[<10>] ====== Толкования Пс. 49:1 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Бог богов Господь глагола, и призва землю от восток солнца до запад** **Псалом Асафу** //Содержание:// Асаф воспевает этот псалом, вводя лице законодателя, и как отменяя ветхозаветные жертвы, так вводя жертвы нового завета — дароношения хвалы. Первенствующие между иудеями, вознерадев о добродетели, поставляли ее в том, чтобы читать и возвещать Закон, а также приносить жертвы. Но чтение Закона и приношение жертв суть только плод добродетели в человеке. Делать же это одно без добродетели значить то же, что умащать себя для борьбы, но не радеть о самой борьбе, за которую дается венец. Посему, блаженный Давид обличает так поступающих, и представляет, как Бог укоряет таковых и объявляет им, что отвращается Он жертв, приносимых без добродетели, о чем сказал и чрез Исаию: //беззаконник жряй Ми тельцы, яко убиваяй// мужа, и проч. ([[old:is:66:03|Ис. 66,3]]). Речь же свою облекает Давид в образы, и вводит Бога, приходящего с неба, восседающего в судилище, и произносящего суд на иудейских правителей. **Бог богов Господь глагола, и призва землю.** У Бога святые суть боги. //Дах тя бога Фараону// ([[old:ish:07:01|Исх. 7,1]]); и: //Аз рех, бози есте// ([[old:ps:081:06|Пс. 81,6]]). Когда же призываются они Богом? Не тогда ли, как вочеловечившись возглаголал, и призвал всю землю? Что же возглаголал, как не cиe: //шедше научите вся языки// ([[new:mf:28:19|Мф. 28,19]]); и: //подобает проповедатися Евангелию// сему в целой вселенной ([[new:mk:13:10|Мк. 13,10]])? **//Толкование на псалмы.//** ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Бог богов Господь глагола, и призва землю от восток солнца до запад** И в другом месте тот же пророк говорит: //«Бог стал в сонме богов»//; и еще: //«Я сказал: вы – боги»// [[old:ps:081:01|(Пс.81:1, 6)]]. Также Павел: //«есть много богов и господ много»// [[new:1kor:08:05|(1Кор. 8:5)]], и Моисей: //«судей не злословь и начальника»// [[old:ish:22:28|(Исх.22:28)]], и в другом месте: //«тогда сыны Божии увидели дочерей человеческих»// [[old:gen:06:02|(Быт.6:2)]], и еще он же: //«кто будет злословить Бога своего, тот понесет грех свой...; хулитель имени Господня должен умереть, камнями побьет его все общество»// [[old:lev:24:15|(Лев.24:15, 16)]]. Также: //«боги, которые не сотворили неба и земли, исчезнут с земли и из-под небес»// [[old:ier:10:11|(Иер.10:11)]]. На кого же таким именем указывает Писание в этих свидетельствах и о каких здесь говорит богах? О власти­телях. Поэтому оно и присовокупляет: //«судей не злословь и начальника в народе твоем не поноси»// [[old:ish:22:28|(Исх.22:28)]]. Так же на­зывает оно и тех, которые произошли от какого-нибудь благо­честивого предка. Так Енос, отличавшийся великой доброде­телью, был назван именем Божиим; и когда потомки его и потомки брата его стали смешиваться между собою, то Писание назвало сынами Божиими происшедших от этого добродетельного мужа. //«Тогда начали, //говорится//, призывать имя Господа Бога»// [[old:gen:04:26|(Быт. 4:26)]]. Также народ иудейский почтен этим названием в сло­вах: //«Я сказал: вы – боги и все – сыны Вышнего»// [[old:ps:081:06|(Пс.81:6)]]. Бог назвал так этот народ по своему человеколюбию. Таким образом объясняется и следующее изречение: «кто будет злословить Бога своего, тот понесет грех свой..., т.е. кто злословит властителя, хулитель имени Господня должен умереть, камнями побьет его все общество», т.