[<10>] ====== Толкования Пс. 48:19 ====== ===== Свт. Василий Великий ===== **Яко душа его в животе его благословится, исповестся тебе, егда благосотвориши ему** **«Исповестся Тебе, егда благосотвориши ему»**. О перстном человеке, который благами почитает одни преимущества сей жизни – богатство, здравие, могущество, – о нем говорит Пророк, что **«исповестся»** Богу, когда будет ему **«благосотворено»**, а в несчастьях изрыгнет он всякую хулу. Ибо Пророк, оставив бедного, обращает уже речь к Богу, в обвинение богатства включая и то, что богатый только в счастье благодарит Бога, а при горестных обстоятельствах не бывает благодарным. Подобно сему и диавол приводит в обвинение Иова, что не //«туне Иов чтит Господа»// (ср.: [[old:iov:01:09|Иов. 1, 9]]), но имеет награду за благочестие – богатство и прочее. Почему для показания добродетели сего мужа Бог лишил его всего, что он имел, чтобы из всего явствовала благодарность сего человека Богу. **//Беседы на псалмы. Беседа на сорок восьмой псалом.//** ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Яко душа его в животе его благословится, исповестся тебе, егда благосотвориши ему** Сказав о богатстве и славе, теперь пророк говорит о почестях. Так как богатые и об этом много заботятся, о лести на площади, об угождении народа, о похва­лах общества, считают за нечто великое – встречать руко­плескания на зрелищах, на пиршествах и в судилищах, провозглашаться всеми и называться достойными подражания, то, смотри, как он показывает ничтожество и этого со сто­роны продолжительности времени. **«При жизни его»**, говорит, т.е. эти угождения, эти прославления бывают только до конца настоя­щей жизни; а потом, вместе с прочим, уничтожается и это, как временное и тленное, и даже в устах тех же хвалите­лей обращается в противное после смерти его, когда спадает маска, внушавшая страх. **«Будет прославляема и (даже) признательна тебе, когда оказываешь ему добро»**. Смотри, как он осуждает и благодеяния таких людей. Ты льстишь ему, угождаешь, притворно и лицемерно оказываешь какую-нибудь временную услугу; а он, хотя будет воздавать тебе благодарность, но с тем, чтобы ты сделал угодное ему, и когда, таким образом, совершенно подкупит тебя, тогда и будет благодарить тебя. Вот что означают слова: **«будет прославляема и (даже) признательна тебе, когда оказываешь ему добро»**. Не сказал: когда сделаешь ему полезное, окажешь благодеяние, но: когда сделаешь угодное ему, окажешь услугу по желанию и по мысли его; указал таким образом вред с обеих сторон, и от лицемерного одобрения, и от злонамеренного угождения. **//Беседы на псалмы. На псалом 48.//** ===== Прп. Исидор Пелусиот ===== **Яко душа его в животе его благословится, исповестся тебе, егда благосотвориши ему** См. Толкование на [[old:ps:035:05#prepodobnyj_isidor_pelusiot|Пс. 35:5]] ===== Прп. Серафим Саровский ===== **Яко душа его в животе его благословится, исповестся тебе, егда благосотвориши ему** Как чадолюбивый отец, когда видит, что сын его живет беспорядочно, наказывает его, а когда увидит, что он малодушен и наказание сносит с трудом, тогда утешает, - так поступает с нами и благой Господь и Отец наш, употребляя все для нашей пользы, как утешения, так и наказания, по Своему человеколюбию. И потому мы, находясь в скорбях, как дети благопокорливые, должны благодарить Бога. Ибо если станем благодарить Его только в благополучии, то подобны будем неблагодарным иудеям, которые, насытившись чудной трапезой в пустыне, говорили, что Христос воистину есть Пророк, хотели взять его и сделать царем; а когда Он сказал им: //Делайте не брашно гиблющее, но брашно пребывающее в животе вечнем, тогда говорили Ему: Кое убо Ты твориши знамение? Отцы наши ядоша манну в пустыни// ([[new:in:06:30|Ин. 6, 30]], 31). Прямо на таких падает слово: **Исповестся Тебе, егда благосотвориши ему**, и таковой **даже до века не узрит света**. //**Поучения.**// ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Яко душа его в животе его благословится, исповестся тебе, егда благосотвориши ему** **«Яко душа его в животе его благословится».** Пока обилующий богатством жив, говорит Пророк, иные ублажают его; а как скоро умер, называют его несчастнейшим. **«Исповестся тебе, егда благосотвориши ему».