[<10>] ====== Толкования Пс. 48:15 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Яко овцы во аде положени суть, смерть упасет я: и обладают ими правии заутра, и помощь их обетшает во аде: от славы своея изриновени быша** **Яко овцы во аде положени суть.** Поелику не пожелали иметь над собою доброго пастыря, но отреклись от чести своей, подобно скотам растлили тела, то соделались за это адскими овцами, и пасущий их отведет уже их на свои пажити, одних во огнь вечный, других туда, где плач и скрежет зубов, а иных во тьму кромешную. **И обладают ими пpaвии заутра.** Не восстанут уже на благочестивых, как делали в настоящей жизни; напротив того, сподобившиеся утреннего времени и нового света возобладают над нечестивыми. **И помощь их обетшает во аде.** Всякая для них помощь, или крепость, какую придавала им слава, истреблена будет смертью, ибо сказано //«обетшает»// вместо «будет истреблена». **//Толкование на псалмы.//** ===== Свт. Василий Великий ===== **Яко овцы во аде положени суть, смерть упасет я: и обладают ими правии заутра, и помощь их обетшает во аде: от славы своея изриновени быша** **«Яко овцы во аде положи, смерть упасет я»**. Людей скотоподобных и приложившихся //«скотом несмысленным»//, как овец, не имеющих ни разумения, ни силы защитить себя, похищающий в плен, как враг, вверг уже в собственную свою ограду и пасти их поручил смерти, потому что смерть пасла человеков от Адама и во времена жительства по закону Моисееву, пока не пришел истинный Пастырь, Который положил душу Свою за овец и потом, воскресив их с Собою и изведя из темницы адской в утро Воскресения, предал пасти их **«правым»**, то есть святым Ангелам. **«И обладают ими правии заутра»**. Ибо к каждому из верных приставлен Ангел, достойный того, чтобы видеть Отца Небесного. Таким образом, **«правии обладают ими»** по освобождении их от самого горького рабства и **«обладают»** по достижении ими утра, то есть по пришествии их к Востоку света. Рассмотри всю связь употребленных в Писании речений. //«Человек в чести сый не разуме, приложися скотом несмысленным»//. Потом, когда он, соделав себя чуждым Божия Слова, стал бессловесным, враг, похитив его, как овцу, не имеющую пастыря, положил во аде и отдал пасти смерти. Посему избавленный из ада и освобожденный от лукавого пастыря говорит: //«Господь пасет мя»// [[old:ps:022:01|(Пс. 22:1)]], пасет не смерть, но жизнь, не падение, но востание, не ложь, но истина. **«И помощь их обетшает во аде»**. Пророк или говорит сие о смерти, которая при всех своих пособиях не могла удержать пасомых ею против Того, Кто низложил //«имущаго державу смерти»//. Все пособия их стали ветхи и бессильны. Тогда окажется ничтожною и помощь людей, прельщенных умом, которые высоко думают о своем богатстве и славе, и власти. **«Во аде обетшает»**, когда обнаружится их бессилие. Или, может быть, помощь праведных, искупленных Господом, прострется до ада. Ибо они, //«не прияша обетования, Богу лучшее что о нас предзревшу, да не без нас совершенство приимут»// предварившие нас [[new:evr:11:39|(Евр. 11:39–40)]]. **//Беседы на псалмы. Беседа на сорок восьмой псалом.//** ===== Свт. Григорий Нисский===== **Яко овцы во аде положени суть, смерть упасет я: и обладают ими правии заутра, и помощь их обетшает во аде: от славы своея изриновени быша** Да и по уврачевании нашем от такого зла, совершенном благодатью Призревшего милосердо на род человеческий, люди, снова оставив доброго Пастыря, пасутся смертью, уклоняясь не на небесную, но на адскую пажить и делаясь овцами ада. Ибо сказано «**яко овцы во аде положени суть, смерть упасет я**». Так грехом снова производится в нас нечувствительность к чести, даруемой нам благодатью, и стремление к бессловесной жизни. Ибо все, совершающееся вне истинного разума, есть бессловесие; а бессловесие и бессмысленность свойственны скотам. //**О надписании псалмов.**// ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Яко овцы во аде положени суть, смерть упасет я: и обладают ими правии заутра, и помощь их обетшает во аде: от славы своея изриновени быша** Не кротость выражает он здесь названием **овец** (так как что может быть свирепее людей, которые остаются равнодушными при виде обнаженных и истощенных от голода бедных, а украшают жилища для тления, червей и моли?), – но легкость их погибели, скорость угрожающей им опасности, удобоуловимость их для врагов. Действительно, нет ничего слабее человека, живу­щего порочно. То же будет и с этими людьми: они так будут поражены, так скоро погибнут, отойдут в ад так удобно, легко, быстро, немедленно, как закалаемые овцы. Это – смерть, или еще хуже смерти. Они, после такой кончины, подвергнутся смерти вечной; они отойдут не в лоно Авраама и не в другое какое-нибудь место, но в ад – место осуждения, наказания и конечной погибели. И здешняя кончина их унизительна и без­отрадна, и тамошняя жизнь исполнена мучений. Так и мы имеем обыкновение говорить о людях, скоро погибающих: та­кой-то погиб, как овца. Как жили они подобно бессловесным животным, так и погибают подобно бессловесным животным, не имея благой надежды на будущее; и не только так, но еще к большему бедствию. **«Смерть будет пасти их»**. Здесь, мне кажется, пророк называет смертью тамошнюю погибель, мучение, как и в другом месте говорит пророк: //«душа согрешающая, она умрет»// [[old:iez:18:20|(Иез. 18:20)]], выражая не уни­чтожение бытия, а наказание. Он продолжает переносную речь. Сказав об овцах, показывает и их пастыря. Кто же этот пастырь? Это – ядовитый червь, нескончаемый мрак, неразре­шимые узы, скрежет зубов. Видишь, как они терпят нака­зание во всем: в жизни, потому что встречали препятствия к добродетели, были рабами и пленниками порока, трудились тру­дом напрасным и постыдным, – в смерти, потому что окон­чили жизнь скоро и бесславно, – после смерти, потому что пре­даны вечной погибели. **«И праведные скоро будут владычествовать над ними»**. Так как многие из людей огрубевших и дошедших до бесчув­ственности камней не имеют ясной и светлой надежды на бу­дущее, но преданы настоящему и видимому, то он и устрашает их этою переносной речью. А потом, когда сказал кратко о будущем, опять говорит об унижении их и наказании в жизни настоящей, показывая, как они слабы, низки, презренны, и хотя бы обладали бесчисленными богатствами, хотя бы облечены были властью, бывают слугами и рабами тех, которые живут добродетельно. Поэтому и говорит: **«и праведные скоро будут владычествовать над ними»**, т.е. скоро, постоянно, так что не нужно для этого ни времени, ни труда, ни ожидания. Таково свойство доброде­тели и порока, что последний служит первой, опасается ее и страшится, хотя бы он был украшен бесчисленными прикра­сами и многими отличиями, а та была без всяких украшений и стояла сама за себя. **«А помощь им истощится в аду»**, т.е. будет бессильна. Смысл этих слов следующий: не только здесь они бывают удобоуловимы, без всякого защитника и без всякого помощника, и открыты для нападения всех, но – что гораздо хуже – не будут иметь и там никакого ходатая, защитника и помощника, который утешил бы их среди страданий. Так, мудрые девы не могли подать помощи неразумным, ни Ав­раам – богатому, ни Ной, Иов и Даниил – сынам и дщерям. Слово: **«истощится»** значит: ослабеет, уничтожится. //«Ветшающее и стареющее близко к уничтожению»// [[new:evr:08:13|(Евр. 8:13)]]. **«Из славы своей они низринуты»**. Чего они особенно желали, для чего делали все и труди­лись, т.