е. кто при­свояет имя истинного Бога неистинным богам. Такой грех не простителен, почему и наказание за него тягчайшее. Назы­ваются этим именем и языческие боги, но не по достоинству и не по праву на такое название, а по обольщению заблудившихся и назвавших их таким именем. Потому и Павел говорит: //«хотя и есть так называемые боги»// [[new:1kor:08:05|(1Кор.8:5)]], выражая, что они не суть истинные боги и называются так не по достоинству. О каких же богах пророк говорит здесь: Бог богов? Мне ка­жется – о языческих, не как об истинных, но как почитае­мых такими от людей заблудившихся. Так как иудеи были еще грубы и не вполне чужды идолослужения, но были склонны к идолам и имели много остатков беззакония, то он очищает мысли их и от этого, показывая, что Бог есть Господь и тех богов. Действительно Он есть Господь и бесов, т.е. самого существа их; а злые мысли и всякое зло от них про­исходит. Мне кажется, что этот псалом имеет связь с предыдущим. И здесь написано обличение и осуждение греш­ников; только там пророк призывал к слушанию всю все­ленную, а здесь – сами стихии, распростертые по всей вселен­ной. Здесь другое зрелище, другое собрание: там – народы, зем­нородные, богатый, бедный; здесь – небо и земля, и сам Бог представляется судящимся и оправдывающимся пред народом иудейским. Поэтому нам нужно иметь и больше внимания. То же делает и другой пророк, – представляет Бога судя­щимся и призывает в судии дебри и основания земли: //«слушайте, //говорит,// горы, суд Господень, и вы, твердые основы земли: ибо у Господа суд с народом Своим, и с Израилем Он состязуется»// [[old:mih:06:02|(Мих.6:2)]]; и еще: //«Я еще буду судиться с вами, говорит Господь, и с сыновьями сыновей ваших буду судиться»// [[old:ier:02:09|(Иер.2:9)]]. И во многих местах Писаний можно видеть такое изображение; оно особенно поразительно, достойно человеколюбия Божия, и по­казывает неизреченную благость Бога, снисходящего до того, чтобы судиться с людьми. **//Беседы на псалмы. На псалом 49.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Бог богов Господь глагола, и призва землю от восток солнца до запад** **«Псалом Асафу».** Это – наставник особаго лика псалмопевцев, как дает знать книга Паралипоменон ([[old:1par:25:26|1Пар.25:26]]). Ибо псалмы, пред сим изъясненные и начинающиеся псалмом сорок первым, поручено было петь сынам Кореевым, которые сами были начальниками другаго лика. А есть и другие псалмы, в надписании которых находится их имя, и которые, если даст Бог, объясним мы. Настоящий же псалом, приписываемый Асафу, согласен с псалмом ему предшествующим; потому что предвозвещает также будущий суд и пришествие Бога и Спасителя нашего; предвозвещает вместе и новый завет, показывая, что служение подзаконное Богу не угодно. **«Бог богов Господь глагола, и призва землю от восток солнца до запад».** Предыдущий псалом призывал к слышанию учения всех людей, а этот призывает все концы вселенной. Ибо сие означают слова:// «от восток солнца до запад».// А сказанное: //«Бог богов»// три переводчика истолковали иначе: Бог крепкий, возглаголав, призвал землю. Но семьдесят именуют богами тех, которым дано право начальствовать и судить, что свойственно единому Богу. Сему научает нас псалом восемьдесят первый, надписанный также Асафу. Ибо сказав: //«Бог ста в сонме богов: посреде же боги разсудит»//, Пророк присовокупил: //«доколе судите неправду и лица грешников приемлете? Судите сиру и убогу, смиренна и нища оправдайте»// ([[old:ps:081:01|Пс.81:1–3]]); а сие свойственно иереям и всем другим, кому поручечено творить суд. Так и закон предписывает: //«богов да не злословиши, и князю людей твоих да»// не речеши зла ([[old:ish:22:28|Исх.22:28]]). В смысле же более собственном богами могут быть названы сотворенные по образу Божию и сохранившие сей образ неизмененным, потому что их-то Бог и собирает вселенную на суд. ===== Евфимий Зигабен ===== **Бог богов Господь глагола, и призва землю от восток солнца до запад** **Бог богов Господь глагола, и призва землю** В св. Писании можно различать четыре значения, в каких употребляется