[<10>] ====== Толкования Пс. 48:11 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Егда увидит премудрыя умирающыя, вкупе безумен и несмыслен погибнут, и оставят чуждим богатство свое** См. Толкование на [[old:ps:048:09#svt_afanasij_velikij|Пс. 48:9]] ===== Свт. Василий Великий ===== **Егда увидит премудрыя умирающыя, вкупе безумен и несмыслен погибнут, и оставят чуждим богатство свое** См. Толкование на [[old:ps:048:10#svt_vasilij_velikij|Пс. 48:10]] ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Егда увидит премудрыя умирающыя, вкупе безумен и несмыслен погибнут, и оставят чуждим богатство свое** Далее, желая показать, что не только там награды и венцы, но еще и здесь бывает на­чало воздаяния, он продолжает: **«ибо он видит, что мудрые умирают (и) одинаково (с ними) безумный и неразумный погибают и оставляют чужим богатство свое»**. Не возражай мне: ты говоришь только о будущем; нет, я и здесь даю тебе задаток (буду­щих) венцов, или лучше, залог их и сами награды. Как и каким образом? Человек любомудрый, руководящийся на­деждою будущего, и саму смерть не будет считать смертью, но, видя пред глазами своими лежащего мертвеца, не пре­дастся скорби, подобно многим другим, представляя венцы; награды, неизреченные блага, //«не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце»// [[new:1kor:02:09|(1Кор.2:9)]], тамошнюю жизнь, ликование с ангелами. Как земледелец, видя истлевающее зерно, не падает духом и не отчаивается, а напротив тогда особенно и радуется и восхи­щается, зная, что это истление бывает началом новой жизни и причиною обильнейшего плодоношения, так и праведник, укра­шенный добрыми делами и ежедневно ожидающий царства, видя пред глазами своими смерть, не унывает, как многие другие, не смущается и не сокрушается; он знает, что для живущих праведно смерть есть перемена к лучшему, переход к бла­женнейшему состоянию, путь к венцам. Кого здесь пророк называет **«мудрыми»**? Не истинно премудрых, а считающихся премудрыми. Мне кажется, что он разумеет языческих му­дрецов, смеясь над ними и потому, что они, //«называя себя мудрыми, обезумели»// [[new:rim:01:22|(Рим.1:22)]], нисколько не думая о воскресении. Когда праведник увидит этих мудрецов погибающими, плачущими, проливающими слезы, рыдающими, тогда сам не испытает ничего подобного, но будет выше таких стрел, ободряясь благими надеждами и зная, что эта гибель есть не погибель существа, а истребление смертности, уничтожение тле­ния. Эта смерть не тело погубляет, а истребляет тление; сущ­ность же остается во веки, чтобы воскреснуть в большей славе, – впрочем не у всех, потому что хотя воскресение будет общим для всех, но воскресение во славе только для живших пра­ведно. **//Беседы на псалмы. На псалом 48.//** ===== Прав. Иоанн Кронштадтский ===== **Егда увидит премудрыя умирающыя, вкупе безумен и несмыслен погибнут, и оставят чуждим богатство свое** Действительно, безумны богачи, богатеющие не в Бога, а в себя, в плоть свою, потому что целую жизнь собирают они богатство свое для того, чтобы по смерти оставить его, против своей воли, часто – чужим людям. Жилища их – как гробы во все время их жизни. Со своею страстию они постепенно тлеют в них и зловонием алчности и скупости заражают ту сферу общества, в которой они живут и действуют. Гробы обыкновенно тесны, и богачи утесняются, по апостолу, во утробах своих. Но как неисследимы судьбы Божии: селения таких людей бывают часто долговечны и по их имени называются селения и земли! Значит, окончательное воздаяние по заслугам каждого будет в другом свете, или на другой земле, земле живых. **//Дневник. Том I. 1856.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Егда увидит премудрыя умирающыя, вкупе безумен и несмыслен погибнут, и оставят чуждим богатство свое** См. Толкование на [[old:ps:048:08#blzh_feodorit_kirskij|Пс. 48:8]] ===== Евфимий Зигабен ===== **Егда увидит премудрыя умирающыя, вкупе безумен и несмыслен погибнут, и оставят чуждим богатство свое** **егда увидит премудрыя умирающыя** Человек, говорит, кающийся, быв уверен в будущем суде, видя мудрых в божественных (делах) и добродетельных умирающими, не усматривает в них тления, то есть, не думает, что они обратятся, чрез разрушение, в ничто, но смерть их почитает только изменением тления на нетление, по изъяснению //Златоуста//. Но и тогда, когда человек кающийся и верующий в суд и воздаяние увидит умирающими мудрых, так называемых по суетной их мудрости мира, он не думает, что как тела, так и души их погибают, как сии заблудшие мудрецы определяли смерть, находясь еще в живых; нет, но думают, что смерть их есть только переселение в другой мир. Таково изъяснение более простое. Василий великий, принимая сии слова в высшем смысле, говорит, что сим—избавит человек и прочее—предсказано о Христе. Так как мы—люди в древности стали пленниками диавола, то посему Давид предсказал, что пленный брат не избавляет другого пленного брата, то есть, пророки не могли избавить нас, ибо пророки, посланные для нас, как имеющие одну природу с нами, суть братья наши. Итак, поелику братья наши пророки не избавили нас, то посему избавит нас человек, то есть, Христос— совершенный человек и совершенный Бог,—тот, Кто сохранил человеческое достоинство в целости, а посему