виссон»//, веселится //«на вся дни светло»// (ср.: [[new:lk:16:19|Лк. 16, 19]]) и избегает того, чтобы трудиться ради добродетели, тот не //«утрудился»// в сем веке и //«не будет жив»// в будущем, но издали станет взирать на жизнь, мучимый в пламени пещном. Но кто выдержал тысячи подвигов ради добродетели и для приобретения ее с избытком испытал себя в трудах, тот **«жив будет до конца»**, как много потрудившийся в скорбях Лазарь, как преутружденный в борьбе с противником Иов. Ибо сказано: //«Тамо почиша претружденнии»// [[old:iov:03:17|(Иов. 3, 17)]]. Посему и Господь призывает к успокоению //«труждающихся и обремененных»// (ср.: [[new:mf:11:28|Мф. 11, 28]]. Почему же трудящиеся в добрых делах называются обремененными? Потому что //«ходящии хождаху и плакахуся, метающе семена своя, грядуще же приидут радостию, вземлюще рукояти своя»// [[old:ps:125:06|(Пс. 125, 6)]], полны плодов, которые возвращены им по мере посеянного. Посему обремененными называются те, которые, поскольку //«сеяли о благословении, о благословении и пожинают»// (ср.: [[new:2kor:09:06|2Кор. 9, 6]]) и заготовляют себе с вечным веселием рукояти духовных плодов. Кто избавлен Богом, давшим за него **«измену»**, тот **«утрудился»** в веке сем, а потом **«жив будет до конца»**. Он и **«не узрит пагубы, егда увидит премудрыя умирающия»**. Кто путь тесный и многотрудный предпочел пути гладкому и спокойному, тот во время Божия посещения, когда не уверовавшие словесам Божиим и ходившие по желаниям суетного своего сердца отведены будут на вечную казнь, **«не узрит»** вечной **«пагубы»**, не прекращающегося злострадания. А мудрыми Пророк называет или сильных в хитрости, о которых говорит Иеремия, что //«мудри суть, еже творити злая, благо же творити не познаша»// [[old:ier:04:22|(Иер. 4, 22)]], или разумеет под мудрыми и учеников //«князей века сего престающих»// (ср.: [[new:1kor:02:06|1Кор. 2, 6]]), которые, //«глаголющеся быти мудри, объюродеша»// [[new:rim:01:22|(Рим. 1, 22)]]. Почему //«премудрость мира сего буйство у Бога есть»// [[new:1kor:03:19|(1Кор. 3, 19)]]. И поскольку сия премудрость делает глупыми, то Бог говорит, что Он //«погубит премудрость премудрых и разум разумных отвергнет»// (ср.: [[new:1kor:01:19|1Кор. 1, 19]]; [[old:is:29:14|Ис. 29, 14)]]. Посему правдоподобия лжеименного ведения для убеждающихся в них служат причиною смерти. И таковой смерти **«не узрит»** искупленный Тем, Кто благоволил буйством проповеди спасти верующих. Выше псалмопевец назвал родовым именем – **«мудрыми»** и их же теперь подразделительно называет **«безумными»** и **«несмысленными»**. И очевидно, что мудрыми их назвал, воспользовавшись именем, какое сами давали себе по самомнению. Как и богами называет тех, которые по природе не боги, следуя в этом обыкновению обольщенных, так и мудрыми назвал безумных и несмысленных. Можно же различить по понятию безумного и несмысленного. Безумен, кто лишен благоразумия и не имеет проницательности в делах обыкновенных и человеческих. Так в общем употреблении называются благоразумными, которые в житейских делах различают полезное и вредное, почему и в Евангелии сказано: //«Яко сынове века сего мудрейши паче сынов света в роде своем суть»// [[new:lk:16:08|(Лк. 16, 8)]]. Ибо они не просто //«мудрейши»//, но только в том отношении, как проводят эту плотскую жизнь; они называются также //«строителями неправедными»// за благоразумие в устроении своей жизни. В том же значении мудры и змеи, которые устраивают себе норы и в опасных случаях всеми мерами избегают ударов в голову. **«Несмысленным»** же называется тот, кто не имеет преимущественного в человеке. А это – познание Бога Отца, признание Слова, сущего в начале у Бога, и просвещение, подаваемое от Святаго Духа. Такой ум имеют те, которые могут сказать с Павлом: //«мы же ум Христов имамы»// [[new:1kor:02:16|(1Кор. 2, 16)]]. Впрочем, по