[<10>] ====== Толкования Пс. 48:14 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Сей путь их соблазн им, и по сих во устех своих благоволят** **Сей путь их соблазн им.** //Путем// божественное Писание называет обыкновенно жизнь каждого и время жизни каждого. Сей-то путь, говорит, соделали они для себя суровым и неприязненным, как ни о чем не рассуждавшие право. Но когда претыкались они на нем, тогда не замечали соблазнов. **И по сих во устех своих благоволят.** Как бы так говорит: исповедуются, раскаявшись в том, что вступили на этот путь, но уже не будут иметь времени для покаяния. **//Толкование на псалмы.//** ===== Свт. Василий Великий ===== **Сей путь их соблазн им, и по сих во устех своих благоволят** См. Толкование на [[old:ps:048:13#svt_vasilij_velikij|Пс. 48:13]] ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Сей путь их соблазн им, и по сих во устех своих благоволят** Какой, скажи мне, **«путь их»**? Усильное искание всего этого, тщетная деятельность, великая страсть к богатству, ненасытная жажда славы. Еще прежде, говорит, будущего наказания, и здесь бы­вает им соблазн и преткновение. Действительно, этот путь – не малый соблазн, не малое преткновение, не малое препятствие к преуспеянию в добродетели. Поэтому он и говорит: **«сей путь их – соблазн им»**. Хорошо назвал он этот путь соблаз­ном для них. Они связывают сами себя, налагают узы сами на себя. **«И после того устами своими будут одобрять (его)»**. Сказанное здесь есть самое тяжкое зло и причина прочих зол. Когда люди, совершающие столько грехов, беззаконий и безумств, ублажают и прославляют самих себя, называют себя достойными подра­жания и восхищаются своими делами, то, представь, какую великую силу получает злое желание порока, восхваляемого самими совер­шающими его. В самом деле, если он, и будучи осуждаем, порицаем и обличаем, подвергаясь в совести людей бодрствую­щих бичеванию, наказанию и ненависти, так бесстыдно процве­тает и с каждым днем усиливается, то, когда для него не только не будет препятствий, ни обличения, ни угрызения со­вести, ни сожаления о случившемся, ни раскаяния о сделанном, ни сокрушения, ни воздыханий, ни слез, а будет все противное тому, когда совершающие его будут одобрять самих себя, пре­возносить себя похвалами, считать себя за это самое лучше других и по совершении прославлять сделанное, – а это и озна­чают слова: **«и после того устами своими будут одобрять (его)»**, – то до чего не дойдут они? Действительно, есть люди столь развратные, так глубоко падшие, что и по совершении злого пожелания, когда при виде преступления им особенно следовало бы стыдиться, они радуются, восхищаются, услаждаются сделанным. Грех таков, что прежде его совершения он прикрывает свою гнус­ность, украшает свою отвратительность опьяняющим удоволь­ствием; но, когда он совершен, когда удовольствие похоти мало-помалу проходит и наступает угрызение совести, наказую­щее освободившийся от него рассудок, тогда открывается вся его гибельность. А эти люди и после совершения греха, когда видят собранное богатство, воздвигнутые гробницы, окончен­ные тщеславные здания, вместо того, чтобы сокрушаться и воз­дыхать, – они и после этого, после совершения греха, после исполнения злого пожелания, еще более предаются недугу. Когда, таким образом, идет дело с их стороны, тогда Бог приступает к Своему делу. Как осуждающие сами себя за свои грехи предупреж­дают и отклоняют от себя суд Божий, как говорит Па­вел: //«если бы мы судили сами себя, то не были бы судимы»// [[new:1kor:11:31|(1Кор.11:31)]], так, напротив, страждущие неизлечимой болезнью, согрешающие и не раскаивающиеся в своих грехах, навле­кают на себя строгое наказание Божие. Так как и эти люди, которые или похищают чужое, или тщетно и напрасно истра­чивают свое, расточая на гробницы, на червей и на моль то, что следовало бы употреблять на бедных, не раскаиваются в делах своих, но остаются неисцельно больными, то, послушай, что потом бывает с ними. Что же бывает? Они подвергаются наказанию от Бога. **//Беседы на псалмы. На псалом 48.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Сей путь их соблазн им, и по сих во устех своих благоволят** **«Сей путь их соблазн им».** А впали в сие несмыслие потому, что с самаго начала имели худые нравы и уклонились в дела лукавыя. Ибо путем Пророк назвал дела. **«И по сих во устех своих благоволят».** Прибегнут же к покаянию по отшествии отсюда; и никакой не получат от того пользы. ===== Евфимий Зигабен ===== **Сей путь их соблазн им, и по сих во устех своих благоволят** **Сей путь их соблазн им** Такое приравнение себя к бессловесным скотам служит, говорит, для них (т. е. для безумного и несмысленного) препятствием и великим вредом для вступления на путь добродетели. **И по сих **(после сего)** во устех своих благоволят** (станут одобрять) И после того как люди эти сделаются подобными скотам, они, совершив что-нибудь злое, станут еще произносить собственными устами одобрения и похвалы себе за такие дела. При сем должно заметить, что под наказанием разумеется то же, что обыкновенно разумеет под этим словом св. Писание, т. е. смерть души и ее погибель. ===== Еп. Ириней (Орда) ===== **Сей путь их соблазн им, и по сих во устех своих благоволят** Такая жизнь (**сей путь**) послужит к падению (**соблазн** – запинание) нечестивцев, к вечной их погибели; в своем ожесточении они и тогда не обратятся (**во устех благоволят**), несмотря на все бедствия, которые их окружают во аде. **И по сих во устех своих благоволят**: после того, т.е. когда путь их к погибели, они сами своими устами одобрят его, будут даже во аде хвалиться своими безумными речами. Или: хотя безумцы погибают, однако многие и после их погибели находят удовольствие в их нечестивых речах, которые они произносили при жизни. **//Руководственное пособие к пониманию Псалтири.//** ===== Лопухин А.П. ===== **Сей путь их соблазн им, и по сих во устех своих благоволят** См. Толкование на [[old:ps:048:13#lopuxin_ap|Пс. 48:13]] ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **Сей путь их соблазн им, и по сих во устех своих благоволят** Словом **путь** псалмопевец означает путь житейский, или образ жизни, и, продолжая, описывает низкую степень нравственного падения нечестивых людей и мнимых мудрецов, говорит: такой (вышеописанный) образ жизни нечестивых (**сей путь их**), какой они обыкновенно проводят, подобно скотам, их нравы и привычки, все их поведение, вместе с страстью к большему обогащению, с ненасытной жаждой славы, или тщеславием, – все это для них есть соблазн, всем этим они связывают себя, налагают узы сами на себя, все это служит для них препятствием для вступления на путь добродетели. **И по сих во устех своих благоволят**, т.е. и после всего этого или вместе с этим они сами себя одобряют, кажутся себе хорошими, своими устами ублажают, «прославляют самих себя, называя себя достойными подражания, и восхищаются своими делами», – как говорит св. Иоанн Златоуст [5, с. 246]. Текст последней половины этого стиха в «Учебной Псалтири» заменяется такими словами; «обаче усты своими благая рекут о нем», т.е. образ жизни (**сей путь**...) их служит им же соблазном, но несмотря на то, они своими же устами одобряют его. //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]