** Яснее выразил это //Симмах//: похвалит тебя, если будешь благотворить им. Вот и истинная хвала, не при жизни только, но и по кончине, быть славным и знаменитым. А таких похвал достоин тот, кто распорядился богатством к собственной своей пользе; потому что благодеяние другим обращается в благо самому благодетелю. ===== Евфимий Зигабен ===== **Яко душа его в животе его благословится, исповестся тебе, егда благосотвориши ему** **Яко душа его в животе его благословится** Пока, говорит, человек грешный жив, он и сам считает себя блаженным и другие громко говорят о нем, те, которые сами не в состоянии понять, в чем именно состоит истинное блаженство настоящей жизни; а когда такой человек умрет, то он будет испытывать противное всему этому. **Исповестся Тебе, егда благоcoтвopиши ему** Слова эти относятся к человеку грешному—неимущему, который только тогда, говорит, принесет благодарность тебе, когда ты сделаешь для него что-нибудь доброе, т. е. то, что ему нравится; а после, во всякое другое время, он станет относиться к тебе с презрением и пренебрежением, хотя бы сам ты и отличался всеми добродетелями. Но можно также думать, что в этих словах выражаются отношения человека неправедного к Богу. Пророк как бы так говорит: когда Ты, Господи, являешь Свои благодеяния на этом неправедном человеке, тогда он станет благословлять Тебя; но если только ему случится испытать какую-либо неудачу в жизни, из уст его польются тогда не благословения, а хулы на Тебя, Боже. Праведник напротив благословит Господа во всякое время. ===== Еп. Ириней (Орда) ===== **Яко душа его в животе его благословится, исповестся Тебе, егда благосотвориши ему** См. Толкование на [[old:ps:048:17#ep_irinej_orda|Пс. 48:17]] ===== Лопухин А.П. ===== **Яко душа его в животе его благословится, исповестся тебе, егда благосотвориши ему** Этот стих, по заключающейся в нем мысли, можно бы представить в таком распределении выражений: "хотя при жизни он ублажает душу свою" (разумеется речами, которые слышит о себе): "прославляют тебя, что ты удовлетворяешь себе", т. е. нечестивому при жизни многие льстят, что он хорошо делает, когда живет удовлетворением своих потребностей. ===== Прот. Григорий Разумовский ===== Ст. 19–20 **Яко душа его в животе его благословится, исповестся тебе, егда благосотвориши ему. Внидет даже до рода отец своих, даже до века не узрит света** **Благословится** (от слова «благословитися») значит: «будет ублажаема», будет говорено ей (душе) доброе, приятное слово. **Исповестся** (от слова «исповедатися») значит: «будет прославлять, выражать признательность, благодарность». Словами этих стихов псалмопевец продолжает речь о нечестивом богаче: пока, говорит, он жив, и сам он считает себя счастливым, и другие говорят о нем хорошо, громко хвалят его, в особенности те, которые сами не в состоянии понять, в чем именно состоит истинное блаженство, он и тебе принесет благодарность, когда ты хорошо говоришь о нем, в особенности, когда сделаешь что-нибудь приятное ему, **егда благосотвориши ему**. Впрочем, некоторые из толковников вторую половину 19-го стиха понимают об отношении неправедного человека к Богу в таком смысле: когда Ты, Господи, являешь Свои благодеяния этому неправедному человеку, тогда он станет благословлять Тебя, но если ему случится испытать какую-нибудь неудачу в жизни, он не только не прославляет, а напротив, хулит Тебя, Боже. По словам св. Афанасия, он только тогда воздает благодарение Создателю, когда Бог умножает его достояние [3, с. 167]. А это бывает, т.е. Бог ущедряет грешника дарами Своей благости или для того, чтобы наградить его за некоторые добрые дела, или для того, чтобы привести его к покаянию и обращению. Но когда он своим поведением не соответствует намерениям Бога, **тогда внидет даже до рода отец своих**, т.е. спустится в самую преисподнюю, в ад, где находится целое поколение его предков, и разделит общую с ними участь. Таким образом, по праведному суду Божию, тот, который наслаждался светом земных почестей и временной славы и не искал света славы вечной, навечно будет лишен сего света и пребудет вечно в кромешной тьме. //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]