словоупотреблению Писания слова **«безумный»** и **«несмысленный»** заменяются одно другим: безбожного называет оно безумным, говоря: //«Рече безумен в сердце своем: несть Бог»// [[old:ps:013:01|(Пс. 13, 1)]], и опять, вредное для жизни именует несмысленным, как Апостол выражается о впадающих //«в похоти многи несмысленны и вреждающия»// [[new:1tim:06:09|(1Тим. 6, 9)]]. Таким образом, безумный и несмысленный стремятся к одному общему концу – к погибели. Но может иной сказать, что безумным называется живущий по-язычески, а несмысленным – ограничивающий жизнь по-иудейски, одним хранением закона. Ибо такому безумному, по причине его безбожия, сказал Бог: //«Безумне, в сию нощь душу твою истяжут от тебе»// [[new:lk:12:20|(Лк. 12, 20)]]. А плотский Израиль назван несмысленным у Пророка, который говорит: //«И бяше Ефрем яко голубь безумный»//... //«Египта моляше, и во Ассирианы отыдоша»// [[old:os:07:11|(Ос. 7, 11)]]. Посему, когда они все вообще сокрушались от собственного своего неведения, мы, чуждые, делаемся наследниками их богатства. Ибо наши стали заповеди, наши – Пророки, наши – патриархи, все от века жившие праведные; нам оставили богатство свое погибшие в безумии своем. **//Беседы на псалмы. Беседа на сорок восьмой псалом.//** ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **и жив будет до конца, не узрит пагубы** Другой переводчик (Акила) го­ворит: //«и успокоился во век»//. Третий (Симмах): //«успокоившись в веке сем, будет жить во век»//. Сказав о богатых и сильных и пока­зав, что от этого нет им никакой пользы, пророк говорит те­перь о живущих добродетельно, в трудах и скорбях, и обо­дряет подвижников любомудрия. Не говори мне, продолжает он, что здесь труды и огорчения, но представь плоды, вспомни, что человек бессмертен, что за ними следует вечная жизнь, не имеющая конца. Поэтому, не гораздо ли лучше, – немного по­трудившись здесь, получить вечный покой, нежели, насладив­шись немного, мучиться бесконечно? **//Беседы на псалмы. На псалом 48.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **и жив будет до конца, не узрит пагубы** См. Толкование на [[old:ps:048:08#blzh_feodorit_kirskij|Пс. 48:8]] ===== Евфимий Зигабен ===== **и жив будет до конца, Не узрит пагубы **(тления) Изобличив прежде нераскаянных, царе-пророк теперь обращается к кающимся и облегчает труд покаяния их надеждою будущих благ. Ты, говорит, кающийся, потрудился в этом веке? За то будешь жить всегда, ибо это значит—в конец; будешь жить действительною и истинною жизнью, то есть, блаженною и безболезненною; поелику жизнь сего века не есть действительная жизнь, но произвольно называется жизнью, как мы сказали прежде. Под концом можешь понимать и будущий век, потому что этот век есть конец настоящего века. Почему //Василий Великий// перевел: Итак, кто потрудился в сем веке, тот будет жить в конец. Кто живет в роскоши и крайнем ослаблении от роскошной жизни, кто одевается в порфиру и виссон, пиршествует всякий день великолепно и избегаете трудов, тот и в сем веке не трудился и в будущем не будет жить, но только издали увидит жизнь, когда будет мучиться в пламенной пещи. А кто за добродетель постоянно подвергается бесчисленным подвигам и для достижения ее сильно измождается нуждами, тот будет жить, как весьма изнуренный страданием Лазарь и как изможденный подвигами против врагов. Ибо там, говорить, почили утружденные телом [[old:iov:03:17|(Иов. 3,17)]]. И //Феодорит//: Предложив такой совет злоупотреблявшим богатство, он обращает слово к делателям добродетели и говорит: и потрудился в (сем) веке и проч. ===== Лопухин А.П. ===== **и жив будет до конца, не узрит пагубы** См. Толкование на [[old:ps:048:07#lopuxin_ap|Пс. 48:7]] ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **и жив будет до конца, не узрит пагубы** См. Толкование на [[old:ps:048:08#prot_grigorij_razumovskij|Пс. 48:8]] [<10>]