е. чтобы и по смерти достигнуть великой славы посред­ством богатства, зданий, гробниц, имен своих, начертанных на гробницах, – и этого, говорит, лишатся они, что причинило бы им величайшую скорбь, если бы они были живы и знали о том. Подобные памятники служат обвинителями умерших. Тело их сокрыто в земле, а камни издают голос, ежедневно осуждая их жестокость и бесстыдство, объявляя их общими для всех врагами, постоянно побуждая проходящих произносить им про­клятия, обвинения, порицания. Что же это за слава – оставить после себя обвинителя, который не умолкает, но одним видом своим отверзает уста всех, побуждает всех видящих и проходящих произносить сильнейшие укоризны построившим его? Что может сравниться с таким безумием – воздвигать то, от чего сами они терпят наказание, от чего подвергаются стыду и осуждению, от чего и после смерти тревожатся мно­гими, от чего бывают им проклятия, порицания и бесчислен­ные укоризны как обиженных ими, так и необиженных? **//Беседы на псалмы. На псалом 48.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Яко овцы во аде положени суть, смерть упасет я: и обладают ими правии заутра, и помощь их обетшает во аде: от славы своея изриновени быша** **«Яко овцы во аде положени суть, смерть упасет я».** Яснее перевел это //Симмах//: сами себя поставили в число адских овец, смерть будет пасти их; потому что сами на себя навлекали наказания, и смерть предпочли жизни. **«И обладают ими правии заутра, и помощь их обетшает во аде, от славы своея изриновени быша».** Те, которые ныне терпят от них обиды и пренебрежены ими, не в дальнем времени получат власть над ними: потому что, лишившись всего прежняго благоденствия, преданы они будут смерти. Согласна с сим и Господня притча, представляющая Лазаря покоющимся на лоне Авраамовом, а гордаго богача жестоко мучимым и просящим милости у нищаго. Так Пророк, описав конец их, приносит молитву Богу; просит же о том, чтобы не потерпеть одинаковой с ними кончины, выражая это в сих словах и говоря так. ===== Евфимий Зигабен ===== **Яко овцы во аде положени суть, смерть упасет я: и обладают ими правии заутра, и помощь их обетшает во аде: от славы своея изриновени быша** **И обладают ими правии** (праведники)** заутра** —Заутра, то есть скоро, быстро. Обладают, иначе сказать: сделаются могущественнее их. А все это значит, что те, которые ведут истинно добродетельную жизнь, быстро сделаются людьми более могущественными, чем первые, не смотря на то, что прежде те были слабее их. И будут они такими не только там, где ожидают их венцы, но и здесь, на земле, защищаемые Богом и отличаемые пред теми людьми, злоба и лукавство которых пытались одолеть их, и не могли. Примером этого может служить для вас Иосиф (сын Иакова), который, находясь в рабстве (у жены Пентефрия), сделался впоследствии могущественнее своей госпожи. **И помощь их обетшает во аде** —Обетшает, т.е. помощь сделается тогда бесполезною для них; короче: ее вовсе не будет тогда. Ибо что обветшало, то делается бесполезным для нас; а что сделалось бесполезным, то как бы уже перестает существовать для нас. Они, говорит, возлагали свои надежды не на помощь Божью, а на богатство и на друзей своих, помощь которых не будет уже пригодною для них в преисподней, так как она не может иметь туда доступа к ним. **От славы своея изриновени быша** И не это только одно случилось с людьми, которые дошли до состояния бессловесных тварей, они утратили также и ту свою славу, из за которой погубили свои души. Ибо они прилагали вот свои старания к тому, чтобы оставить по себе память достойную похвалы, но утратили ее, или сделались неприметными для других, иди же, наконец, вместо похвалы заслужили себе порицание. ===== Еп. Ириней (Орда) ===== **Яко овцы во аде положени суть, смерть упасет я: и обладают ими правии заутра, и помощь их обетшает во аде: от славы своея изриновени быша** Там смерть, вечная смерть будет пасти их; праведные же на суде одержат блестящую над ними победу, между тем как нечестивцы останутся беспомощными, лишены будут прежней своей славы, и отданы во ад. Находящиеся в преисподней нечестивцы сравниваются с стадом овец, пастырем коих смерть. Праведники же, которых нечестивцы притесняли на земле, в рассветающее для них утро (день суда), после долгой ночи страданий, явятся судиями и владыками, между тем как нечестивцы остаются беспомощными и должны лишиться всякой славы, которую они имели на земле. **Помощь их обетшает**, т.