имя Божие. Первое всего Богом называется Господь и Творец неба и земли. Во вторых именем Божиим называются иногда в Писании из подражания и по подобию и люди, как в приведенном выше месте: //Бог богов Господь глагола//, или как наприм. в другом псалме: //Бог ста в сонме богов, посреде же боги разсудит// [[old:ps:081:01|(Псал. 81,1)]]. Или еще: //Аз рех: бози есте, и сынове Вышняго ecи// (Там же, [[old:ps:081:06|ст. 6]]). Или наконец: //Богов да не злословиши, и князем людей твоих да не речеши зла// [[old:ish:22:28|(Исх. 22,28)]]. Ясно, что во всех указанных местах богами называются такие люди, которые своею добродетельною жизнью явились подражателями Богу, и которые, будучи начальниками и судьями, уподобляются Ему в своем управлении и на суде. В третьих называются именем Божиим некоторые люди по аналогии, как напр. Моисей назван богом Фараона, так как совершил пред ним знамения и разные чудеса, наводил на него казни и снова повелевал им останавливаться, имел Аарона провозвестником своей воли и явился перед Фараоном, как владыка жизни и смерти. Это третье употребление имени Божия отличается от второго тем, что Моисей называется не просто богом, но богом Фараона. В четвертых именем Божиим называются боги языческие, как называли покланяющиеся им, по своему заблуждению и неразумию, напр. //Идите и взывайте к богам, которых вы избрали// [[old:sud:10:14|(Суд. 10,14)]]. Или еще: //Не сотворите себе сами богов сребряных, и богов златых// [[old:ish:20:23|(Исх. 20,23)]]. Итак Дух Святый устами пророка Давида говорит, что Творец князей и судей земных и Господь всего //глагола//. А что именно глагола Бог, это объясняет другой пророк, как заметили мы выше: //Слышите горы и дебри основания земли// [[old:mih:06:02|(Мих. 6,2)]]. Глагола Бог и при этом призвал к слушаний своих глаголов всю землю. **От восток солнца до запад** Т. е. именно всю землю, от одного края до другого, или от одной крайней ее границы до другой. ===== Еп. Ириней (Орда) ===== **Бог богов Господь глагола, и призва землю от восток солнца до запад** Псалом 49-й написан Асафом, и если этот Асаф одно и то же лицо с упоминаемым в [[old:1ts:15:17|1 Цар. 15:17,]] [[old:1ts:15:19|19,]] – во времена Давида. Известно, каким блеском Давид окружил богослужение; некоторые израильтяне до того ослеплялись этим блеском и пышностью, что могли приходить к мысли, что сущность богослужения и заключается во внешнем великолепии его, а не в сердечном расположении жертвоприносителя. Асаф направляет свой псалом против тех, которые думали, что Бог довольствуется одним внешним, вещественным жертвоприношением, и не требует внутреннего участия, сердечного раскаяния в грехах и всецелой преданности Господу. Для большей силы и внушительности своего предостережения от такого опасного заблуждения, псалмопевец представляет явившимся и говорящим самого Господа. Высочайший (**Бог богов**) и всемогущий Господь начинает речь и призывает всю землю (**от восток солнца** и проч.) во свидетели Своей обвинительной речи против Израиля [[old:vtor:32:01|(Втор. 32:1)]]. **//Руководственное пособие к пониманию Псалтири.//** ===== Лопухин А.П. ===== **Бог богов Господь глагола, и призва землю от восток солнца до запад** Писателем псалма был Асаф (см. о нем во введении к Псалтири). Можно думать, что этот Асаф был современником Давида и псалом поэтому нужно считать писанным в царствование Давида. Псалом представляет обличение евреев в распространении среди них взгляда на богослужение и богоугождение как на внешнюю форму, как только на соблюдение закона со внешней стороны, почему у приносящего, напр., жертвы не было покаянного, духовного настроения ([[old:ps:049:14|14]], [[old:ps:049:17|17-18]], [[old:ps:049:21|21]]). Действительно, торжественная постановка внешнего