[<10>] ====== Толкования Пс. 48:18 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **яко внегда умрети ему, не возмет вся, ниже снидет с ним слава его** **Яко внегда умрети ему, нe возмет вся.** Люди безбожные думали ту одну выгоду извлечь из богатства, чтобы душа их благословляема была в жизни смертной и временной, когда люди хвалят и величают их счастливыми за блага, какими, по-видимому, обладают они. **Ниже снидет с ним слава его,** потому что все временно. Таковой тогда воздаст благодарение Тебе Создателю, когда умножишь достояния его. **//Толкование на псалмы.//** ===== Свт. Василий Великий ===== **яко внегда умрети ему, не возмет вся, ниже снидет с ним слава его** **«Внегда же умрети»**, говорит Пророк, **«не возмет»** всего этого изобилия, а едва возьмет одежду для прикрытия своего срама, и ту, если угодно будет слугам, снаряжающим его к погребению. Счастлив он, если получит в удел немного земли, которую из жалости дадут ему погребающие, и те сделают для него это из уважения к общему человеческому естеству, не ему принося дар, но оказывая честь человечеству. Посему не малодушествуй, смотря на настоящее, но ожидай той блаженной и нескончаемой жизни, ибо тогда увидишь, что праведнику служит во благо и нищета, и бесславие, и лишение наслаждений. И не смущайся, видя, что ныне мнимые блага разделяются как бы неправедно. Ибо услышишь, как будет сказано богатому: //«Восприял еси благая твоя в животе твоем»//, а бедному, что он принял //«злая»// в жизни своей, почему справедливо один //«утешается»//, а другой //«страждет»// (ср.: [[new:lk:16:25|Лк. 16, 25]]). **//Беседы на псалмы. Беседа на сорок восьмой псалом.//** ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **яко внегда умрети ему, не возмет вся, ниже снидет с ним слава его** Пришла смерть, говорит, подсекла корень, и вся кра­сота вместе с листьями исчезает, и дом предается на расхищение всем. Как овцы и козы нападают на срубленное и брошенное дерево, так точно и к умершим богачам присту­пают многие из врагов, многие из друзей, многие из облаго­детельствованных ими, чтобы расхитить их имущество; и обла­давший такими богатствами, имевший столько виночерпиев, по­варов, серебряных и золотых чаш, столько десятин земли, домов, слуг, лошадей, мулов, верблюдов и рабов отходит один, так что никто не сопровождает его, отходит, оставляя здесь и сами одежды свои. Действительно, чем великолеп­нее он был бы одет, тем обильнейшую доставил бы пищу для червей, тем больше возбудил бы жадность гроборасхити­телей и покушение на его несчастное тело. Подлинно, чем больше он украшается, тем сильнее навлекает на себя оскорбления, вооружая и призывая на себя руки разрывателей могил. Но скажешь: что в том? Зато он здесь веселится и торжествует до самой смерти. Весьма многие и не до смерти; а напротив, когда враги нападали на них, то они страдали более осужден­ных преступников, лишившись имущества, подвергшись бес­честию и будучи заключены в темнице. Так, сидевший вчера на колеснице, сегодня – в узах; вчера принимавший услуги от льстецов, сегодня окружен палачами; надушенный благо­вониями обагряется кровью; возлежавший на мягком ложе повер­гается на жесткий пол; всеми прославляемый презирается всеми. Но, скажешь, и по смерти он получает великолепное и славное погребение. А что в этом ему, ничего не чувствую­щему? Только больше зловония, больше посрамления, больше за­висти; это великолепие служит поводом к постоянной вражде между детьми покойного. И посмотри, как точны выражения и велико любомудрие пророка. Он не только поражает богатого тем, что богатство не отходит вместе с ним, но и здесь разоблачает все его обольщение, показывая, что это – не его богатство, хотя человек и обладает им. Он не сказал: когда умножится «слава его», но: **«слава дому его»**. Все это, говорит, что я исчислил, фонтаны, портики, бани, золото и серебро, ло­шади и мулы, ковры и одежды, есть слава дома, а не человека, живущего в доме. Слава человека есть добродетель, которая и отходит вме­сте с приобретшим ее. А эта слава остается славою дома, или, лучше сказать, не остается, а разрушается вместе с до­мом, и не приносит никакой пользы жившему в нем, по­тому что была не его славою. **//Беседы на псалмы. На псалом 48.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **яко внегда умрети ему, не возмет вся, ниже снидет с ним слава его** См. Толкование на [[old:ps:048:17#blzh_feodorit_kirskij|Пс. 48:17]] ===== Евфимий Зигабен ===== **Яко внегда умрети ему, не возмет вся, ниже снидет с ним слава его** См. Толкование на [[old:ps:048:17#evfimij_zigaben|Пс. 48:17]] ===== Еп. Ириней (Орда) ===== **яко внегда умрети ему, не возмет вся, ниже снидет с ним слава его** См. Толкование на [[old:ps:048:17#ep_irinej_orda|Пс. 48:17]] ===== Лопухин А.П. ===== **яко внегда умрети ему, не возмет вся, ниже снидет с ним слава его** См. Толкование на [[old:ps:048:17#lopuxin_ap|Пс. 48:17]] ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **яко внегда умрети ему, не возмет вся, ниже снидет с ним слава его** См. Толкование на [[old:ps:048:17#prot_grigorij_razumovskij|Пс. 48:17]] [<10>]