е. там устанут и думать о какой-либо помощи себе. **//Руководственное пособие к пониманию Псалтири.//** ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 15-16 **Яко овцы во аде положени суть, смерть упасет я: и обладают ими правии заутра, и помощь их обетшает во аде: от славы своея изриновени быша. Обаче Бог избавит душу мою из руки адовы, егда приемлет мя** Когда нечестивые умрут, то Бог заключит их в преисподнюю, там стережет их, //как овец//, смерть. Они навсегда остаются в могиле. Праведник же //"наутро"//, т. е. тотчас после смерти будет //"владычествовать"//, будет награжден, так как Бог избавит душу его от преисподней, примет его к Себе. В этих стихах выражается учение о загробном существовании людей по смерти. Нечестивые всегда остаются в месте мрачном, а праведники находятся пред Богом и освобождаются от этого тяжелого мрака. Ясного представления о жизни за гробом нет, но есть противоположение существованию в шеоле жизни пред Богом: первое - могила, власть смерти, а второе - жизнь, близость к Богу. ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **Яко овцы во аде положени суть, смерть упасет я: и овладеют ими правии заутра, и помощь их обетшает во аде, от славы своея изриновени Быша** Здесь псалмопевец говорит, что соответственно образу жизни нечестивых, по которому они уподоблялись несмысленным скотам, такова же будет и кончина их, т.е. она подобна будет концу несмысленных овец, ведомых на заклание. **Яко овцы во аде положени** будут они. Обреченные судом Божиим и низвергаемые в преисподнюю, нечестивцы сравниваются со стадом овец, пастырем коих поставлена смерть. Овцы стадами загоняются в ограду и без всякого сопротивления ведутся на заклание. Так и Бог низринет во ад, и даже гораздо еще легче, нежели как пастух загоняет в овчарню или выводит на заклание слабых и безоружных овец, – Бог низринет на вечную смерть всю толпу нечестивых, как бы ни были они сильны и богаты в мире сем. **Смерть упасет я**, т.е. они преданы будут на вечную смерть [[old:ekl:03:19|(Еккл. 3:19]]; [[new:otkr:20:14|Откр. 20:14]], [[new:otkr:21:18|21:8)]], которая, подобно пастуху, загонит их, как овец, на бесплодные и иссохшие пажити, где они ничего не найдут, кроме болезней и стенаний. Тут же кончится и всякая власть и преобладание, которые они имели в земной жизни над праведниками: и обладают ими **правии заутра**, т.е. праведники, которых нечестивцы притесняли на земле, в рассветающее для них утро после долгой ночи страданий, в самом начале жизни будущего века, который начнется после всеобщего воскресения, возобладают над нечестивыми, получат власть над ними. Тогда нечестивые останутся беспомощными: и помощь их **обетшает** (устареет, потеряет силу и будет потому бесполезна) во аде. Они надеялись в земной жизни на силу и богатство свое, на сильных и властных друзей, тут же, во аде, ни тех ни других нет, или те и другие оказались бесполезными и бессильными: **помощь их обветшала**. В будущей жизни, по словам Иоанна Златоуста, они не будут иметь никакого ходатая, защитника и помощника, который утешил бы их среди страданий. И тогда же они будут лишены чести и славы, которую имели или которой добивались при жизни: **от славы своея изриновени Быша**. //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]