и есть человек в собственном смысле и действительно , Который не дает Богу жертвы за Себя, ни цены выкупа за свою душу. Ибо, как сказано, Он //греха не сотвори// [[new:1pet:02:22|(1 Петр. 2,22)]]. Итак, не за себя, а за нас, Он принес жертву, т. е. собственную кровь свою. Он испытывал усталость во время земной своей жизни; так, утомленный путешествием, Он присел у источника. Он не увидит тления, когда все прочие умрут; ибо, не даси, сказано, //преподобному твоему видети истления// [[old:ps:016:10|(Пс. 16, 10)]]. Слова //Феодорита//: Кто переносит величие труды за благочестие и правду, тот в награду за труды получит нетленную жизнь и не будет разделять вечного тления и всегдашнего мучения с мудрецами мира, которых Апостольское слово называет глупыми. //Оригeнa//: Кто в свой век, или в продолжение настоящей жизни изнемогает, тот в конец будет жить истинною жизнью и не увидит тления, когда будут умирать мудрые и вместе погибнут безумный и несмысленный. Симмах перевел: Почивший в сем веке будет продолжать жизнь непрерывно. Слова Вел. Василия; Итак не ищи брата для избавления, но того, кто выше твоей природы и не простого человека, но Богочеловека—Иисуса Христа, который один может дать Богу умилостивительный замен за всех нас, ибо Его предложил Бог в умилостивительную жертву чрез веру в кровь Его. Почти то же говорит и //Ориген//. **Вкупе **(вместе, одинаково)** безумен и несмыслен погибнут** Одинаково, говорить, погибнут от земли и от части спасаемых, как безумный, т. е. такой человек, который действительно не знает Бога; ибо сказано: //рече безумен в сердце своем: несть Бог// [[old:ps:052:01|(Пс. 52,1)]],—так равно и несмысленный, т. е. такой, который хотя и знает Бога, но стремится только к земному и не имеет никакого попечения о небесном. **И оставят чуждим богатство свое** Будучи застигнуты внезапною смертью, они, говорит, оставят чужим свое богатство, нажитое тяжелым трудом. ===== Еп. Ириней (Орда) ===== **Егда увидит премудрыя умирающыя, вкупе безумен и несмыслен погибнут, и оставят чуждим богатство свое** И этого мучения они не избавятся в будущем, смерть их предаст оному. Или, может быть, они не умрут, когда умирают самые разумные праведники. **//Руководственное пособие к пониманию Псалтири.//** ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 11-12 **Егда увидит премудрыя умирающыя, вкупе безумен и несмыслен погибнут, и оставят чуждим богатство свое. И гроби их жилища их во век, селения их в род и род, нарекоша имена своя на землях** Если же смерть - неизбежный удел всего живущего, то жалка привязанность человека к земному, жалка его вера в несокрушимость своих материальных приобретений, жалко его стремление увековечить себя, назвав свои земли своими именами. Такая забота о бессмертии в потомстве есть болезненное самообольщение и вредное. ===== Прот. Григорий Разумовский ===== Ст. 11–12 **Егда увидит премудрыя умирающыя, вкупе безумен и несмыслен погибнут, и оставят чуждим богатство свое. И гроби их жилища их во век, селения их в род и род, нарекоша имена своя на землях** Под словом **премудрыя** пророк разумеет мудрецов века сего, так называемых по их суетной мирской мудрости, которая в очах Божиих есть не что иное, как буйство, или глупость [[new:1kor:03:18|(1 Кор. 3:18–19)]]. Когда, говорит пророк, праведный увидит умирающими мудрецов века сего, тогда для него станет понятно, что вместе с ними так же плачевно погибают и безумные, т.е. те, которые действительно не знают Бога, как сказано о них: «//Рече безумен в сердце своем: несть Бог//» [[old:ps:052:02|(Пс. 52:2)]], так равно и несмысленные, т.е. такие, которые хотя и знают Бога, но стремятся только к земному и не имеют никакого понятия о небесном, о которых и Сам Господь говорит в Евангелии: «//Безумне, в нощь сию душу твою истяжут от Тебе: а яже уготовал еси, кому будут?//» [[new:lk:12:20|(Лк. 12:20)]]. Как те, так и другие, во зло употребляя приобретенные ими блага мира или, не умея и не желая с пользою для себя и других употребить их, оставляют богатство свое чужим. По-видимому, не чужим, а своим детям и внукам оставляют они нажитое правдой и неправдой имущество, но и эти наследники их имущества могут быть названы чужими в том смысле, что скоро забывают тех, от кого они наследовали имение, да хотя бы они и не забывали оставивших им богатство, тем не менее они не могут умершим нечестивцам оказать никакой помощи, как не могли оказать помощи тому богачу его пять братьев, о котором Господь Иисус Христос говорит в евангельской притче [[new:lk:16:24|(Лк. 16:24–30)]], хотя он и заботился о них, сам находясь в аду. Устроив для себя великолепные чертоги, они думали, «//что домы их вечны, и что жилища их в род и род, они назвали именами своими земли//» ([[old:ps:048:12|ст. 12]], пер. с евр.). Но напрасно эти богачи стараются увековечить память о себе на земле, города, земли и селения называя своими именами; вместе с богатством своим оставив все это по смерти своей чужим людям, они поселятся в гробах, которые соделаются вечными жилищами для них (жилища их во век), – могильные кладбища будут селениями их из рода в род, а те селения, в которых они обитали на земле, будут переходить от одних к другим родам. //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]