богослужения, введенная Давидом, могла ослеплять своею пышностью и блеском еврея, вообще склонного ко всему внешнему и чувственному, а потому и вселять убеждение, что в соблюдении внешней стороны богослужения и заключается вся сущность богоугождения. Этот ложный взгляд необходимо было рассеять, к чему и направлен этот псалом Асафа. Ту же заботу высказывал и Давид, когда при перенесении Кивота Завета на Сион требовал от обитателей последнего нравственной чистоты и внутреннего просвещения (см. [[old:ps:014:start|Пс 14]]). Согласие этого псалма с эпохой Давидова времени, равно как и сходство его содержания с псалмами Давида, подтверждают предположение о его происхождении из эпохи Давида и о писателе Асафе - как современнике того царя. **Бог богов Господь глагола, и призва землю от восток солнца до запад** //Бог богов призывает на суд пред Себя свой народ - евреев// //"Бог богов"//. Повторение одного и того же слова употребляется для усиления его значения, как напр., суета сует, песнь песней и др. "Бог богов" - значит высочайший Бог. Под богами нужно разуметь языческие божества, за которыми хотя истинный еврей не признавал реального бытия и живого могущества, но не считаться с верованием в них не мог, так как эти верования в ложных богов были распространены среди соседей язычников, да и сами евреи часто увлекались ими. Указанием, что Господь, Бог евреев, есть Бог богов, псалмопевец устанавливает истинность и высоту верований евреев в Господа, как единого и высшего над всею землею. Этим же указанием определяется важность и серьезность повиновения Ему и великая преступность оскорбления Его непослушанием Его заповедям. - //"Призывает землю"// - Изображаемый суд Бога над евреями производится пред всею землею, так как Господь есть Бог и Владыка всего живущего. - //"От восхода солнца до запада"// - две противоположные стороны света берутся для означения всего света. ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **Бог богов Господь глагола, и призва землю от восток солнца до запад** Псалом 49 имеет краткое надписание: **Псалом Асафу**. Сей Асаф принадлежал к сословию священников и левитов и был одним из начальнейших певцов и даже начальников музыкальных хоров, учрежденных при Давиде для более торжественного совершения богослужения, сначала в скинии, а потом и в храме Соломоновом [[old:1par:15:17|(1 Пар.15:17]], [[old:1par:15:19|19]], [[old:1par:15:07|16:7]], [[old:1par:16:37|37]]; [[old:2par:05:12|2 Пар.5:12)]]. Этот же Асаф, по свидетельству книги Паралипоменон, называется и пророком. Поэтому, не без основания, он признается не только певцом, но и составителем как этого, так и других псалмов, имеющих в надписаниях его имя. Да и самое содержание этого псалма, в котором от лица Самого Бога со всею строгостью обличается лицемерное благочестие тех иудеев, которые все богоугождение полагали в одном лишь устном исповедании предписаний закона ([[old:ps:049:16|ст. 16]] и след.) и наружном исполнении его обрядовых уставов [[old:ps:049:08|(ст. 8)]], дает основание думать, что псалом сей составлен во времена Давида или Соломона. Известно, каким блеском Давид окружил богослужение. Некоторые израильтяне до того ослеплялись этим блеском и пышностью, что могли приходить к мысли, что сущность богослужения и заключается во внешнем великолепии его, а не в сердечном расположении жертвоприносителя. Как один из начальников певческих и музыкальных хоров, Асаф, постоянно присутствовавший при богослужениях, мог, конечно, как никто другой, видеть такое неправильное понимание истинного богопочтения в народе еврейском, а потому, имея в виду возбудить в этом народе дух веры и истинного благочестия, он и направляет свой псалом против тех, которые думали, что Бог довольствуется одним внешним, вещественным жертвоприношением и не требует внутреннего участия, сердечного раскаяния во грехах и всецелой преданности Господу. Для большей силы и внушительности своего предостережения от такого опасного заблуждения псалмопевец представляет явившимся и говорящим Самого Господа. Высочайший и всемогущий (**Бог богов**) Господь начинает речь и призывает небо и всю землю на суд, быть свидетелями Его обвинительной речи против Израиля. Так как во всем псалме идет речь о суде Божием над грешниками, то многие из отцов Церкви и толковников этого псалма видят в нем таинственный смысл и многие места его объясняют как пророчественные о втором пришествии Христовом и о всеобщем Страшном Суде Его над всем миром. Ст. 1–2 **Бог богов Господь глагола, и призва землю от восток солнца до запад. От Сиона благолепие красоты его** О каких богах здесь упоминается, когда мы веруем и знаем, что во всем мире един есть Господь Бог, Творец мира и Вседержитель? Здесь под именем **богов** разумеются, во-первых, ангелы Божии, как творящие волю Божию и исполняющие суды Его [[old:2ts:24:16|(2 Цар. 24:16)]], – в таком смысле богами названы ангелы Божии в [[old:ps:096:09|Пс. 96:9]]: «//зело превознеслся еси пред всеми боги//», также в [[old:ps:134:start|Пс. 134]]. Во-вторых, богами называются в Священном Писании святые люди, которые добродетельною и святою жизнью явились подражателями Богу и по благодати усыновления названы «//сынами Божиими//» [[new:mf:05:09|(Мф. 5:9]]; [[new:in:01:12|Ин. 1:12]]; [[new:gal:03:26|Гал. 3:26)]]. «//Aз рех: бози есте и сынове Вышняго вси//» [[old:ps:081:06|(Пс. 81:6)]]. В-третьих, богами названы в Ветхом Завете судии и правители народа: «//Богов да не злословиши и князю людий твоих да не речеши зла//» [[old:ish:22:28|(Исх. 22:28)]]. В этом смысле и пророк Моисей назван был «//Богом фараона//» [[old:ish:07:01|(Исх. 7:1)]], так как совершил пред ним знамения и разные чудеса, наводил на него казни и снова отвращал их и являлся пред фараоном как владыка жизни и смерти. В-четвертых, богами называются ложные боги языческие и идолы их серебряные и золотые, в которых бесы принимают от людей божеское поклонение: «//Вси бози язык бесове//» [[old:ps:095:05|(Пс. 95:5]]; [[old:is:41:23|Ис. 41:23]]; [[old:ier:10:05|Иер. 10:5–11)]]. «//Пожроша бесовом, а не Богу, богом ихже не ведеша//» [[old:vtor:32:17|(Втор. 32:17)]], – так обличал Господь израильтян за идолослужение их во время путешествия из Египта в землю обетованную. Господь Бог над всеми богами явился и стал говорить и призвал всю землю, не Иудейскую только, но всю землю – от края до края ее, от восток солнца до запад. Он явился от Сиона, с той горы святой, на которой стоял (и стоит) знаменитый и священный город Иерусалим, с его святыней – храмом Господним, явился с такого места, прекраснее которого не было на земле, которое считалось в свое время верхом красоты (см. в пер. с евр.), от Сиона благолепие красоты Его, или, как называет его пророк Иеремия: «//Венец славы, веселие всея земли//» [[old:pier:02:15|(Плч. 2:15)]]. По мнению св. Иоанна Златоуста, Сионом здесь называется целая страна Иудейская и Иерусалим. От Сиона благолепие красоты Его, т.е. все благодеяния роду человеческому, «ибо благолепие и красота Божия, – говорит св. Златоуст, – есть благость, человеколюбие и благотворение всем» [5, с. 254]. На Сионе, или в Церкви, Господь проявил все благолепие любви Своей во спасение рода человеческого. «Но так как, – говорит блж. Феодорит, – далее говорится о втором пришествии Господнем, о Суде Его, то под Сионом можно разуметь небо, а под благолепием красоты – владычество и царское достоинство небесного Судии» (Толкование еп. Палладия, с. 228). «//Господь воцарися, в лепоту облечеся//» [[old:ps:092:01|(Пс. 92:1)]]. //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]